фото

КАК ПОПАСТЬ В ОЧЕРЕДЬ НА КАПРЕМОНТ И ДРУГИЕ ВОПРОСЫ

На семинаре для директоров управляющих компаний и руководителей ТСЖ обсуждали новое в законодательстве.

Открыл семинар директор департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам администрации Приморского края Виктор Кулинский:

Он рассказал о том, что с 1 мая край должен перейти на лицензии для управляющих компаний. Из-за этого меняется структура всей системы ЖКХ, есть новшества в законодательстве по работе управляющих компаний, и по привлечению их к административной ответственности.

— Открывая семинар, хотел бы проинформировать, что я также руководитель жилищной комиссии. Мы приняли экзамены у 252 руководителя управляющих компаний. По их результатам, 250 претендентов сдали экзамены. Многие подали заявление на получение сертификатов, 360 сертификатов уже выдано. Работа идет в ускоренном режиме. Мы приступили к работе по выдаче лицензий. Уже дали добро на выдачу лицензий 67 организациям, вместе с тем, поступило 301 заявление на выдачу лицензий. Оплачена пошлина в размере более 9 млн рублей (пошлина для одной компании 30 000 рублей, — прим авт.), — заявил Кулинский.

Также он напомнил, что впереди 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, просил руководителей посмотреть, есть ли дома, в которых живут ветераны. Их нужно посетить, посмотреть, есть ли у них проблемы. Если есть, нужно помочь, чтобы достойно встретить праздник. Также он пожелал всем получить лицензии и достойно встретить Первомай.

До 2017 года УК должны будут раскрыть свои сведения

Далее выступила Елена Пархоменко, заместитель начальника департамента ЖКХ и топливных ресурсов администрации Приморского края.

Как она рассказала, скоро мы начнем жить в прозрачной системе, потому что все, кто работает в на рынке ЖКХ, должны будут раскрыть свою информацию. 1 января 2017 года должна быть внедрена государственно-информационная система ЖКХ (если кратко, ГИС ЖКХ). Эта система внедряется согласно 29-ФЗ.

Благодаря этой системе население сможет получать всю информацию о системе ЖКХ из домашнего компьютера. Закон предполагает, что все субъекты должны внедрить систему до 2017 года, в 2017 году она будет функционировать полностью. Те субъекты, которые шагнули вперед и внедрили какую-то свою систему, сейчас находятся в более привилегированном положении, потому что закон «О ГИС ЖКХ» предполагает интеграцию региональных систем. Нам тоже будет проще, потому что в Приморье есть опыт создания ряда модулей. ГИС ЖКХ имеет и свои недочеты:

— При внедрении этой системы, оказалось, что первичных сведений просто нет. Оказалось, что документация отсутствует. Всего сведений, которые будут размещаться в этой системе, 42 пункта. Управляющие организации будут ответственны по внесению 21 пункта из 42. Сведения также будут вносить ресурсоснабжающие организации, росреестр... Эти сведения будут интегрироваться, где-то будут выпадать ошибки. Когда одна управляющая организация сменяла другую, мы сталкивались с тем, что сведения и по фамилиям, и по площади квартир, и по другим пунктам, не совпадали. Нужно время для выверки информации. Ни один и не два месяца. Поэтому процесс работы с информацией будет длиться до конца 16 года. А 1 мая — срок, когда все управляющие организации должны будут зарегистрироваться в системе.

Как отметили представители ЖКХ-Групп, опытная эксплуатация системы на территории нашего края пока не производилась. В феврале пришло письмо Минкомсвязи и Минстроя (координатор системы), сейчас решается, подпишет ли соглашение губернатор. С одной стороны, если подпишет, это хорошо — будет меньше противоречий, с другой стороны ответственность УК или ТСЖ повышается, будет возможность привлекать к ответственности лиц, которые несвоевременно вносят информацию или внесли некорректную информацию.

Пока новая система дает сбои

Наступила стадия вопросов. Из Уссурийска представители местной жилищно-коммунальной организации спросили:

— ТСЖ регистрируется в этой системе?

— Конечно, да, потому что это лицо, уполномоченное управлять многоквартирным домом. В законе не написано: «Управляющая компания», а написано: «Лица, уполномоченные собственниками на основании договора управления».

— А если мы начисляем только содержание, а остальные услуги поставщики начисляют сами?

фото— Это не говорит о том, что вы не управляете домом. В плане начислений Приморский край особенный, потому что не переходил на ту систему (имеется в виду система, когда собственникам квитанции выставляли не ресурсоснабжающие организации, а УК или ТСЖ), когда начался кризис неплатежей. Он продолжается и сейчас. Мы обезопасили собственников от того, чтобы недобросовестные УК исчезали с деньгами за коммунальные платежи.

— Я на протяжении недели не могу зарегистрироваться в системе...

— К сожалению, у нас не присутствуют представители департамента связи, они ответственные за эту систему. Понятно, что первоначально будут сбои.

— А есть же штрафы за несвоевременную регистрацию...

— Мы пока не подписали соглашение об опытной эксплуатации. Я думаю, что штрафов не будет.

Были еще вопросы о системе. Однако не на все Елена Пархоменко смогла ответить, так как система новая, они многих вещей сами не знают.

В прошлом году сделано ремонтов на полмиллиарда

Пожалуй, больше всех собравшихся заинтересовал директор фонда капитального ремонта, Игорь Сологуб. Именно к нему было адресовано большинство вопросов участников семинара. Но сначала он рассказал о проделанной работе за полтора года.

— В соответствие со ст. 178 ЖК РФ, с 17 февраля 2014 года приступил к работе региональный оператор — фонд капитального ремонта многоквартирных домов. За этот период была создана вся нормативно-правовая база, необходимая для осуществления ремонта общего имущества многоквартирных домов, принят 227-КЗ для реализации технологии сбора и учета платежей фонда. В декабре 2013 года утверждена программа капремонта общего имущества домов, расположенных на территории Приморского края 2014-2043 годы. В перечень домов вошли 12 163 объекта. В план реализации 2014 года было включено 159 домов с разноуровневым финансированием на 460 миллионов, из них 216 млн — краевой бюджет, за счет средств фонда — 97 миллионов, 104 млн — местный бюджет, 42 млн — средства собственников. Региональный оператор был заказчиком и исполнителем программы. Исполнение программы за 2014 год на 100%. В 2015 году планируется проведение капремонта 315 домов — переустановка приборов учета, ремонт крыш, ремонт фасадов, внутренних инженерных систем, лифтов, подвалов. Стоимость программы около 1,5 млрд рублей. Объявлен конкурс на 2015 год, уже просчитано около 200 домов, мы уже приступили к ремонту в Большом камне, Партизанске, Дальнереченске, Дальнегорске. Дальше мы планируем приступить к ремонту в Находке.

Как пояснил Игорь Сологуб, за время проведения первых ремонтов удорожание основных материалов составило от 15 до 40%. Причем это относится как к импортным, так и к отечественным материалам. На сегодня угрозы по выполнению программы 2015 года, нет. Однако, как заявил Сологуб, есть и проблема:

— Несмотря на то, что операторы играют ключевую роль, и от управляющих организаций, органов исполнительной власти, местного самоуправления многое зависит. В настоящее время отсутствует установленные законом меры эффективного воздействия на органы самоуправления и местные компании, которые допускают не достаточно ответственное отношение к возложенным на них функциям по мониторингу техсостояния домов. Это приводит к тому, что перечень домов не всегда отражает необходимость и очередность ремонтов. Данное обстоятельство выявляется только на этапе подготовки документации, что приводит к дополнительной потере времени и ресурсов.

Как попадают дома в очередь на ремонт, никто не поймет

На этом Сологуб закончил доклад, ему стали задавать вопросы:

— Чем вы мотивируете то, что вы для спецсчетов отказываетесь предоставлять квитанции? — задал вопрос директор одной из управляющих компаний.

— Вопрос известный, он обсуждается на протяжении года. Законодательством ответственность в проведении спецсчетов и выставлении квитанций четко не определена. Закон сырой. Что мы сделали? Отработали трехстороннее соглашение между банками, операторами, и счетными центрами, которые взяли на обслуживание спецсчета. Такие примеры уже есть. Таких домов около 200. Я думаю, месяца через два по всем спецсчетам будут выставляться квитанции. Региональный оператор этим заниматься не будет, пока законом ни определена ответственность.

— Второй вопрос: хочу, чтобы вы рассказали о механизме актуализации программы капитального ремонта. Ни один из наших домов не значится в программе капитального ремонта. Ваши сотрудники ссылаются на управление содержания жилищного фонда, они — на вас. Что я должен делать пошагово?

— Пошагово можно посмотреть в 227 законе. Актуализацией занимаются органы местного самоуправления (муниципалитеты). Во Владивостоке это управление содержания жилищного фонда совместно с УК и те данные, которые актуализируются ежегодно, до 30 июля муниципалитеты должны передать в департамент ЖКХ, который до 30 января принимает решение об изменении срока и включении данного дома в программу капитального ремонта. Мы — только исполнители программы.

Дома на Военном шоссе решили отремонтировать дважды

— Как так получилось, что дома на Военном шоссе, которые были отремонтированы по 185 закону, сейчас стоят в очереди?

— Есть дома на Военном шоссе, на Экипажной (остров Русский) и еще ряд адресов, по которым проведен капитальный ремонт в 2012-2013 годах. Эти дома будут исключены из региональных программ на 2015 год. Эти дома попали в программу на основании предложения органов местного самоуправления, почему они попали, я не берусь рассуждать и говорить — те дома, которые отремонтированы, второй раз ремонтироваться не должны. Мы эти дома уберем.

Представителям фонда было задано очень много вопросов, в том числе, присутствующие отметили, что очень много домов, которым необходим ремонт прямо сейчас, содержать такие дома крайне нелегко. На это представители фонда заметили, что капитальные ремонты не делались довольно давно и, действительно, в крае половина домов без срочного ремонта могут стать аварийным жильем. Отремонтировать их одномоментно не удастся. Кроме того, из-за кризиса некоторые дома, которые были в программе, оттуда убрали.

На семинаре обсуждалось очень много актуальных вопросов. Во второй части семинара говорили об обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО), а именно о появлении на рынке ЖКХ нового игрока – регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) – и о последствиях данного изменения в целом для отрасли.

Также был затронут вопрос применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг для тех собственников, которые не устанавили индивидуальные приборы учета, а также наделению управляющих организаций возможностью инициировать изменение данных нормативов, поскольку существующие нормы потребления далеко не всегда объективны. И, наверное, наиболее ценная лекция для участников семинара была о том, как юридически грамотно вести себя в конфликтых ситуациях.