фото

Отопительный сезон в Лучегорске закончился 6 мая 2019 г. Закончить его можно было и нужно на 2 недели раньше. Зима была теплее обычного, и тёплые дни наступили в третьей декаде апреля. Температура на улице поднималась до +23 С, в квартирах жара, жители открывали окна и выбрасывали тепло, старательно им навязанное. Власти считали и считают: «Зачем беречь тепло, если за него платят жители, обеспечивая немалую прибыль акционерам ДГК?» Традиционно в Лучегорске к отопительному сезону многоквартирные дома (МКД) не готовятся. Как была уничтожена изоляция на внутридомовых сетях 10 лет назад, так и зимуют МКД с оголёнными трубами, обеспечивая огромные ничем неоправданные потери тепла в подвалах, которые для энергоснабжающей организации после установки общедомовых теплосчётчиков оборачиваются многомиллионными дополнительными доходами. Однако в 60-ти квартирном доме, в котором автор проживает, наметились перемены к лучшему.

Подробнее расскажу об этом ниже, а прежде хочу вернуться к своей статье в № 9 «Арсеньевских вестей». Там было рассказано о серьёзных проблемах в жилищно-коммунальном хозяйстве Лучегорска. В коллективных письмах жителей (подписантов больше ста) названы грубейшие нарушения санитарных норм - в дома в системы горячего водоснабжения подаётся вода из технического водоёма со всеми антисанитарными стоками и нечистотами из-за периодических сбросов с фекальной насосной. Подача в систему горячего водоснабжения воды, используемой в технических циклах санитарными нормами не то, что не рекомендуется, строго запрещена. В СанПиН 2.1.4.2496-09 отдельный пункт 2.5 внесён. Было рассказано, как с нарушением СниПа «Строительная климатология» норматив потребления тепла в Лучегорске был подсчитан и утверждён департаментом по тарифам по температурам наружного воздуха г. Бикин, совсем не «аналогичным», что допускается, температурам Лучегорска. С помощью такой, полагаю, аферы из карманов лучегорцев выкачаны за десятилетия не миллионы и даже не десятки миллионов рублей. Думаю, счёт надо вести на миллиарды. Было рассказано, как организованы огромные потери тепла в подвалах путем оголения десятков километров труб. Как навязывается подача тепла в квартиры, где температура в большинстве квартир выше санитарных норм.

В Лучегорске в квартирах температура выше +28 С никого не удивляет. Могу показать окна в домах, которые не закрываются круглосуточно уже много лет и при любой температуре.

Коллективные письма, направленные во все властные структуры посёлка и Пожарского района, результата никакого, кроме формальных отписок, не дали, а депутаты муниципального комитета Лучегорска даже и на таковую не сподобились. Пришлось коллективные письма отправить губернатору Приморского края и параллельно опубликовать статью в «Арсеньевских вестях». До губернатора письма, конечно, бдительная канцелярия не допустила и переправила их в соответствующие департаменты. По моему мнению, в результате такой затянувшейся переписки формально признана правота жителей, подписавших коллективные письма, а именно: «Роспотребнадзор» подтвердил нарушение санитарных норм и согласился с недопустимостью использования воды для систем горячего водоснабжения из технического водоёма.

Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и государственная жилищная инспекция по-прежнему считают, что нарушения СанПиНа 2.1.4.2496-09, а именно п. 2.5, запрещающего использования воды из технических водоёмов, нет. Как чиновники прочитали документ, на который они ссылаются, остаётся загадкой. Тем не менее, администрация Пожарского района признала факт грубейших нарушений норм и правил в сфере ЖКХ. Признала, что норматив потребления тепла необходимо пересмотреть и даже назвала дату отсылки соответствующего обращения в департамент по тарифам — 15.03.2019. Признано также, что восстановление изоляции это обязанность не жителей, а управляющих компаний, отвечающих за сезонную подготовку МКД. Так записано в договорах между собственниками и управляйками и о чём дано подробное разъяснение Верховного арбитражного суда. Обещано, что по горячей воде заказан проект безреагентной обработки воды для ГВС. Об этом проекте говорится уже долго, а «воз и ныне там»

Будут ли проводит сезонную подготовку МКД в Лучегорске? Вряд ли! Руководители управляек по-прежнему утверждают, что восстановление изоляции, которую они же и уничтожили, относится к текущему ремонту, и, следовательно, отвечают за неё сами жители. Автор ни в коем случае не снимает ответственность за подготовку домов к отопительному сезону с собственников. И вот теперь вернёмся к нынешнему опыту 60-ти квартирного дома. В конце прошлого года старшая нашего дома сложила с себя свои полномочия. Был выбран новый состав совета дома, в который вошёл и автор статьи, и был выбран новый старший совета дома.

Не буду в подробностях рассказывать о том непрекращающемся сопротивлении, которое продолжает оказывать руководство управляющей компании ООО «Жилкомпания». Выяснилась при непосредственном обсуждении совместной работы, считаю, профессиональная несостоятельность всех работников этой фирмы от руководителей до изолировщиков. Похоже, руководители не знают нормативных документов, трактуют их по своему усмотрению. Считаю, работники технического отдела не могут правильно посчитать объёмы работ, экономисты не способны правильно составить смету на изоляционные работы, снабженцы не способны подобрать нужный для изоляции материал - вместо базальтовых волоконных материалов в рулонах пытались изолировать плитами. Пришлось старшему дома самому обзванивать магазины в Хабаровске, договариваться с ними о цене и поставках. И когда рулоны привезли, кстати, сами управляйки, цена рулона с 1700 рублей выросла до 3500 рублей. Пришлось популярно объяснять, что не по тому поводу руководство компании проявило ретивость и старание. Вместо одной недели 2 человека изолировали трубы более 2-х месяцев. Пришлось в некоторых местах заставить исправить выполненную работу.

Очевидно, работники управляющих компаний не знают правил технической эксплуатации, требующих изолировать каждую трубу в отдельности. Но всему бывает конец, и когда солнышко стало пригревать по-весеннему, сезонная подготовка внутридомовых тепловых сетей к отопительному сезону была закончена. Результат не замедлил сказаться. Потери тепла в подвале резко снизились. Температура воздуха в подвале упала с +26 С до +16 С. Естественно тепло пошло вверх в квартиры, где температура стала выше допустимой санитарными нормами. Люди стали, где возможно отключать батареи, где невозможно — заматывать, чем придётся. Появилась возможность снизить расход теплоносителя. Договорились с управляйкой, что, поскольку регулировка режимов теплоснабжения для её работников дело неведомое и сложное, её будет вести житель этого дома - инженер-теплоэнергетик по образованию с полувековым опытом работы в теплоэнергетике, то-есть автор этой статьи. Наметилась существенная экономия тепла. Расход теплоносителя вместо 4,6 т/час снижался постепенно до 3,2 т/час, 2,5 т/час и наконец в апреле, когда температура наружного воздуха поднялась до плюсовой, расход снизили до 1,6 т/час. Соответственно снизилась плата за тепло. Автор за малогабаритную двушку в сравнении с соответствующим месяцем предыдущего года в феврале заплатил за тепло на 590 рублей меньше, в марте - на 710 рублей. В целом по отопительному сезону автор за тепло заплатил 12477 рублей. В предыдущем отопительном сезоне эта сумма составляла 14488 рублей. При увеличении тарифа за тепло на 102 рубля плата после восстановления изоляции за тепло двухкомнатной квартиры снизилась на 2011 рублей. Разумеется кто-то скажет: «Зима была тёплой». Это так. Вот только подача тепла в посёлок практически не снизилась, и теплоноситель подавался выше, чем полагалось по температурному графику. Попутно замечу, что в пересчёте на принятый показатель - потребление тепла на 1 м? в среднем за 12 месяцев в нашем доме составил 0,01262 гкал/м?/мес. Если бы сезонная подготовка дома была выполнена до отопительного сезона, и наш дом пережил с изоляцией не только весну, но и холодную часть года, удельное потребление тепла уменьшилась бы до 0,01000гкал/м?/мес.

В соседнем доме, где нет общедомового теплосчётчика, и собственники платят по завышенному нормативу 0,016451 гкал/м?/мес, стоимость платы за тепло обходится на треть дороже, чем нам. Это ли не аргумент в пользу пересмотра норматива потребления тепла? Норматив надо менять срочно. Но это с точки зрения жителей. Власти считают по-другому. Управляющая компания, спохватившись и поняв, что на конкретном примере нашего дома доказано, что уничтожение изоляции на внутридомовых сетях - это очевидное вредительство, и ответственность за это вредительство лежит на ней, решительно приняла меры. Было отказано жителю дома, т.е. мне в праве заниматься регулированием теплового потребления дома . Срочно на одном из входов в подвал дверь была наглухо заварена сваркой, на другой двери был сменён замок, допуск в подвал собственникам дома наёмными работниками был заблокирован. Расход теплоносителя был увеличен, температура в квартирах стала ещё выше. Полагаю, сделано это было с согласия администрации посёлка под предлогом якобы устных жалоб на холодные стояки. При этом речи о нарушении температурного режима в квартирах, где температура выше нормы, не идёт. Сказано: «Была устная жалоба, мы обязаны отреагировать». Контртребование - привести температуру в квартирах в соответствие с санитарными нормами, было пропущено мимо ушей. Вот так власти и заинтересованные предприниматели в управляйках и энергоснабжающей организации, годами подающие, по моему мнению, с нарушением санитарных норм нечистоты в дома, задравшие норматив потребления тепла в посёлке, организовавшие огромные потери тепла и соответственно завышенную плату за коммунальные услуги, вдруг прониклись заботой и вниманием к жителю с якобы холодным стояком, без каких либо комиссионных проверок бросились гнать тепло в квартиры, когда на улицах появились парни в шортах.

Откуда такая уверенность, что жители Лучегорска будут и дальше терпеть эту дурь и произвол людей у власти? Думаю, от бесконтрольности и безнаказанности. Почему бы работникам государственной жилищной инспекции не оторвать свои ответственные за порядок в ЖКХ персоны от кресел и не навестить Лучегорск? Не один год идут жалобы на многочисленные нарушения правил и нормативов. 17.05.2019 получил ответ от заместителя руководителя инспекции - начальника Спасского территориального отдела Заики А.А. - на моё обращение в прокуратуру Пожарского района с просьбой назначить проверку по факту срыва сезонной подготовки дома и, соответственно, нанесения ушерба жителям, по факту, по моему мнению, мошеннического введения поправки на общедомовой теплосчётчик, обеспечивающий дополнительную надбавку к счетам за тепло, по факту, считаю, рейдерского захвата собственности, когда нанятая для оказания услуг организация запрещает собственникам даже не пользоваться своей собственностью, а посещать и осматривать её. Но, по мнению Заики А.А, нет для инспекционной проверки, оказывается, достаточных фактов, и он мне разъяснил, что я «не вправе регулировать объём поступления теплоносителя», При этом г-н Заика А.А. не указал, чья же это обязанность. Не указал, потому что знает, видимо, чьи права можно нарушать внаглую, а чьи нельзя трогать даже намёком.

Я занялся регулированием температурного режима, кстати, по договорённости с руководством компании, не потому, что мне на восьмом десятке лет захотелось подышать в подвале канализационными газами, посмотреть на дохлых кошек, набить себе несколько шишек на голове об трубы и перекрытия. Я взялся за регулировку потому, что управляющая компания, во-первых, не умеет это делать, во-вторых, абсолютно не заинтересована в энергосбережении и даже наоборот, как я считаю.

Я уже писал свое мнение, что сложившийся аффилированный конгломерат - энергоснабжающая организация, управляющие компании и администрации посёлка и района, обслуживают интересы акционеров ДГК в ущерб жителям посёлка. Главного акционера ДГК — депутата ЗАКСа, как известно, изолировали от своих избирателей, но дело его живёт и процветает. И не видно ободряющей перспективы. Удалось жителям хотя бы поднять проблемы. Власти вынуждены были признать, что таковые есть и давно, но дальше-то полное бездействие. Нет в нашей государственной системе той реальной силы, которая бы заставила чиновников защищать интересы жителей, работников прокуратуры контролировать соблюдение законности, государственных инспекторов — правильность соблюдения правил и норм.

Думаю стоит рассказать о ситуации сложившейся с коммуналкой в посёлке подробнее. Основное предприятие, обеспечивающее жизнедеятельность посёлка — ОАО «ЖКУ», носившее ранее и другие названия, пребывающее последние лет пять в коматозном состоянии через 3 недели будет окончательно признано банкротом. Сук, на котором держалось теплоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение, будет окончательно властями допилен. Такая ситуация просматривалась давно, о ней предупреждали. Её можно было предотвратить. Достаточно было сбалансировать тарифы, а именно, на холодное водоснабжение и водоотведение их следовало увеличить в полтора раза, при этом с теплоснабжением навести порядок примерно как в нашем доме, и суммарные затраты на коммуналку не только бы не возросли, они бы снизились. Власти мнение профессионалов не захотели услышать. На сегодняшний день у хозяев посёлка, района и края полная растерянность. Кто потянет коренным этот воз развалившейся коммуналки, не ясно. Ставка местных властей на хозяев управляющих компаний провалилась с треском и вполне ожидаемо. Активно выступая на ежегодных аукционных конкурсах, управляющие компании выиграли торги сначала по вывозу мусора, потом обслуживание внешних тепловых сетей и водоотведения. Но, как только столкнулись с контролирующими организациями, которых словоблудием как жителей МКД не проведёшь, сразу же дезертировали. Стали вникать в водоотведение, поняли, какие маячат на горизонте штрафы, и отказались. Увидели, какой ущерб придётся компенсировать из-за потерь тепла, и перетрусили. Тут и краевые власти прозрели. Поняли, что отдавать теплоснабжение немаленького посёлка в руки шарлатанов — очевидная авантюра. Хозяева управляек и местные власти, наконец, поняли, что обманывать жителей МКД и сваливать на них ответственность за срыв сезонной подготовки — это одно, а брать ответственность за коммунальные сети - это другое и весьма опасное мероприятие с реальными и тяжёлыми последствиями. Вот и привели просчёты властей к краху коммунального хозяйства в Лучегорске. Кто возьмёт на себя доведённые до разрухи коммунальные сети, неясно. Теперь без значительных вложений уже не обойтись. И есть предчувствие, что наши власти в очередной раз этот неподъёмный груз переложат на жителей Лучегорска. Кто-то же должен расплачиваться за непрофессионализм и бездействие властей.

В проблемах коммуналки Лучегорска как в капле воды видна несостоятельность всего нашего государственного хозяйства. У нас в стране только один президент везде успевает. И в переговорах участвует, и с пожарами разбирается, и оборонку поднимает, и на любые вопросы жителей и корреспондентов публично отвечает, и в ночной хоккей играет. А весь остальной могучий государственный аппарат своей бездеятельностью по чьему- то указанию всего лишь создаёт ему нужный и выгодно оттеняющий его энергичность фон. По мне так лучше бы наоборот. Все, кому положено, делали бы своё дело, а президент бы немного успокоился и не скакал бы по всей Евразии, а больше думал бы о перспективах России. Если ничего не изменится, Россия из застоя и стагнации не выкарабкается. И разруха не только в коммунальном хозяйстве и не только Лучегорска дойдёт до катастрофы и обозлит всех и каждого. Приемнику Путина, даже если он окажется личностью масштаба первых руководителей Советского государства, через пять лет будет очень тяжко. Опереться ему будет не на кого. Наша, так называемая, элита обмельчала и больше думает о собственной наживе и ничем не брезгует. Тревожно мне как- то за моих внуков.

А. Госьков. Пенсионер.