Почти год не могут получить причитающиеся им деньги жители Спасского района Приморского края. Их водит за нос ВЭК – Восточная энергостроительная компания…


В редакцию АрсВест обратилась жительница Свиягино Галина Юрьевна Тетерева. Её супруг, Юрий Петрович, вместе с односельчанами Сергеем Петровичем Гончаренко, Валентином Ласловичем Русиным и Александром Григорьевичем Шевчуком (бригадир) подрядились вырубить просеку для высоковольтных линий электропередачи в пойме реки Уссури.


«ЛЭП-500 – не простая линия…»


От этой строчки из популярной песни веет романтикой первых советских пятилеток. Не всё, конечно, в реальной действительности оказывалось так радужно, как пелось. И не только «за туманом и за запахом тайги» ехали молодые парни и девчата – первые строители Байкало-Амурской магистрали, ДнепроГЭС и Магнитки, Новоспасского цементного завода и ЛЭП-500. Но деньги им платили! Оттого и про задержку зарплаты не пели – не было такой необходимости.
Сейчас – куда сложнее. И романтикой история, которую мы хотим рассказать, уже не пахнет. От неё, скорее, явственно несёт Уголовным кодексом.
Но – обо всём по порядку.


Есть «Восточная энергетическая компания» – российский экспортёр электроэнергии в китайскую провинцию Хэйлунцзян и в Монголию. Техническую возможность её переброски обеспечивают ЛЭП (линии электропередач), соединяющие энергосистемы Дальнего Востока и северо-восточных провинций Китая.
Впрочем, речь не об АО «ВЭК», а об ООО «ВЭК» – Восточной энергостроительной компании, руководит которой предприниматель Максим Леонидович Скрыльников. С уставным капиталом всего в 10 тысяч рублей (!). Стандартный, в принципе, «джентльменский набор» дальновидного современного бизнесмена. Он позволяет зарегистрироваться, но не оставляет сомнений: если суд вознамерится взыскать с такой фирмы деньги, его может ожидать полный облом.


Фирмы-«тёзки», если судить по аббревиатуре – ВЭК, думается, находятся в деловых, а не в романтических отношениях: ООО «ВЭК» строит эти самые ЛЭП для АО «ВЭК».


ЛЭП – не тигр и не медведь, чтобы ломиться через непроходимую лесную чащу. Для неё нужно вырубить достаточно широкую просеку, чтобы и в последующем предотвратить всякие непредвиденные случайности типа падения деревьев на провода, с порывами и отключениями. Т.е. путь энергетикам должны проложить люди с пилами и топорами.
Нелёгкая это работа – расчистка просеки (кто не верит – пусть сам попробует), и люди за неё берутся из-за крайней нужды. И поют они иные песни: «А я еду за деньгами – за туманом едут только дураки».


Однако нередко вместо денег получают – туман. Туманные, в смысле, обещания.
Галина Юрьевна Тетерева уже потеряла счёт звонкам работодателю. Тому самому Максиму Леонидовичу Скрыльникову, который в январе 2019 года подписал «Технологическую карту на вырубку просеки для воздушных линий электропередачи 220 кВ «Лесозаводск – Спасск – Дальневосточная», а в марте – акт приёмки освидетельствованного её участка, подтвердив:  «Работы выполнены в соответствии с проектной документацией на общей площади в 18,9 гектара, замечаний нет».


Бригаде Александра Григорьевича Шевчука, которая вела рубку просеки, утверждает Тетерева, заплатили только за 7,2 гектара, остальные деньги (за 8,1 гектара) обещают отдать «завтра»… И такими «завтраками» людей кормят девять месяцев! А им реально уже не на что хлеб купить…


Правоту кинутой на деньги бригады вальщиков леса подтверждает и объяснительная одного из участников процесса:
«Я, Малюженко Сергей Николаевич, настоящим информирую о том, что с января 2019 года выполнял работу инженера ПТО на участке № 3 «ЛЭП 220 кВ Лесозаводск – Спасск – Дальневосточная» для ООО «ВЭК», который является подрядчиком по вырубке участка просеки в пойме реки Уссури за свой счёт и своими средствами.
В январе 2019 года я познакомил Казакова Виталия Сергеевича (помощник финансового директора ООО «ВЭК» – ред.), моего непосредственного начальника, с бригадиром вальщиков Шевчуком Александром Григорьевичем.
После проведения переговоров стороны договорились о том, что замеры по фактически выполненным работам со стороны ООО «ВЭК» исполнил я, со стороны бригады субподрядчиков – Шевчук А.Г.


После проведения работ, что подтверждается актом выполненных работ за март 2019 года, где бригада выполнила 18,9 га, но по замерам вышло 8,1 га.
Я подтверждаю, что бригада Шевчука А.Г. выполнила полностью озвученный выше объём работ. Я лично передал 40000 рублей бригаде. Остальные суммы мне не доверили передавать.
Со слов Шевчука А.Г., бригаде не оплатили 405000 рублей за выполненный объём работ 8,1 га в пойме Уссури».


Как  выяснилось, и сам Сергей Николаевич оказался «в одной лодке» с вальщиками: с ним работодатель тоже не рассчитался, как полагается…


Люди как щепки


Богат русский язык ёмкими пословицами и поговорками. Удивительно, но с годами они не теряют актуальности, а порой, как в нашем случае, наполняются и вполне конкретным содержанием. К примеру, эта: «Лес рубят – щепки летят».
Видимо, в ООО «ВЭК» реально считают людей щепками. Иначе поступали бы с ними так, как предписывает Трудовой кодекс, а не «понятия».
Быть может, руководство ВЭКа чувствует себя неуязвимо оттого, что допустило к работе бригаду Шевчука без оформления трудового договора? Типа, куда они пойдут жаловаться?


Ну, вариантов много: уполномоченный по правам человека, инспекция по труду, прокуратура, суд, наконец! И отсутствие письменного договора – не препятствие.
Чтобы защитить свои права, необходимо сделать первый шаг – установить факт трудовых отношений между работником и работодателем. Исковое заявление подается в районный (городской) суд по месту нахождения работодателя – ответчика по иску.


Желательно еще до подачи иска собрать хоть какие-то документы, подтверждающие факт трудовых отношений. Если неофициально сделать это не удаётся, можно подать заявление о выдаче документов, связанных с работой.
Второй шаг – исковое заявление в суд о взыскании заработной платы и денежной компенсации за задержку её выплаты, с учетом последних изменений действующего законодательства.


Размер ежемесячной заработной платы не должен быть меньше, чем действующий МРОТ (минимальный размер оплаты труда).
Для обращения в суд по трудовым спорам установлены сокращенные сроки. По требованиям о взыскании заработной платы они составляют 3 месяца с момента нарушения права работника.


Работники по трудовым спорам освобождены от уплаты государственной пошлины.
Работник имеет право на компенсацию морального вреда. В исковом заявлении необходимо указать страдания, которые были причинены действиями работодателя.
Перед подачей иска в суд работник может обратиться с жалобой в Инспекцию по труду. Трудовой инспектор вправе провести проверку по документам работодателя и этим помочь в сборе необходимых доказательств.


Правовой ликбез для тех, кто не чтит Уголовный Кодекс


В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции РФ, каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Поэтому невыплата заработной платы и иных выплат является одним из нарушений конституционных прав гражданина.  

 
Трудовой кодекс гласит: если между работником и работодателем не был оформлен надлежащим образом трудовой договор, то он будет автоматически заключаться при условии, что работодатель фактически со своего ведома или по своему поручению допустил работника до работы.


А то, что допустили, подтверждается не только словами самих рабочих и объяснительной запиской инженера ПТО Малюженко. Валка леса – труд, чреватый травмами и реальной угрозой для здоровья и жизни, и потому бригаду Шевчука инструктировали по технике безопасности, о чём каждый из них расписался в специальном журнале. Да и зарплату-то им уже выдавали.  
Даже если договора, как такового, нет в оформленном письменном виде, это не означает, что работодатель не обязан своевременно оплачивать труд!


Статьей 145.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выпла, часть 1 котрой устанавливает ответственность за частичную свыше трех месяцев невыплату заработной платы (пенсий, стипендий, пособий, иных установленных законом выплат). Таким образом, задолженность в течение трех месяцев с момента установленного срока первоначальной выплаты является основанием для уголовной ответственности.


Под частичной невыплатой следует понимать осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы (наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года).


Часть 2 данной статьи: полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы или выплата её свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом МРОТ наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Правда, уголовной ответственности теперь можно избежать.


8 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 27.12.2018 № 533-ФЗ «О внесении изменений в статьи 76.1 и 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».
В нём расширен перечень преступлений, уголовные дела по которым подлежат прекращению при условии возмещения ущерба, установлены условия, позволяющие спастись от уголовной ответственности за невыплату зарплаты.


Работодателя не накажут, если выполняются следующие условия:
— он совершил преступление впервые;
— полностью погасил задолженность в течение двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела;
— выплатил работникам проценты за задержку;
— в действиях виновного нет другого состава преступления.
Кстати, бригада Александра Григорьевича Шевчука уже девять месяцев давала своему работодателю шанс избежать уголовной ответственности, надеясь на его добрую волю и совесть.
Однако, судя по результату, эти незыблемые человеческие достоинства, очевидно, давно обрублены, как лишние сучья…


«С петлёй на шее»


Нет, речь не о знаменитом предсмертном репортаже чешского героя-антифашиста Юлиуса Фучика, а о новом законе, уже одобренном Российским парламентом. Называется он длинно, но зато понятно: «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» в части установления особенностей исполнения решения государственного инспектора труда по принудительному выполнению работодателем обязанности по выплате начисленных работнику зарплаты и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений».


Об этом документе рассказал в СМИ сенатор Ростислав Гольдштейн:
– Согласно закону, государственный трудовой инспектор сможет принимать меры к понуждению работодателя исполнить свои обязанности по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику, во внесудебном порядке.
До этого момента действовал следующий порядок: трудовой инспектор выдает предписание о погашении задолженности перед работником. Если работодатель не исполняет его, работнику приходится самому обращаться в суд. И только после решения суда можно было получить возмещение.


Однако судебные разбирательства – процесс достаточно продолжительный и к тому же затратный, так как истцу необходимо оплачивать услуги юристов, адвокатов, госпошлины. На время суда люди остаются и без зарплаты, и несут расходы, зачастую попадают в долговую яму. Благодаря новому закону, таких проблем можно избежать.
В соответствии с новым законом, если работодатель не выполняет предписание трудового инспектора о выплате задолженности, инспектор направляет требование о списании долга со счетов предприятия в пользу работника напрямую судебным исполнителям, без судебного решения.
Такой механизм позволит оперативно вернуть людям заработанные деньги и защитить их от недобросовестных работодателей.


Разве мы не учили в школе: «Мы – не рабы, рабы – не мы»? И ещё: «Никто не даст нам избавленья – ни Бог, ни царь, и не герой, – добьёмся мы освобожденья своею собственной рукой»?
Прежде всего, освобождения от страха и пассивности при отстаивании своих законных интересов и прав!