фото

ТОРопиться в рай не надо – нам бы вырваться из ада…

Захолустный Спасск опять, как говорится, в тренде. И, похоже, ему реально приходит ТРЫНДЕЦ.

Не успели остыть громадные «мангалы», на которых в январскую стужу изжарили 72500 поросят с двух местных свиноводческих комплексов, как нас опять вогнали в ступор. Неподалёку от села Вишнёвки компания «Приморский бекон», входящая в холдинг «Мерси Агро Приморье», будет строить ещё один громадный свинарник на 83000 голов! Вторая за пять лет вспышка ящура ничему не научила?! Москва с упорством маньяка наступает на те же грабли: бьют-то они не по медным столичным лбам…

Инициативная группа Краснокутского поселения исписала тонны бумаги, сообщая в различные инстанции о нарушениях природоохранного законодательства на уже действующих комплексах: «Мерси Трейд» (в Прохорах) и «Приморский бекон» (под Вишнёвкой). Однако Министерство развития Дальнего Востока выдало разрешение на строительство очередного мега-свинарника, хотя осведомлено, что инвесторы и застройщики не имели на тот момент положительного заключения государственной экологической экспертизы, не провели публичные слушания, а технология производства не предусматривает стопроцентной утилизации вредных отходов.

Общественная некоммерческая организация представителей сёл Спасского района и города Спасска «За достойное будущее!» обратилась с открытым письмом к Гаранту Конституции – президенту Владимиру Путину в связи с нарушением конституционных прав местного населения, ставшего заложником ТОРа: «Действующие свиноводческие комплексы размещены с наветренной стороны («роза ветров» проигнорирована при проектировании!) и в окружении 7 сёл и города Спасска. Они источают зловоние на многие километры вокруг. Ядовитая смесь воздуха с парами аммиака, сероводорода, метана и другими вредными для здоровья веществами отравляет жизнь более чем 40000 жителей. Особенно это ощущается с марта по ноябрь, когда испарения из открытых прудов-накопителей наиболее интенсивны. Это прямое нарушение статьи 42 Конституции РФ. При проектировании этих комплексов не проведена государственная экологическая экспертиза проектов и не сделана предшествующая ей «Оценка возможного негативного воздействия на окружающую среду». Это нарушение Закона РФ «Об экологической экспертизе» № 174-ФЗ от 23.11.1995, п. 7.2 ст. 11, и Положения о проведении «Оценки возможного негативного воздействия на окружающую среду предполагаемого к строительству объекта», а также приказа Госкомэкологии № 372 от 16.05.2000. Этот факт подтверждает Амурская природоохранная прокуратура, которая проводила проверку этих организаций (копия письма от 11.09.2017 № 2ж-2017/273 за подписью прокурора Грицуна М.Ю.). Разрешение на строительство свиноводческого комплекса ООО «Приморский бекон» выдано Министерством развития Дальнего Востока (а должен выдавать отдел градостроительства района) без проведения государственной экологической экспертизы (это нарушение зафиксировано в акте проверки Амурской бассейновой прокуратуры). Как результат - более 120 коллективных жалоб от жителей Спасского района по экологическим нарушениям на свиноводческих комплексах. Нарушаются положения Законов: № 7-ФЗ от10.02.2000 «Об охране окружающей среды»; №89- ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления».

По жалобам жителей проводились проверки Владивостокской природоохранной прокуратурой, Росприроднадзором по Приморскому краю, Россельхознадзором и другими надзорными ведомствами. Но ни один из главных фактов грубых нарушений при проверках не нашел отражения. После ввода в эксплуатацию и в последующие два года на обоих свинокомплексах не было специальной техники для утилизации навозной жижи (отход производства 3-го класса опасности). Этот компонент не запахивали в почву, а просто сливали на рельеф, в ручей без названия и в речку Кулешовку. За эти годы «Приморским беконом» слито, по нашим расчётам, более 280000 тонн, а «Мерси Трейдом» за 4 года - свыше 300000 тонн. Это деяние против природы никто не осудил. Никто и не оспорил наши доводы. Природе нанесен огромный вред. Ручей без названия около комплекса «Приморского бекона» и речка Кулешовка на большом протяжении, считаем, вымерли. Весной 2018 года эта организация во время таяния снега сливала на рельеф необеззараженные отходы, которые потекли по селу Прохоры и по ручью в заповедник «Ханкайский». По нашим расчетам, слито не менее 14000 тонн отходов. Слив был проведен из-за недостаточного количества прудов-накопителей для хранения и обеззараживания отходов. Технологический процесс утилизации отходов производства 3-4-го класса опасности несовершенный, отсталый, ещё прошлого века.Эпидемия ящура в 2019 году подтвердила, полагаем, наши предупреждения об эпидемиологической опасности концентрации больших комплексов на ограниченной территории. При этом убытки несут не только предприятия, но и личные хозяйства граждан района.

Первый заместитель министра Минвостокразвития Осипов А.М. дал поручение найти другие площадки для строительства остальных четырёх комплексов. Оно не выполнено. Более того, «Мерси Агро Приморье» собирается строить очередной, третий по счёту, мега-свинарник. Если в этом году уничтожили 72500 голов свиней, то через 3-5 лет придется уничтожать 120-170 тысяч (вирус ящура очень трудно изжить!). Это мнение не только мнение крестьян, но и специалистов-животноводов нашего района.

Приглашенные нами ученые из Биолого-почвенного института ДВО РАН и федерального Университета обследовали ручей без названия и русло реки Кулешовка и установили, что в результате систематических сливов отходов производства со свинокомплексов превышение в них по ОКБ (общие колиморфные бактерии) – 700-500000 раз! По ТКБ (термотолерантные бактерии) - от 700 до 40000 раз! По колифагам- в 1.5-3 раза! По энтерококкам - в 2000-3000 раз! Дно ручья и речки в месте впадения в нее ручья покрыто устойчивой пленкой навозных отходов (результаты исследований прилагаются).

Наши требования предоставить правоустанавливающие документы на строительство свиноводческих комплексов игнорируются (либо таких документов нет вообще). Есть только ссылки на генеральный план развития поселений, что не является разрешительным документом для строительства таких производств, как свиноводческие комплексы.

Руководство и собственники ООО « Мерси Агро Приморье» не выполняют предписаний природоохранной прокуратуры и других надзорных органов, срывают сроки устранения нарушений, оспаривают иски в судах. Мы неоднократно предлагали руководителям и собственникам холдинга изменить проект на современный, со 100% утилизацией отходов производства и очисткой воды для повторного применения. Однако, полагаем, они считают, что затраты на строительство очистных сооружений непомерно велики.

Запахивание же жидких отходов в почву гарантированно приведёт к попаданию навоза в подземные источники воды и к их заражению, как уже случилось это в центральной части России. Тревога не напрасна. Западнее села Красный Кут есть подземное водохранилище. Из него снабжается питьевой водой село и бывший воинский гарнизон. Нет никакой гарантии, что при интенсивном применении такого метода на всех полях вокруг в него не попадёт навоз. Мы, жители Спасского района и города Спасска, не хотим жить среди свинарников!»

Это – не первое (безрезультатное, кстати) обращение к Гаранту Конституции. В прошлом году «ходоки» доставили в приёмную президента коллективное обращением более чем 3500 жителей Спасска.И что? – А ничего!

В новом обращении авторы потребовали прекратить дальнейшее строительство мега-свинарников в этом районе из-за отсутствия достаточного количества земель для утилизации отходов производства и большой вероятности эпизоотий - как для самих комплексов, так и для личных хозяйств жителей района, а также зловонного запаха, отравляющего воздух на многие километры вокруг.

Второй пункт не менее радикальный: обязать руководство «Приморского бекона» и «Мерси Трейда» в кратчайшие сроки устранить все нарушения, обнаруженные надзорными органами и активистами района. До полного устранения нарушений работу комплексов НЕ ВОЗОБНОВЛЯТЬ.

Однако и в планируемом к строительству третьем свиноводческом комплексе (всего «Мерси Агро Приморье» намеревается построить их под Спасском семь) заложен устаревший технологический процесс утилизации отходов производства - заделка в почву специальной техникой.

- Он неприемлем в наших климатических условиях, - говорит староста села Вишнёвки, сопредседатель организации Спасского района и города Спасска «За достойное будущее!», общественный эксперт-эколог Валерий Бочаров. - Это показала практика применения метода на двух существующих комплексах.

Земли в нашем районе суглинистые, с уклоном к ручьям и речкам, пахотный слой не более 25-30 сантиметров. Заделка навозной жижи ведется на глубину 50-70 сантиметров. Вопрос - для чего? Чтобы она просочилась в подземные протоки и заразила наши питьевые ресурсы?! Как удобрение, такой навоз лишь на 40% усваивается растениями, а остальное перерабатывают микроорганизмы в земле (в наших условиях это 2-3 года). Заделка в почву ведется после уборки урожая, а в это время года в почве сильно много влаги. При внесении в почву навозной жижи добавляется еще 100-150 тонн жидкости на гектар, и все это «добро» плывет по уклону в ручьи и речку. Это мы наблюдали в 2018 году, когда навозная река потекла на десятки километров.

Ученые из Биолого-почвенного института пришли в ужас от результатов обследования ручья и речки Кулешовки. Технология заделки навоза в почву таким способом не обеспечивает регулировку количества вносимого навоза. При остановке и порывах шлангов, пробуксовке получаются неконтролируемые разливы большого масштаба. Есть много и других причин, по которым мы считаем этот метод неприемлемым.

- Закрытость и бесконтрольность хозяйственной деятельности ТОРов, - утверждает активист, - приводит к варварским сливам на рельеф, в ручьи и речку огромного количества навоза. Это мы наблюдали на протяжении двух лет, когда на свинокомплексе под Вишнёвкой не было ни одной единицы специальной техники для внесения в почву. И даже сейчас собственники, видимо, не хотят закупать такую технику в необходимых количествах. Наше мнение - этот метод утилизации позволяет нарушать природоохранное законодательство, и нет уверенности, что в будущем нам не придется устранять последствия такого отношения к природе со стороны этой организации. Ежегодное внесение этого не переработанного удобрения приведет к заболачиванию почвы и ее эрозии.

В проекте очередного, третьего, мега-свинарника повторяются те же ошибки, что и на уже действующих комплексах.

- Нахожусь под впечатлением статьи доктора экономических наук, профессора Н. Кричевского «Экономика без нравственности», - с горечью говорит Валерий Михайлович. - Автор прав: как может развиваться экономика в стране с бандитской системой приватизации, бесконтрольным хамством силовиков, узаконенным уничтожением заводов и фабрик, разгулом преступности, повальным пьянством и наркоманией населения от безысходности жизни, процветанием проституции и воровством чиновников? Какая нравственность может быть у бизнесменов, построивших громадные свиноводческие комплексы (во всём мире уже отказались от таких монстров!) без очистных сооружений и бессовестно сливавших два года навоз в речку?! Такое ощущение, будто они живут не в России, а где-то в другой стране или даже в иной реальности. Главное для них, видимо, зарплата и личное благополучие, сиюминутное благоволение начальства.

18 июня пройдут общественные обсуждения проектной документации, а ровно через неделю, 24-го, вакантное кресло главы Спасского района (Алексей Салутенков как-то очень вовремя сложил с себя полномочия) займёт новый «эффективный менеджер».

И почему-то депутаты районной Думы, в большинстве своём «единороссы», ещё до выборов уверены в победе Андрея Колота - нынешнего генерального директора «якорного инвестора» ТОР «Михайловский» - «Мерси Агро Приморье», принёсшего столько бед жителям Спасска и Спасского района.

Ничего личного, но и ежу понятно, думаю, что Андрей Викторович – ставленник крупного свиного бизнеса. Спасский район действительно превратится в Свинский?!

Ольга Купчинская,

руководитель Спасского филиала регионального общественного Движения по борьбе с коррупцией в органах власти «Хранители закона».

Спасский район Приморского края.

Коллаж Олега Игнатенко.