Главная страница ЖКХ Вонючая вода на дом, платите!

Вонючая вода на дом, платите!

27.02.2019
Анатолий Госьков

фото

Так сложилось, что пришлось за последние 40 лет сменить три места жительства. Жил во Владивостоке, потом 22 года — в Краснокаменске, что в Забайкалье. Работал на ТЭЦ уранодобывающего горно-химического объединения, в состав которого входит и мощный угольный Уртуйский разрез, превосходящий Лучегорский. Последние 16 лет живём с женой в Лучегорске.

Сразу скажу, житие в Лучегорске комфортнее, чем в Краснокаменске, который в два раза больше Лучегорска. В Лучегорске и уровень радиации ниже почти в два раза, и климат благоприятнее. Отопительный сезон короче месяца на полтора, да и зима намного мягче. Нет изматывающих пронизывающих ветров с февраля по май.

В Лучегорске не может быть снега в июне и заморозков в начале сентября. На дачах без теплиц вызревают арбузы. Можно выращивать клубнику, вишню, сливы и много разного, было бы желание и здоровье.

В Краснокаменске я оставил, прошу простить за подробность, две болезни: аллергию, доходящую до отёка Квинке, и хроническую болезнь щитовидной железы. В Лучегорске намного ниже уровень преступности, спокойнее и дружелюбнее соседи. Из моего незамыкающегося почтового ящика ни разу не пропала ни одна газета. Вообще для пенсионера среда благоприятная.

Но в Лучегорске есть два существенных минуса. Это низкий уровень медицины. Поход в больницу – гарантированный стресс.

И, второе, запущенное, дальше некуда, коммунальное хозяйство. Вот именно о ЖКХ и пойдёт речь дальше.

Первое, что меня неприятно поразило летом в 2002 году, когда я приехал в Лучегорск, это вонь от горячей воды в ванне. Стал искать причину и не поверил своим ушам. Оказалось, что в системе централизованного горячего водоснабжения (СЦГВ) используется вода из технического водоёма. Полагаю, это грубейшее нарушение п. 2.5 СанПиН 2.1.41074-01, в котором жёстко указано:

«Не допускается применение воды технических циклов (технической воды), в том числе, после восстановления и очистки в качестве горячей воды СЦГВ».

Как видно из текста, никаких оговорок и допущений. Указанный СанПиН устанавливает требования к горячей воде такие же, как к питьевой воде. Стало быть исходной водой для СЦГВ может быть только вода из питьевого водопровода.

В Лучегорске воду из технического водоёма используют для СЦГВ более 40 лет. Не хватало холодной воды в посёлке для жителей и уж, тем более, для СЦГВ. И вместо того, чтобы решить проблему увеличения мощности холодного водоснабжения, решили использовать воду из технического водоёма?

При этом, по моему мнению, понимали, что в этот технический водоём идут сбросы как с жилого посёлка, так и со всех предприятий Лучегорска. Из фекальной насосной периодически, а в период дождей постоянно, сбрасываются все фекалии жителей Лучегорска, как я думаю. На водоёме работают рыбные предприятия, обещают запустить к концу нынешнего года рыбозавод по производству осетрины. Рыбы едят и, соответственно, выдают после себя продукты жизнедеятельности. Эти продукты не выводятся из цикла, они в водоём только добавляются, как я полагаю. И чем дальше, тем больше.

Мы, группа пенсионеров, неоднократно обращались в административные, надзорные и контролирующие органы и указывали на недопустимость нарушения санитарных норм, как мы считаем. Обращали внимание на обнаружение антигена гепатита А летом 1998 г.

В ответ получаем фактически, по нашему мнению, издевательские ответы, в которых о нарушении санитарных норм ни слова, лишь заверение, что по данным служб ПримГРЭС, качество воды в СЦГВ соответствует нормам. А почему горячая вода воняет, непонятно. Вот в ближайшее время дополнительно закупим ферменты, и всё будет хорошо.

Другими словами: как нарушали на ПримГРЭС санитарные нормы, так и будут нарушать, а что касается поставок фекалий на ваши кухни и ваши ванные, так они же подаются хорошо обработанными, в том числе и термически, с классным гарниром в виде ферментов, как я полагаю. Я поработал от Камчатки до Байконура и не знаю, где ещё, считаю, так нагло издевались бы над жителями.

Следующий момент, по которому Лучегорск проигрывает Краснокаменску – это стоимость коммунальных услуг. Моим братьям в Краснокаменске за 3-х комнатные квартиры приходится платить в полтора раза меньше, чем я плачу за малогабаритную двушку в Лучегорске.

В частности, в Лучегорске тариф за тепло на сегодняшний день 1820 руб./гкал. В Краснокаменске – 650 руб./гкал. Стоимость электроэнергии соответственно 2,98 руб./квт-ч против 0,99 руб./квт-ч. Конечно, на тарифах сказалась относительная дешевизна угля в Краснокаменске. Но на рынке энергетических мощностей ТЭЦ поигрывают конкуренцию ГРЭС, особенно блочным, таким как ПримГРЭС.

Скорее всего, тариф за тепло в Лучегорске значительно выше себестоимости и искусственно подтянут к тарифу по краю. Значительная часть жителей Приморья обогреваются допотопными котельными, которых, как известно, более 800. Поэтому здесь себестоимость единицы тепла очень высокая.

Другая причина высокой стоимости тепла — по моему мнению, искусственно завышенный норматив потребления тепла (0,016451 гкал/мес.). Выяснилось, что указанный норматив был посчитан ещё в прошлом веке. Последний раз его утвердил муниципальный комитет Лучегорска сроком до 31.12.2008. В этом расчёте эа базовые данные была принята температура холодного воздуха г. Бикин (круглосуточная температура холодного воздуха пятидневки - 320 С). И здесь грубейшее, считаю, нарушение СниПа «Строительная климатология», в котором чётко сказано:

«При наличии существенных водоёмов использование в расчётах данных соседних населённых пунктов не допускается».

В прошлом веке не было в Лучегорске данных по температуре холодного воздуха, но уже давно в посёлке стоит автоматический фиксирующий прибор ТЭКОН-17. Если пересчитать норматив по данным этого прибора, выяснится, что действующий норматив превышает реальное потребление почти на 20%. Много лет по такому завышенному нормативу платил весь посёлок.

После установки общедомовых теплосчётчиков из сотни многоквартирных домов продолжают платить 25 и большинство домов в индивидуальном посёлке. На все наши требования перестать обсчитывать жителей и изменить норматив — один ответ: «Норматив утверждён. Платите!»

Мы пишем в краевой департамент по тарифам: «Норматив искусственно завышен». Департамент отвечает: «Дайте к июлю новый расчёт, изменим норматив». Администрация посёлка отвечает: «Менять ничего не будем. Норматив утверждён. Платите!» И так по кругу много раз. Как обсчитывали,так и обсчитывают, как я считаю.

Представьте: в магазине с вас берут плату за 8 яиц, как за 10. Факт обмана очевиден.

Следующая причина завышенной платы за тепло: искусственно организованные потери тепла в многоквартирных домах. И не только в них. Сделано это, считаю, двумя способами:

а) уничтожена практически вся проектная изоляция на внутридомовых сетях. Общая площадь оголённых труб превышает суммарную площадь двух футбольных полей. Стоимость тепловых потерь превышает годовой бюджет Лучегорского городского поселения;

б) завышена подача тепла в посёлок после перехода с температурного графика 105-65 на график 130-70. Температура во многих квартирах выше 250 С. Многие жители вынуждены закутывать батареи, чтобы не просыпаться утром в поту. Есть квартиры, в которых окна не закрываются даже в лютые морозы. Жители отапливают улицы за свой счёт.

На обращение к администрации: «Зачем вы приняли график 130-70? Вы кого то хотите сварить? Метаполовые трубы выдерживают температуру только до 950С. Обязательно будут разрывы труб. Это доказано опытным путём!»

Ответ поразительный: график изменить нас заставили. Кто? Не скажем! И разрывами труб нас не пугайте.

И уже есть аварии: В МФЦ в выходной день лопнули трубы и залило аппаратуру и документацию, ошпарен житель дома. И это не все примеры.

Инициативная группа из нескольких пенсионеров обращалась во многие административные и надзорные органы. Губернаторам края писали четырежды. Все обращения спускались в администрацию посёлка, откуда во все инстанции был ответ:

«По данным анализов ПримГРЭС качество соответствует нормам, норматив потребления тепла утверждён Департаментам по тарифом, температурный график утверждён и пересматриваться не будет, изоляция в подвалах отсутствует, но в этом жители сами виноваты, паспорта готовности многоквартирных домов выдаём потому, что не выдавать их мы не можем».

Полный тупик и стагнация! Думаю, вот почему плата за услуги ЖКХ в Лучегорске завышена. После отъезда я побывал в Краснокаменске. Зашёл к людям знающим и спросил: «Почему в Краснокаменске дешёвое тепло и электроэнергия?» Мне удивлённо ответили: «Ты видимо забыл, что у нас свой угольный разрез и своя ТЭЦ».

Продолжаю гнуть свою кривую линию: «Вы же могли сами, чтобы не выделяться среди соседей, поднять тариф». Отвечают: «Не только могли, нас заставляли это сделать. Но зачем нам самим себе увеличивать плату за ЖКХ?» Я не сдаюсь и задаю последний вопрос: «Вы могли, как в Лучегорске, своим работникам сделать дотацию на целую половину, а остальные пусть платят как в соседних городах».

После этого вопроса на меня смотрели уже не как на старого знакомого, а с удивлением: «А что, разве медики не нас лечат, учителя не наших детей учат, милиция не нас охраняет? Почему мы должны делить людей на наших и не наших? Что с тобой?»

После этого непростого разговора я попытался вспомнить, сколько и какие сбои были в работе ЖКХ за 22 года моего проживания в Краснокаменске. Насчитал три.

Первый, в мороз в моей квартире на втором этаже в ванне вылезло содержимое канализации. Позвонил в аварийную службу, через час пришли два молодца, залезли на крышу, сбросили в канализационную трубу тяжёлый заточенный стержень на тросу и вопрос был решён.

Второй случай был на Покров день, 14 октября. Выпал редкий для тех мест обильный снег, подтаял, превратился в лёд, и жители города выворачивали ноги до апреля. И, наконец, третий случай произошёл в ночь на 16 декабря 1986 года. Произошла авария в турбинном цехе на магистральной трубе ТЭЦ-промышленная зона диаметром 820 мм, и вода из этой трубы длиной около 10 км вернулась в турбинный цех, утопив все механизмы с электродвигателями, кроме нескольких на последней турбине, которые почему-то были установлены на метр выше. И в самый пик сибирской зимы город остался без тепла.

Решался вопрос, куда эвакуировать население, и когда начинать эвакуацию. Драматизм ситуации усиливался из-за нулевой видимости в цехе из-за тумана. Влажность высокая, температура воздуха в цехе низкая. Сразу же начали менять электродвигатели. Проблем с новыми электродвигателями не было. Необходимо было снять «утопленников» и установить новые, подогнав соединяющие муфты и подрамники. Работали на ощупь.

Руководство ликвидацией аварии фактически взял на себя Архиреев Валентин Фёдорович, в начале 80-х годов возглавлявший ПримГРЭС. Трое суток он практически не спал. Мне непонятно, как человек перенесший инфаркт, выдержал такое напряжение.

Я не мог представить до этой аварии, как общая беда меняет людей. Никаких капризов, истерик, недоразумений. Все сразу успокоились. Получил задание – пошёл выполнять. Иначе нельзя. У всех семьи, дети, и надеяться не на кого. МЧС тогда не было. И через три дня подали тепло и в город, и в промышленную зону. Трубы размёрзлись только в одном производственном здании.

После завершения запуска главный инженер объединения, горняк, кандидат наук, но при этом редкий хам и горлопан, за глаза которого иначе как дуболомом не называли, формально возглавлявший все работы, но при этом отдавший все бразды правления, чтобы не мешать, профессионалам-энергетикам, сказал слова, которых от него никто не ждал:

«Спасибо всем! Я теперь понял, какие здесь работают умные, грамотные и порядочные люди. Все по домам. Отсыпаться. Завтра на работу».

После этой короткой речи все, кто её слышал поняли, какое этот человек пережил потрясение, и поэтому он, как мог, извинился за все те несправедливости, которые он допускал раньше.

Немного набралось нарушений в сфере ЖКХ Краснокаменска за 22 года. А сколько срывов и аварий за 10 лет работы в ЗАО «ЖКУ» я видел в Лучегорске! И получается, что главная причина в людях?

Буду прямодушен. В Лучегорске руководят коммунальным хозяйством, считаю, далеко не грамотные и порядочные люди. По моему мнению, работают не профессионалы, не уважающие жителей.

Именно поэтому наша инициативная группа составила три обращения. По качеству горячей воды, по мошенническому, считаем, нормативу потребления тепла и по огромным потерям тепла, оплачиваемым населением. Первое обращение подписали 64 человека, второе — 10, третье – 67 человек.

Эти обращения направили в четыре адреса: главе Пожарского района, руководителю Думы Пожарского района, главе администрации пгт Лучегорск, руководителю муниципального комитета пгт Лучегорск.

В сопроводительном письме мы попросили в своих ответах не писать нам, что по горячей воде якобы нет нарушений санитарных норм, они, по нашему мнению, очевидны, и не надо нам писать, что качество воды якобы соответствует нормам, что, если норматив утверждён, то независимо от того верно или не верно он рассчитан, он правомерен. По потерям тепла мы попросили не писать, что в этих потерях виноваты сами жители, а не управляющие компании, так как есть разъяснения суда о том, что за сезонную подготовку домов отвечают управляющие компании и уж, тем более, администрация посёлка, у которой обязанность готовить посёлок к зиме одна из основных. Тексты обращений отдали в местные СМИ.

Какой же был ответ на коллективные обращения? Глава муниципального комитета посёлка ответом десятки жителей не удостоил. Видимо, выбросил письма в урну. ЛТВ и газета «Победа» посёлка сделали вид, что никаких обращений не получали. Глава администрации Пожарского района сплавил коллективные обращения главе посёлка. Дескать, моя хата с краю, я ничего не знаю и знать не хочу?

По существу, правда, с оговорками, отреагировала только Дума Пожарского района. С её стороны были направлены запросы в Роспотребнадзор и прокуратуру Пожарского района.

Пока ответил только Роспотребнадзор. Ответил уклончиво, по моему мнению, трусливо, но всё-таки в адрес главы администрации Пожарского муниципального района подготовил уведомление о несоответствии источника горячего водоснабжения в пгт Лучегорск.

И полвека не прошло. Дошло всё-таки, что люди – не свиньи. Признали факт нарушения санитарных норм, как я считаю. Но тут же, как бы извиняясь, заявили, что присланные образцы горячей воды для анализа соответствуют нормам. Ещё бы не соответствовали! Думаю, что компромат на себя могут прислать только последние идиоты.

И депутаты районной Думы это приняли к сведению, про нарушение санитарных норм им никто не подтвердил.

Ничего не изменилось в ответе главы администрации посёлка. О нарушении санитарных норм с горячей водой ни слова, обошёл вниманием, озаботился вместе с ГРЭС только поиском ферментов, чтобы не сильно воняло.

По нормативу потребления тепла о правомерности расчёта ни слова. «Утверждён. Платите». О неправомерном и опасном для жителей температурном графике ни слова. Пока ведь ещё никого не сварили. О потерях тепла в подвалах из-за отсутствия проектной изоляции – сами жители виноваты. Администрация не причём. Зачем паспорта готовности управляющим компаниям выдавали? Этот вопрос непонятен.

Что же показали названные обращения? Прежде всего то, что на интересы жителей наплевали практически все ветви власти и СМИ, как мы считаем. Думаем, наплевали потому, что знают – к ответу их не призовут. Надзорные органы проявили полное равнодушие к жалобам жителей, до губернатора ни одна жалоба не дошла. Бдительная канцелярия старательно оберегает его, видимо, «от всяческих ему не нужных бед» и сплавляет все обращения вниз по соответствующим службам, а те, в свою очередь, в администрацию Лучегорска. И администрация шлёт им одно и то же, по нашему мнению, безграмотное враньё. Типа: «Жалуйтесь, жалуйтесь. На отписки у нас бумаги хватит».

У нас сложилось мнение.

По качеству горячей воды. Хотя факт нарушения санитарных норм, считаем, очевиден, подвижек не будет до тех пор, пока беда не грянет. Как в Амурской области. Где-то кто-то схалтурил, и 26 детей заражены гепатитом С.

По нормативу потребления тепла. Он не будет пересчитан, потому, что в этом не заинтересована ПримГРЭС. Обсчитывали и будут обсчитывать?

По потерям тепла в подвалах. Изолировать тепловые сети никто не будет, потому что это для жителей домов тепло теряется, для ПримГРЭС эти потери — проданный товар. Думаем, что ПримГРЭС, управляющие компании и администрация посёлка – это аффилированная триада, то есть обручённая в одну семью. И надеяться, что у этой триады проснётся совесть, полагаем, наивно.

Инициативная группа не видит пока света в конце туннеля. Но руки мы не опустим. Обращаемся к жителям. Пора перестать надеется на власти. У них свои интересы. История с депутатом от Пожарского и Дальнереченского района в Заксобрании Приморского Края показала: ради наживы эти люди готовы на любую гнусность, даже не побрезгуют обманом пенсионеров и малоимущих, как мы считаем.

Депутата изолировали, но гнать тепло в посёлок стали не меньше, а даже больше сверх навязанного, по нашему мнению, депутатом температурного графика. Очевидно, наглеют от безнаказанности.

И здесь вина лежит, думаю, не только на вышестоящих властях, но и на жителях посёлка. Пока жители ленятся и не вникают в проблемы, их будут обманывать. Пока мы голосуем на выборах за тех, кто нам врёт и кто нас предаёт, ждать перемен наивно и глупо.

Анатолий Госьков,

пенсионер, г. Лучегорск Приморского края.

Рисунок ok.ru

Комментарии

Добавить комментарий

:
:
:
НАВИГАЦИЯ
ВАШЕ МНЕНИЕ

Как вы считаете, что будут делать российские власти?

1. Позеленеют от злости и беспомощности.
2. Для наших властей главное — не результат, а процесс рапила бюджета. В этом их никто и ничто не остановит!
3. Наши власти возьмут бесплатный интернет у Маска и станут продавать населению.
4. Не нужен нам никакой Маск, будем пользоваться суверенным чебурнетом и заборами.
5. Российские власти захотят сбить все спутники Маска, но пока Рогозин командует Роскосмосом, нам опасаться нечего.
 

Всего проголосовало
32 человека
Прошлые опросы

Наши проекты

Издательский Дом "Водолей" - купить книгу или заказать издание своей

Суды и выборы - информационный сайт о выборах в Приморье с 1991 года