фото

«Под предлогом просвещения мы зашли в такую тьму невежества...»

Преподобный Серафим Саровский.


Недавнее обрушение строительных конструкций в доме 57 на Каменноостровском проспекте, как и падение кровельщика со смертельным исходом с крыши дома № 88 на Невском проспекте в Санкт-Петербурге, большого резонанса в обществе не вызвали:

«Уголовным делом закончился ремонт в квартире дома 57 на Каменноостровском проспекте в Петроградском районе, в результате которого в здании деформировались перекрытия между этажами. Следствие квалифицировало случившееся как нарушение правил безопасности при ведении строительных работ.

Как сообщила 24 июля прокуратура Петербурга, перекрытия четырех этажей повела за собой обрушившаяся несущая колонна в квартире. Трещины в доме образовались со второго по четвертый этаж. Также зафиксирован прогиб потолка квартиры второго этажа и, соответственно, пола на третьем.

Частичное обрушение в доме произошло 22 июля из-за перепланировки двух квартир. По данным «Фонтанки», в 2015 году недвижимость продавалась двум разным физлицам, но в настоящее время ее собственником считается 32-летний Александр Свиридов, совладелец и гендиректор крупной компании «Базис». Бизнесмена задержали 25 июля по уголовному делу о нарушении правил безопасности при ведении строительных работ. Ранее комитет по охране памятников заявил, что согласовал только замену перекрытий в квартире, а не перепланировку и снос несущих конструкций».

fontanka.ru

«В центре Петербурга во время ремонта кровли сорвался 26-летний рабочий. От полученных травм он скончался. Гибель рабочего после падения с крыши ремонтируемого на Невском проспекте в Петербурге здания послужила поводом для возбуждения уголовного дела. Как 17 августа сообщает Следственный комитет Петербурга, дело возбуждено по 216 статье УК РФ – «Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ». По предварительной информации, трагедия произошла из-за обрушения свеса карниза 88 дома по Невскому проспекту. Сейчас назначен ряд экспертиз, детали происшествия уточняются».

fontanka.ru

Никого не удивишь обрушением штукатурного слоя и лепнины в квартирах и с фасадов зданий, что происходит в городе на Неве с нехорошей регулярностью. Не то чтобы люди толерантно относятся к опасностям, подстерегающим их даже дома. Просто потенциальные жертвы плохо понимают истинную природу этого явления и не знают, как с ним бороться.

Вот рабочий оказался на крыше без страховки, а его там вообще не должно было быть. Правила эксплуатации запрещают посторонним находиться на крыше и чердаке жилого здания, тем более, вести там опасные работы. Все конструкции такого здания должны быть в исправном состоянии, а если во время капитального ремонта кустарным способом демонтируют конструктивные элементы крыши, тем самым здание приводят в неисправное техническое состояние. В таких случаях следует устанавливать не столько факт нарушения правил производства работ, сколько факт грубого нарушения правил эксплуатации жилого здания.

фотоВо время комплексного ремонта с расселением людей должны быть установлены строительные леса, которых в доме № 88 на Невском проспекте, само собой, не было. А они спасли бы жизнь молодого человека. Рабочие, кстати, повсеместно работают без страховки. На ее крепление уходит время, а рабочих торопят завершить работы до начала отопительного сезона. Эта спешка пагубно отражается и на качестве ремонтных работ.

В жилом здании производят эксплуатационные работы по заявкам жителей. Допускается перепланировка квартир, но запрещено производить работы, которые не отвечают требованиям безопасности. Замена междуэтажного перекрытия, «согласованная» для дома 57 на Каменноостровском проспекте как «перепланировка помещения», согласно Правилам эксплуатации, таковой не является.

Более того, согласно Приказу Минрегиона РФ № 624 от 30.12.2009 г., разборка элементов зданий или их частей; монтаж металлических, кирпичных конструкций, устройство кровель из штучных и листовых материалов относят к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Производство таких работ требует разрешения на строительство. К заявлению о выдаче разрешения на строительство в числе прочих документов надлежит приложить  решение общего собрания собственников помещений. Таким образом, без расселения людей, получения разрешения на строительство, оформления иных документов, включая согласие собственников жилья, подобные работы запрещены.

В Петербурге опасные работы ведут в зданиях, населенных людьми, хотя очевидно, что здание не может одновременно быть местом проживания людей и строительной площадкой. Это взаимоисключающие понятия. По закону строительная площадка должна быть огорожена забором, чтобы исключить в зоне производства работ нахождение других лиц, кроме тех, кто ведет работы. Как можно выполнить это требование безопасности, если в доме живут люди, им постоянно требуется перемещаться по дому, дворам, заходить в подъезды? Более того, закон гарантирует им право на безопасные и благоприятные условия проживания. И это право можно ограничить только на основании федерального закона.

При капитальном ремонте чердак, крышу и двор на длительное время превращают в строительную площадку, где складируют строительные материалы и строительный мусор. Во дворах-колодцах исторических зданий происходит усиление звука и реверберация, жителей таких зданий с раннего утра до поздней ночи истязают грохотом, стуком, вибрациями, шумами от строительных э/инструментов, например, при резке металла. В крошечные по размеру дворы втискивается тяжелая техника для доставки строительных конструкций, материалов, вывоза крупногабаритного мусора. Куски старой кровли, элементы стропильной системы, обрешетки кидают вниз с высоты дома. Все это запрещено законом. Такие «жилищные услуги» создают угрозу для жизни, оказывают негативное влияние на здоровье. От непосильной шумовой нагрузки может случиться инфаркт, инсульт, происходит обострение хронических заболеваний. Тем более, не полезны подобные эксперименты для здоровья детей, беременных, кормящих мам, пожилых людей, инвалидов. Замечу, Конституция РФ запрещает производить опыты над людьми без из согласия.

Следует пояснить, многоквартирный дом является объектом технического регулирования, соответственно, на него распространяется законодательство о техническом регулировании. В основе этого закона лежит запрет подвергать риску жизнь, здоровье и имущество людей, нельзя наносить вред даже растениям и животным. Чтобы не создавать вероятность причинения вреда, необходимо проводить проверки на соответствие требованиям безопасности, в т.ч. технических и иных элементов здания, процесса эксплуатации, проектной документации, порядка производства работ и оказания услуг жителям таких зданий. В Санкт-Петербурге эта работа не проводится.

Зато расплодили разного рода «согласования», допускающие заведомо опасные работы в жилых зданиях, хотя в законе нет разъяснений на счет того, какую процедуру следует понимать под «согласованием». Ясно другое, «согласование» не заменяет установленные законом акты надзорных органов, составленные по результатам проверки на соответствие требованиям безопасности.

Для сравнения, объектами технического регулирования являются, например, воздушные, морские и речные суда. Всем очевидно, что судно не отправят в рейс, в ходе которого запланирован капитальный ремонт каких-либо технических элементов. Знай такое, пассажиры не отправятся в рискованное путешествие. Когда происходит авария, подобные случаи тщательно анализируют, на это время, например, полеты соответствующей модели самолета приостанавливают.

В отношении жилых зданий стало «нормой» вести работы общественно опасным способом, руководствуясь принципом русской рулетки: авось с крыши никто не упадет, авось никого не покалечит упавшим инструментом, конструкциями либо их фрагментами. Разбирательство начинают либо в случае гибели людей, либо если кто-то ранен, либо если разрушения элементов здания не утаишь от общественности.

Да и то, вместо прямых указаний закона представители государства жонглируют не существующими в федеральном законе терминами, вроде «реконструкции пространства», то есть воздуха, оправдывают нарушение требований безопасности благими намерениями: мол, вам здание ремонтируют, могли бы потерпеть.

При этом вид правонарушения квалифицируют неверно, вот почему заявления потерпевших остаются не рассмотренными по существу. Например, не применяют ст. 238 УК РФ, под действие которой подпадает выдача и использование официальных документов о том, что работы либо услуги отвечают требованиям безопасности. Поэтому, считаю, и продолжается имитация контроля государственных услуг в этой сфере.

Процесс признания и исправления подобных системных «ошибок» подменяют поисками крайнего в конкретном происшествии. Как правило, виноват сам потерпевший. Тем временем по другим адресам таким же образом подвергают риску жизнь, здоровье людей, их имущество.

Думаю, системное игнорирование государственными служащими закона, подмена императивных требований собственными суждениями, привела к тому, что государственные услуги в этой сфере представляют реальную угрозу национальной безопасности.

Галина Белкова, фото: Gkhsovet-spb.ru рисунок Г. и В. КАРАВАЕВЫХ.