фото

Как при поддержке двух чиновников средней руки можно годами обсчитывать население

Начался новый отопительный сезон, жителям Лучегорска пришли новые счета за тепло и горячую воду. И стало ясно, что с переходом Приморской ГРЭС из состава Дальневосточной генерирующей компании под начало Сибирской угольной энергетической компании путаницы со счетами за тепло и горячую воду будет ещё больше.

Нужно уточнить, что не вся ПримГРЭС подчиняется СУЭКу. Отделение «Теплосбыт» методически (и, видимо, не только) подчиняется ООО «Сибирской теплосбытовой компании» (СТСК). Первые счета огорошили жителей суммой за тепло, более чем в два раза превышающей прошлогоднюю октябрьскую. Вдруг выяснилось, что формально подошло время госповерки большей части общедомовых теплосчётчиков. В связи с пандемией и трудным финансовым положением населения, правительство РФ приняло постановление № 424, которым госповерку приборов, учитывающих коммунальные услуги у физических лиц, до конца нынешнего года отменило.

И вот здесь начинается самое интересное. У ответственных лиц в Лучегорске к законам, нормативам, решением арбитражного суда, постановлениям правительства и прочим нормативным документам, видимо, своё отношение и своя их трактовка, причём, всегда в пользу влиятельных лиц, но никак не в пользу населения.

В данном случае и руководство управляющих компаний, и администрация посёлка пришли к решению, что мораторий на госповерку касается только индивидуальных приборов учёта (ИПУ), но ни в коем случае не касается общедомовых приборов учёта (ОДПУ), и поэтому «Теплосбыт» за октябрь в домах, где ОДПУ должно было уйти на госповерку, посчитало, якобы, потреблённое тепло по среднему за отопительный сезон.

И в результате получилось, что нашему четырёхподъездному дому насчитали 39 Гкал против 18 Гкал в октябре прошлого года. Также посчитали и в других домах. Пришлось идти на откровенный скандал: «Покажите документ, в котором сказано, что ОДПУ не считают коммунальные услуги физических лиц, и поэтому на них мораторий на госповерку не распространяется». Пыхтели, пыхтели, и всей бюрократической братией вынужденны были отступить.

Обращения в администрацию посёлка были от многих жителей, я обратился ещё дополнительно на ЛТВ. В новостях моё обращение, посчитав слишком разоблачительным, не показали, зато его переслали в Красноярск, директору Красноярского филиала ООО «СТСК» Бородину Константину Леонидовичу. Он, как водится, перевёл стрелки на смежников, на этот раз – на управляющие компании.

Он сказал по ЛТВ, что госповерку следовало делать летом, и рекомендовал, в тех домах, где ОДПУ не сняты, продолжать считать по показаниям приборов, а где сняты – по среднегодовому потреблению тепла. И здесь в учёте тепла нашего дома вылез другой косяк. Вместо 39 Гкал появилась сниженная величина 32 Гкал.

Опять со старшим дома едем на ПримГРЭС в «Теплосбыт». Выясняется, что тепло с горячей воды неверно перебросили на отопление. И вот тут выходит на арену очередная заинтересованная трактовка постановления департамента по тарифам Приморского края, которым установлен норматив расчётов потребления тепла с горячей водой — 0,056198 Гкал/куб. м. Это никакая не новость. С помощью этого норматива жителям восьми домов с ОДПУ типа ТВ-7, включая наш, дополнительно накручивают, начиная с декабря 2017 г. сумму в 8-10 процентов за отопление.

Физический смысл, по выражению технарей, и цель этого норматива – помочь учесть потреблённое тепло с горячей водой там, где есть возможность зафиксировать с помощью водяного счётчика объём потреблённой воды, но нет возможности установить величину потреблённого тепла.

Поэтому по всем регионам России предложен норматив из расчёта, что холодная вода подаётся из источника питьевой, подчёркиваю питьевой, а не технической водой, как в Лучегорске, с температурой близкой к колодезной в +4 градуса, и нагревается до минимально установленной нормативами температуры +60 градусов. До такой температуры греют воду большинство котельных в Приморье. Отсюда и получился с переводом Ккал в Гкал и с поправками на плотность и теплоёмкость такой громоздский с виду норматив 0,056198 Гкал/куб. м.

Но то, что полезно применительно к водосчётчикам, никак нельзя применять к теплосчётчикам. Во-первых, нет такой надобности. Вычислитель ОДПУ – такое устройство, в котором фиксируются и обрабатываются параметры теплоносителя, вычисляются объёмы теплоносителя и тепла за определённый период, содержит данные в памяти обо всех параметрах: расходе (причём, сам переводит в зависимости от температуры из кубометров в тонны) и данные о давлении и температуре. Сам, в зависимости от заданной формулы, считает количество потреблённого тепла, как всю сумму тепла с горячей водой и отоплением, так и в отдельности. Затем по запросу может выдать таблицу на компьютер в управляющую компанию или старшему дома, если заключён для этого договор.

По этой таблице посчитать отдельно тепло на отопление или на горячую воду грамотному человеку, знающему физику на уровне средней школы, хватит пары минут. И до декабря 2017 г., как уже было сказано, в «Теплосбыте» так и считали, и по этому вопросу никаких непоняток не было.

А вот в декабре «специалисты» в «Теплосбыте» решили к ОДПУ типа ТВ-7 применить вот тот самый норматив, что рекомендован департаментом по тарифам для водосчётчиков. Получилось, как в сравнениях, прилепили не то корове седло, не то коню рога. Абсолютно не по делу, но зато увеличился сбор денег за тепло с восьми домов. С квадратного метра жилплощади почти на 10 процентов. И попались сразу же.

С этим нормативом в определении, какую долю от общего количества тепла на дом отнести на отдельную квартиру, получился перекос. Тепло между жильцами распределяется по занимаемой площади. В дома Лучегорска теплоноситель с ПримГРЭС подаётся с температурой в отопительной период значительно выше +60 градусов. Например, в ноябре нынешнего года среднемесячная температура теплоносителя составила +87,09 градуса. «Теплосбыт», приляпав норматив 0,056198 Гкал/куб. м к теплосчётчикам, ограничил тепло с горячей водой условно и неверно температурой в +60 градусов, тепло нагрева от 60 градусов до 87,09 градуса махинаторски перекинул на отопление. А тепло на отопление распределяется от общей величины на дом по занимаемой жилплощади.

И начались споры и ругань. Жалобы в прокуратуру, тот же департамент по тарифам. Почему жители, отказавшиеся от горячей воды из грязного технического водоёма, одинокие пенсионерки, сливающие не больше одной тонны в месяц горячей воды, должны платить за многосемейных соседей, потребляющих до 15 тонн в месяц? Ответа от ответственных людей нет.

Все многочисленные жалобы за три года в районные, краевые органы власти, вплоть до губернатора, направляются в Государственную жилищную инспекцию Приморского края, а именно – к заместителю руководителя инспекции, начальнику Спасского территориального отдела Заике А.А.

Сочиняет все ответы Федусь Наталья Михайловна. Личность, мне кажется, парадоксальная. При знакомстве производит впечатление человека страшно запуганного. Она была у меня в квартире. Единственный раз по жалобе старшего нашего дома на недогрев горячей воды в доме соизволила за многие годы не отделаться безграмотной отпиской, а проверить на месте.

Комиссионно, вместе с представителями администрации и «Теплосбыта» установили, что, если горячую воду сливать не меньше 13 (тринадцати) минут, температура горячей воды не повысится до нормативных +60 градусов, а совсем наоборот, понизится с +35 до +32 градусов.

На мою просьбу обсудить правомерность применения норматива 0,056198 Гкал/куб. м, Федусь Н.М. категорически заявила, что её полномочия ограничены только проверкой температуры. Но я настоял и показал счёт за горячую воду и тепло, где этот норматив зафиксирован чёрным по белому. Комментировать она отказалась и быстренько сбежала с представителями администрации посёлка.

И, несмотря на то, что этот норматив она видела в счёте своими глазами, в ответах на обращение о правомерности этого норматива писала: никаких коэффициентов или нормативов в ваших счетах нет и быть не может. И вот только на последнюю жалобу с приложенной копией счёта вынуждена признать, что такой норматив есть, и дальше пошла, считаю, ложь для обоснования его необходимости.

Она-то признала факт применения этого норматива в счетах за горячую воду, но чиновники из министерства ЖКХ края об этом не узнали, и, отвечая на обращения жителей к вице-губернатору Приморского края Пархоменко Е.А., списывают с ранних ответов Федусь Н.М. и продолжают утверждать, что в наших счетах никакие нормативы не используется. А то, что мы каждый месяц видим – это наши галлюцинации?! И смотрим на подпись, аж коленки затряслись: «Заместитель министра Попов С.М.».

А что же по этому нормативу пишет породивший его департамент по тарифам? Запросов туда было несколько. В прошлом 2019 году на нашу просьбу уточнить область применения пресловутого норматива по примеру других регионов сообщением «Норматив применять к потребителям, не имеющим у себя приборов регистрирующих параметры теплоносителя», директор департамента Малюшицкий В.А. ответил категорично: в этом нет необходимости. Жилищный кодекс ст. 157 чётко зафиксировал: объём услуг определять по приборам учёта у потребителей. А при их отсутствии – по утверждённым нормативам и в соответствии с тарифами.

По сути он прав. Четыре слова «а при их отсутствии» устанавливают железобетонную стену между учётом по теплосчётчикам и учётом по нормативу. То же самое утверждают постановление правительства № 1034 от 2013 г. в ст. 111 и 112 и Гражданский кодекс (ст. 544).

Комбинация данных приборов учёта с нормативом при начислении платы за тепло и горячую воду – примитивное деяние, соодержащее, по моему мнению, признаки мошенничества, которое легко опровергается проверкой баланса по теплосчётчику. Как это делается, мы на примере в «Теплосбыте» на их же компьютере показали.

Казалось бы, всё ясно. Но понимает тот, кто ищет истину, а тот, кто жульничает, стоит на своём: у нас есть постановление департамента по тарифам, и никакие Жилищные и Гражданские кодексы и постановления правительства РФ нам не указ. Даже письмо самого департамента по тарифам с разъяснением не признают.

Сделан депутатский запрос в департамент по тарифам Приморского края с просьбой указать непосредственно в самом постановлении конкретную область применения пресловутого норматива. Но пока идёт переписка, обман жителей продолжается.

Всему этому бюрократическому балагану конец могла бы положить прокуратура, но она наше очередное письмо в очередной раз отправляет в ГЖИ всё тем же Заике А.А. и Федусь Н.М. И вот недавно выяснилась причина испуга Федусь Н.М при упоминании норматива. Под приложением № 17 к постановлению департамента по тарифам, устанавливающим этот норматив, внизу стоит маленькими буквами: «Исполнила: Федусь Н.М.».

Оказывается, в 2017 г. не известно, по каким причинам, нынешняя сотрудница ГЖИ Федусь Н.М. оказалась в рядах департамента по тарифам. И по каким-то данным рассчитала и затвердила этот самый тариф. Считаю, рассчитала и затвердила неверно, поскольку исходная вода забирается из тёплого канала, а точнее – сразу после конденсаторов турбин, и, стало быть, её температура зимой не может быть ниже +25 градусов, а летом и того выше (+35 градусов). И так как у потребителей температура горячей воды зимой не превышает 60 градусов, а летом 45 градусов, то норматив не может быть установленным зимой выше 0,025198 Гкал/ мi, а летом 0,010198 Мкал/ мi.

Отсюда видно, какую, по моему мнению, грубую ошибку совершили Федусь Н.М. и иже с нею, и как дорого обходится эта ошибка жителям Лучегорска. С них за горячую воду постоянно берут плату в разы больше, особенно летом, чем следует. Очевидно, вот и боится Федусь Н.М., как бы не пришлось отвечать за эту, считаю, аферу.

Кстати, какой она профессионал, видно из указанной ею размерности: – Гкал/куб. м. Специалист с инженерным образованием так никогда не напишет. Грамотно – Гкал/м?. Вспомните фильм про Анискина. По тому, как инструктор райкома партии поставил ударение в выражении «Поднято зяби» во втором слове на втором же слоге, а не на первом, Анискин сразу понял,что этот товарищ из района в сельском хозяйстве человек случайный и некчёмный. Вот, думаю, также и Федусь Н.М. накосячила с этим нормативом и теперь делает всё, чтобы это не прояснилось. И, полагаю, плевать им с Заикой А.А., что за их безграмотность и безответственность жители Лучегорска заплатили и платят миллионы и миллионы рублей. А что же наши краевые власти? Они, как двоишники в школе, продолжают попадаться на одинаковых ошибках при списывании, отвечая на жалобы лучегорцев. И конца и края этой дури не видно. Кстати, напомним, что коррупция – это не только взятки, это ещё и отказ государственных служащих защищать интересы населения в угоду интересам властных или предпринимательских структур, как я считаю.

Анатолий Госьков, пенсионер.

Рисунок kprf-kchr.ru/