фото

В конце мая 2018 г. танкер «Палладий» прибыл с экипажем в Южную Корею с целью проведения ремонта. Я проходил на том танкере первичную морскую практику.

НАС РЕШИЛИ «ПОДОИТЬ»?

Неприятности начались сразу, как только танкер был поставлен на стапеля заводом «KJ» – произошла утечка топлива в море на территории завода. В принципе, рядовая ситуация и, в случае разбирательства данного инцидента у нас в стране, думаю, что виновным признали бы администрацию завода, которая не установила боновые ограждения, ввиду чего произошла данная утечка.

Однако там было все иначе. Администрация завода не только не выставила боновые ограждения, но и запретила нам использовать специальные ингредиенты для сбора данной жидкости. Они вызвали полицию и СМИ, инцидент был поставлен на вид. Все закончилось заочным решением суда, по которому старший механик был признан виновным в халатности и приговорен к административному штрафу 3000000 вон (примерно $2860).

Данное решение было направлено в судоходную компанию «Дальтранс» в г. Владивосток. Представитель компании «Кымжин Хэун» сообщил собственнику, что ввиду данного инцидента мы обязаны произвести ряд работ, которые могут выполнить только они. Пришлось с ними заключить договор на ряд работ. В ходе исполнения этих работ мы задавали вопрос представителям компании «Кымжин Хэун», зачем делать те или иные работы? Ответ: мы не должны Вам об этом говорить, но за это уже заплачены деньги.

По качеству исполнения также были вопросы. Например, при договоре на ремонт вспомагательного двигателя имелось ввиду, что завод изготовит и приобретет недостающие детали и узлы, после чего двигатель будет собран и запущен в работу. Но двигатель был разобран и выставлен счёт за диагностику в размере $10000.

АРЕСТ СУДНА И БЕГСТВО

По факту счетов на сумму $134725 возникло разбирательство. Из-за финансовых проблем не был оплачен вовремя ремонт заводу «KJ», и на основании его иска танкер был арестован. Арест снят судом 14.08.2018 после оплаты долга 315956750 вон (примерно $ 300911).

Одновременно стали приходить требования от компании «Кымжин Хэун» оплатить $134725 без разбирательства в суде. По моему мнению, этот факт и привел собственника компании к решению без таможенного оформления вывести танкер с экипажем из г. Пусан во Владивосток.

На танкер он прибыл 28.08.2018, после чего между ним и капитаном танкера произошел конфликт, в результате которого капитан передал собственнику все дела и стал за штурвал танкера. Однако в последствии суд не снял с капитана всей ответственности за угон танкера, и он был приговорен к тюремному заключению.

23.08.2018 в связи со штормовым предупреждением танкер вышел в море и встал на якорную стоянку. А затем отправился во Владивосток.

ЗАДЕРЖАНИЕ СУДНА

28.08.2018, примерно в 2.30, я вышел на корму судна и увидел с правого борта корабль ВМС Республики Корея (1009 ХАМ), а также приближающие огни вертолета (В-515). За кормою на расстоянии 10-15 м находились 2 или 3 катера и спасательное резиномоторное судно.

На палубе был подключен пожарный ствол, который использовался для уборки воды с палубы, и был направлен в воду, чтобы на винт не намотался трос. Все происходило в нейтральных водах в районе о. Цусима. Минут через 5 указанный вертолет прилетел к танкеру. На нем не было видно каких-либо логотипов.

Танкер стал двигаться зигзагом, и вертолет улетел в сторону, а корабль, находящийся не более 10 м от правого борта, стал обстреливать танкер из корабельной пушки очередями. Снаряды пролетали между танкерной частью и надстройкой. В случае попадания одного из них в танкерный трубопровод, мог произойти взрыв, последствием которого могло стать затопление судна и гибель экипажа.

В 3.30 я прибыл в машинное отделение для несения вахты, но главный двигатель к тому времени был выключен. После 4.00 зашли сотрудники полиции Южной Кореи и забрали старшего механика наверх.

В машинном отделении я пробыл до 8.00, а выходя оттуда, увидел, как на нос танкера вновь прилетел вертолет без опознавательных знаков, окрашенный в тёмно-зелёный армейский цвет и совершил смену лиц, находящихся там, по-видимому, для охраны кнехт, на которые был наброшен конец от судна, буксирующего наш танкер в сторону порта Пусан.

Когда я ушел с палубы, с вертолета (принадлежность которого указывается как береговая охрана) была высажена группа, которая поднялась в ходовую рубку, машинным телеграфом остановила главный двигатель, после чего спустила трап, по которому с катеров поднялись сотрудники полиции. Они взяли под свой контроль собственника, бывшего капитана и старшего механика. (Капитан являлся бывшим, т.к. после прибытия собственника фирмы, он передал ему все дела, и встал за руль судна).

На катерах, перевозивших полицию, каких-либо опозновательных логотипов также не заметил. Сотрудников полиции я увидел в ходовой рубке на следующий день, когда по требованию властей приносил туда свой паспорт. В момент задержания танкер находился в нейтральных водах, в 2 милях от территориальных вод Японии. Корейская сторона, уведомив о случившимся японские власти, взяла наш танкер на буксир и направилась в Пусан.

АРЕСТЫ РОССИЯН

На следующий день старшим механиком был отремонтирован и запущен главный двигатель, который был выведен из строя при экстренном выключении людьми с вертолета. Вечером 30.08.2018 мы прибыли в Пусан, экипаж пришвартовал судно в порту, и до настоящего времени танкер «Палладий» находится там.

Сразу после швартовки на танкер прибыло более 30 представителей различных ведомств. Через несколько часов они ушли, после чего в наручниках были выведены собственник фирмы, бывший капитан, старший механик и один матрос. Старший механик был выпущен через несколько дней, матрос был выпущен 26.05.2019 после окончания отбытия наказания, а собственник фирмы и бывший капитан находятся в заключении.

ОТСУТСТВИЕ ОТВЕТА МИД РФ - ЭТО И ЕСТЬ ОТВЕТ

Допросы экипажа начались во второй половине сентября. Связано это было с тем, как пояснил переводчик адвоката Ким Ньёнг Чила (который был нанят мне компанией «Дальтранс» и рекомендован как лучший адвокат г. Пусана), что и он, и власти Южной Кореи, и суд о случившемся направляли письменные сообщения в МИД Российской Федерации. Ответа ни на одно из них не поступило. Убедившись в том, что по данному инциденту не будет разбирательства в рамках международного морского права, власти Южной Кореи взяли инициативу в свои руки.

Я был дважды допрошен в морской полиции и один раз в прокуратуре г. Пусана. Переводчиками были две девушки (одна из которых ранее была переводчиком представителя фирмы «Кымжин Хэун», которая выставила нам, считаю, неоправданные счета). Письменные переводы на русский язык не предоставлялись, так что от всех подписей в допросах я отказывался.

На последнем допросе в полиции мне было обещано предоставить письменный перевод допроса позже. Мои действия были оправданы, полагаю, т.к., например, выявилось, что собственнику пытались дать на подпись текст, больше похожий на чистосердечное признание, чем на его ответы.

21.08.2018 после 9.00 на борт танкера поднялись несколько сотрудников из прокуратуры и полиции, чтобы доставить меня в прокуратуру. Так как доставка в морскую полицию и обратно на судно происходила неоднократно, я без задней мысли сошел с ними с трапа и сел к ним в машину, надеясь получить в прокуратуре письменный перевод моих показаний на допросе.

Однако там мне надели наручники и сопроводили в суд. Перед судом я встретился с государственным адвокатом и переводчиком, которым была девушка из России или бывшего СССР. Общение с ней внушало надежду на успех.

Меня обвинили в том числе в направлении напора воды из пожарного лафета в вертолет В-515, а также попадания напора воды в судоводителя спасательного судна полиции. Но я пояснял, что меня вообще не было возле лафетов, что такого не могло быть, т.к. спасатель, в таком случае, должен был подойти на слишком близкое расстояние к корме судна.

СУДЕБНОЕ РЕШЕНИЕ БЕЗ ПЕРЕВОДА

После этого судья объявил обеденный перерыв, после которого обещал огласить судебное решение.

Ко мне подошли сотрудники морской полиции и, вместо обеда, надели наручники и отвезли в «Коррекционный центр» (это подобие наших СИЗО). Там меня оформили, переодели, присвоили номер и посадили в одиночную камеру. После отбоя мне вручили текст судебного решения на корейском языке, и перед тем, как поставить подпись я записал, что перевод предоставлен не был. Как я понял, в консульство был просто передан по факсу данный текст без моей подписи.

В октябре я был доставлен на допрос в прокуратуру, но допрос не состоялся. Причина та же – я заявил об отказе от подписи, если мне не будет предъявлен письменный перевод на русском языке. В результате допрос перешел в беседу. На мой вопрос, за что я лишен свободы, ответ был: за то, что я не имею постоянного места жительства в Республике Корея. Конкретного обвинения предъявлено не было.

Прокурор даже не смог назвать время, когда был облит судоводитель спасателя напором воды. Во второй половине октября я получил копию перевода обвинительного заключения, согласно которому никто из нас не имеет ни места проживания, ни места регистрации, хотя мы на допросах давали эти данные.

Для меня стало открытием то, что в отношении меня был выписан ордер на экстренный арест, т.к. я все время находился на танкере.

Согласно текста обвинительного заключения, 28.08.2018 я, моторист и старший механик, по приказу собственника компании «Дальтранс», находясь на корме танкера «Палладий», после прилета вертолета направили напор воды из пожарного рукава и пожарного лафета в судоводителя спасательного судна полиции во время маневрирования танкером «зигзагом», чем совершили особое сопротивление исполнительным органам при исполнении государственной службы, препятствуя осмотру места происшествия и исполнению принудительных действий. А на другой странице точно такое же обвинение было в адрес собственника, бывшего капитана и матроса.

Понадобилось 12 судебных заседаний, прежде чем до суда дошло, что 6 человек не могли одновременно совершать данные действия, что длина напора воды пожарного лафета не может покрывать кормовую часть танкера, а опознание потерпевшего корейского полицейского старшего механика, как лица, находящегося на верхней палубе, в момент, когда он поднимался из машинного отделения в присутствии полиции по их же требованию, не является доказательством данного обвинения. Также участие в данном действии было снято с собственника и бывшего капитана.

Более тонкие доводы, о том что спасательное судно должно было быть на слишком близком расстоянии, чтобы в него попал напор воды, и если судно шло зигзагом, то была опасность столкновения с данным спасателем, принято не было. Хотя позже самим экипажем вертолета была предъявлена видеозапись, что на момент его прилета, никаких судов со стороны кормы, не было.

Вообще не учитывалось то, что вертолет не имел видимых опознавательных знаков, и что был совершен обстрел танкера. Следствие вполне удовлетворила версия холостого выстрела не в сторону танкера. И, несмотря на наши показания, оно закрыло данное расследование, не возбуждая уголовного дела, несмотря на запросы администрации судна по данному поводу.

При этом постоянно фигурировало обвинение в срыве осмотра места происшествия и исполнения принудительных действий, не указав даже, кто именно должен был делать этот осмотр и какое именно принудительное действие не было исполнено. В обвинении не указано место совершения (скорее всего потому, что всё происходило за территорией Республики Корея).

ПРИГОВОР

06.03.2019 был озвучен приговор по данному делу. Всех признали виновными и назначили сроки:

– собственнику фирмы 2 года 6 месяцев лишения свободы и 3000000 вон штрафа;

– бывшему капитану 1 год и 2000000 вон штрафа;

– старшему механику 10 месяцев условно и 2 года испытательного срока и 3000000 вон штрафа,

– мне, мотористу и матросу по 10 месяцев лишения свободы, при этом моторист был арестован прямо в зале судебного заседания. Обвинительная часть приговора не зачитывалась, перевод на русском языке не выдавался, длилось оглашение приговора не более 5 минут.

апелляции

Нами были поданы апелляции. К моему удивлению я узнал, что прокурор также подал апелляционное письмо. Обвинение переведено было так: «… и только 6 обвиняемых, которые уточнили личные данные, были привлечены к ответственности. То есть признается что неустановленное число членов экипажа сговорилось ограничено, чтобы запустить морскую воду и напасть на сотрудников морской полиции.

Поэтому, в соответствии с законом совместного преступления, следует понимать, что во всех обвиняемых есть соучастие в преступлении. И тот факт, что обвиняемые ... не запустили морскую воду..., является ни чем иным как просьба о наказании…»

Старший механик был обвинен в сбросе «300 литров метеоритной смеси в море» и дальше пошло то, что вряд ли имеет логическое объяснение.

Во-первых, полагаю, что закон имеет обратную силу только в том случае, если он улучшает положение обвиняемого лица, соответственно, апелляция – это право обвиняемого, а не обвинителя.

Во-вторых, рассматривалось только апелляционное письмо прокурора, при этом бывшего капитана просили подтвердить показания, которые он давал на суде, уже принявшем решение.

В-третьих, рассмотрение по апелляции началось в День Победы с 09.05.2019, а закончилось 20.09.2019, когда я и матрос уже отбыли свой 10 месячный срок и больше месяца проживали на судне.

Перед освобождением дали расписку, что обязуемся явиться в суд и уведомлены о том, что в случае неявки будем доставлены принудительно и можем быть подвергнуты штрафу в 10000000 вон, а при невозможности выплаты можем быть направлены на каторгу. (За один день каторги списывается 100000 вон штрафа, т.е. 10000000 вон штрафа – это 100 дней каторги !!!) Тем не менее представитель компании «Кымжин Хэун» должен был выступить в суде, но он не пришел в суд, хотя он был уведомлен публично об этом во время предыдущего судебного заседания.

В-четвертых, согласно данному апелляционному письму прокурора, предъявленные факты в направлении напора струи воды из пожарного лафета в вертолет, а также в направлении напора струи воды из пожарного ствола в спасателя спасательного судна были не доказаны. За что я получил срок, адвокат объяснить мне не смог. На апелляции у нас был государственный адвокат.

На судебных заседаниях защищать могут только адвокаты, имеющие государственную аккредитацию. Никакие защитники, общественные и международные деятели осуществлять защиту в судах не могут. Корейцы живут только для корейцев, и, видимо, если адвокат будет слишком рьяно защищать иностранца, обвиняемого в преступлении против гражданина Республики Кореи или их государственных структур, на него будут смотреть, как на предателя и он может стать не рукопожатным.

Так предыдущий нанятый адвокат Ким Ньенг Чил, которого рекомендовали как лучшего в Пусане, считаю, не защитил ни одного из трех своих подзащитных и ушел в сторону. Также он игнорировал мою просьбу получить текст моего экстренного ареста, установить причастность или непричастность экипажа вертолета Б-515 к вооруженным силам Республики Корея, а также получить официальный ответ результата расследования факта обстрела танкера кораблем ВМС Республики Корея.

Перед принятием решения суда по апелляции нам почему-то дали последнее слово. На протяжение предыдущих 4 апелляционных заседаний ни меня, ни моториста, ни матроса вообще ни о чем не спрашивали, видео не показывали. Длились заседания по 10-15 мин., т.е. все могло быть рассмотрено в одно заседание, но было растянуто более, чем на 4 месяца. Так что на момент последнего заседания, 20.08.2019, у двоих подсудимых уже закончились сроки наказания и появились новые.

Мне и матросу дали по10 месяцев условно и 2 года испытательного срока. 10 месяцев условно получил моторист, год со штрафом бывший капитан, 2 года со штрафом собственник фирмы, 10 месяцев условно и 2 года испытательного срока со штрафом старшему механику.

Официально приговор нам предоставлен не был даже на корейском языке. Получил его только в нашем консульстве после своего обращения к консулу. Также после приговора в присутствии консула я спросил у переводчика, есть ли у нас депортация, на что он ответил отрицательно.

После этого бывшего капитана и моториста повезли в миграционный центр. У меня, матроса и старшего механика были разрешения миграционных служб на пребывание, данное разрешение мы продлевали через каждые 15 дней. Мы находились на судне, но разрешение на вылет в Россию нам не давали.

Сначала объясняли тем, что должно пройти 7 дней апелляции. Потом поясняли тем, что приговор по почте не дошёл до миграционных властей. На самом деле, я думаю, они не давали разрешения на случай, если кто-то подаст апелляцию в последний день и отправит его почтой. Если бы кто-то из нас сделал так, то мы бы находились на судне до окончания его рассмотрения.

Вторая апелляция проходит в верховном суде без участия сторон и может быть растянута на полгода. И я не исключаю, что мои показания будут искажены, якобы, моим раскаянием в содеянном, а не в том, что предъявленных фактов вообще не было.

УЗАКОНЕННЫЙ ГРАБЕЖ ПРИ ОТПРАВКЕ НА РОДИНУ

03.08.2019 мы втроем в присутствии консула прибыли в миграционный центр. До этого «Госстрахом» было отправлено перечисление для нашего перелета авиакомпании «Аврора» из г. Пусана в г. Владивосток. При этом сумма перелета превышала двойную ее стоимость.

При нас было две сумки – ручная (до 10 кг) и багажная (до 23 кг). Данные сумки были приняты в миграционном центре и помещены в багажное отделение.

Нам объяснили, что мы арестованы и имеем право на апелляцию прокурора. Нас переодели в форму заключенных и поместили в камеру. На следующий день нас по одному вызывали в баталерку, где стали объяснять, что мы можем с собою взять только 15 кг в одну сумку, и остальные вещи будут выброшены. Оставить вещи на ответственное хранение они отказались, как и составить опись изъятого имущества.

Невыполнение данного требования может стать основанием для недопущения к перелету, заявили нам. 06.08.2019 нас в наручниках привезли в аэропорт, там мы встретили моториста. Нас посадили в самолет корейской компании «Eastern Jet. Думаю, корейской стороной просто был перехвачен заказ на наш перелет.

Наш бывший капитан из-за отсутствия средств согласен тотчас идти на каторгу, чтобы отработать штраф. Однако ввиду необходимых формальностей на каторгу можно будет идти только после того, как в течение 2 месяцев он не заплатит штраф. Поэтому окончательный срок его пребывания остался неопределенным.

А ЧТО ПРОФСОЮЗ?

Некоторые члены экипажа обратились по факту задолженностей по зарплатам на сайт международного профсоюза моряков (ITF) и, как не странно, первые на неё отреагировали корейцы, которые предупредили о возможности запрета выхода в море в случае задолженности по зарплате.

Что касается Российского профсоюза моряков (РПСМ), то, согласно его же сайта, он является аффилированным членом ITF. Аффилированная фирма – это подконтрольная организация, то есть полностью не свободная в своих действиях.

Корейцы живут и работают ради корейцев. Они никогда не будут в статусе аффилированного предприятия или в международной организации, если не будет на ключевых постах их граждан. Они никогда не будут влезать в вопросы, которые могут негативно отразиться на экономике страны или действиях властей.

РПСМ не имеет ни одного филиала в Республики Корея, хотя там происходит ремонт значительного количества судов Российской Федерации. По моему мнению, компетенция и информированность нашего профсоюза оставляет желать лучшего. К примеру, его сообщение в отношение нашего танкера от 20.09.2019:

«Моряки получили условные сроки. Суд Пусана пересмотрел решение суда более низкой инстанции и смягчил наказание для нескольких российских моряков, которые пытались сбежать на судне из Южной Кореи, не заплатив за ремонт, и оказали сопротивление при задержании. Капитан и моряки получили условные сроки и штраф. Реальный тюремный срок получил лишь владелец судна, которого признали главным виновником.

http://www.sur.ru/ru/news/lent/2019-09-20/morjaki_poluchili_uslovnye_sroki_18132/

Полагаю, если бы они присутствовали на судебных заседаниях, то поняли бы, что факт сопротивления полиции не был доказан, и не было предъявлено конкретного обвинения старшему механику. И в настоящее время бывший капитан, хоть и отбыл свой срок заключения, не может быть выпущен на свободу, т.к. не имеет возможности заплатить штраф. Если бы этот вопрос профсоюз поставил на вид, то его бы могли перевести на каторгу еще во время неотбытого срока, и тогда он вовремя бы вышел на свободу.

СТРАНА БРОСИЛА И НАС, И НАШЕ СУДНО

После прилета во Владивосток я узнал о событиях с нашими военнослужащими, связанных с защитой наших водных границ от браконьеров из Северной Кореи. Вначале передавалось о сотнях нарушителей, потом о ранении из ракетницы двух военнослужащих, а через пару дней сообщили о том, что был задействован вертолет и все заканчивалось административным протоколом и депортацией.  

Теперь сопоставьте их действия с действиями Южной Кореи по задержанию танкера «Палладий». Думаю, это хороший пример, как надо беречь своих граждан и работать на экономику своей страны.

Сам танкер «Палладий» остался с разобранным вспомогательным двигателем ржаветь в World Sea Port pier г. Пусана и, скорее всего, со временем будет забран за долги. Собственник его не установлен. По поводу стрельбы корабля по танкеру и другим факторам я обращался в МИД Российской Федерации, и был получен ответ с рекомендацией поменять адвоката с приложением списка корейских адвокатов, а также с текстом, в котором они не несут ответственность за их услуги.

Наш МИД считает, что действия властей РК не выходят за рамки своего законодательства. Выходит, их не волнует, что нам не давались письменые переводы на русский язык ни на допросах, ни в судах, что не реализовывалось право одного телефонного звонка при заключении в Коррекционный Центр, что в Миграционном Центре уничтожено наше имущество. Нельзя также забывать о том, что танкер «Палладий» находится под флагом Российской Федерации, и, соответственно, не плохо было бы для нашей экономики начинать переговоры с корейской стороной с целью передачи нашей стороне.

Артур Морочко.

Фото: Evo-rus.com