фото

В нынешнем году день 9 мая выдался солнечным. Те из ветеранов, кто способен передвигаться самостоятельно, пришли, на праздничные мероприятия, посвященные празднику Победы, которые проходили во всех микрорайонах Москвы. Со сцены звучали поздравления, слова благодарности и песни о военной поре. Музыка и стихотворения не умолкали добрую половину дня. Рядом источала ароматы военно-полевая кухня.

По традиции, любой желающий мог отведать горячей солдатской каши. Очередь желающих выстроилась мгновенно. Вскоре ветеранов пригласили к праздничному столу.

Подобные праздничные мероприятия для пожилых людей, которые живут прошлыми воспоминаниями, необходимы. Но праздник всегда заканчивается, и начинаются будни. Для кого-то из ветеранов они по-прежнему остаются борьбой, но только сейчас не за землю, обагренную кровью тех, кто положил свою жизнь на полях войны, а за здоровье и существование в условиях нынешней социальной действительности, которая, увы, оказалась нелегкой. Дают о себе знать раны, полученные на войне, перенесенные лишения фронтовой жизни.

Переломанные судьбы

Судьба каждого ветерана – как отдельная книга, которую читаешь взахлеб, перелистывая страницу за страницей.

фотоНепосредственных участников Второй мировой войны – единицы, Время неумолимо мчится вперед, прибавляя седины. Многие из них болеют – дают знать о себе боевые раны. И уже давно отгремели бомбежки и взрывы, а они все помнят, как рвались в бой под свинцовую «трель» автомата, понимая, что сейчас только от них зависит судьба страны и будущее их детей.

На встречи ветеранов, в последние годы приглашают и тех, кто относится к детям войны. Их роль в событиях тех давних военных лет неоценима. Они обеспечивали фронт продовольствием и одеждой, трудились на колхозных полях наравне со взрослыми. Трудное время выпало для страны. Все население жило в ожидании вестей с фронта..

«Когда началась война, — рассказывает одна из гостей Роза Алексеевна Мирошниченко, проживающая в микрорайоне Москвы, который называется Рязанка — мне исполнилось всего одиннадцать лет. Мои старшие сестры вызвались идти на фронт добровольцами, не желая оставаться в стороне от общей беды.

Старшую сестру определили в стройбат, а та, что двумя годами помладше, отправили рыть окопы. Она замерзла или умерла от голода, мы не знаем точно. Больше мы ее не увидели. И конечно, нашей радости не было предела, когда старшая сестра возвратилась с фронта невредимой.

Страшное время было, не дай Бог нынешнему поколению пережить то, что выпало на нашу долю. В деревнях и селах голодали, не хватало мужской рабочей силы, женщины брали на себя все заботы по хозяйству, проявляя невероятную выдержку.

Мы со взрослыми большую часть времени проводили на полях, обрабатывая их и собирая урожай. Шили одежду, вязали варежки для солдат и непременно вкладывали в укромный уголочек вязанной рукавички записочку с обратным адресом. Тем, кто каждый день ходил по лезвию смерти и в любой момент мог остаться лежать на поле боя мертвым, эти записочки вселяли веру и прибавляли силы.

А мы с нетерпением ждали писем с фронта. С приходом каждого письма наступал какой-то невероятный праздник. Так жили, не роптали и верили в скорую Победу. Вера, единство сделали свое дело. Сейчас без слез на глазах обо всем этом невозможно вспомнить».

Ветераны просили сфотографировать их. И ощущалось какое-то еле уловимое счастье от того, что молодое поколение не забывает о них. Хотелось, чтобы подобное чувство сопровождало их не только в день Победы, а повседневно. И может быть, расправятся морщинки, будто маленькие лучики возле глаз, дарящих доброту и ласку.