фото

До последнего времени я считала, что наша Фемида крепко зажала одну группу населения — это тех, кто установил в квартире альтернативное отопление. «Примтеплоэнерго» с помощью администрации заставляет убрать альтернативку. Ну, а тем, кто качает права, считает, будто он в своей квартире хозяин, и что он имеет право выбора, чем отапливать собственную квартиру, тем вправляет мозги суд: заставляет платить за неоказанную услугу.

Но пока я жалела альтернативщиков, с которых сдирает шкуру «Примтеплоэнерго», как точно в этой ситуации оказался весь народ, так как с октября каждый должен платить за капитальный ремонт своего дома. А вы его видели? Вот Анатолий Ильич Корж, старший по дому № 5 в переулке Шевченко во Владивостоке, уже раз семь видел, как ремонтировали крышу его дома. Но ни разу не видел, чтобы она была отремонтирована. Как текла крыша до всех ремонтов, так и течет до сих пор.

27 ноября мы с Анатолием Ильичом отправились на заседание экспертной комиссии при администрации края, где как раз и должны были обсудить вопросы капитального ремонта. Однако на первый план были поставлены более мелкие, на мой взгляд, вопросы. Причем, каждый из них обсасывался со всех сторон, но решения вопроса так и не случилось.

Сначала обсуждался вопрос отсутствия воды в поселке Раздольное, о котором мы писали неоднократно. Выяснилось, что этот вопрос висит над поселком уже около 30 лет. Были надежды на воду Пушкинской депрессии, но ее строительство тоже никак не могут осилить уже много лет. Тогда пробурили три скважины. Однако, одну из них эксплуатировать невозможно, другая почему-то законсервирована, а третья только вводится в эксплуатацию, пока «пескует». Однако и здесь далеко до стабильности: насосы горят, периодически выходят из строя. Особенно тяжело зимой. Котельная, которая отапливает поселок, забирает до 100 кубометров воды в сутки.

Владимир Юрьевич Чеботарев, директор артемовского Водоканала, заявил, что они тоже решают эту проблему. Например, сумели снизить потери воды на пути к потребителю аж на 20%. Так. И сколько же там была потеря воды до их трудового подвига? Оказалось, 75%! То есть теперь на пути к потребителю утекает «всего лишь» 55% воды — больше половины!

Потуги сельчан достать воду они могут только наблюдать, а для того, чтобы воду привозить, Водоканалу необходимы большие помещения, так что кабинетик, который им выделили, их никак не устраивает. Глава поселения тогда заявил, что ради снабжения поселка водой отдаст им все здание.

Но окончательно решить вопрос можно будет только с вводом Пушкинского месторождения, к которому придется еще и сеть подвести. Пришли к тому, с чего и начали. Решено еще раз рассмотреть вопрос на заседании общественной палаты. Да хорошо бы с выездом в поселок Раздольное, и послушать его жителей.

Следующий вопрос касался тоже воды, а теперь он касается еще и капитального ремонта, и подняла его Тамара Игнатьевна Зарембо. Речь идет о комиссионном сборе банкиров при оплате этих услуг. Самый маленький сбор до последнего времени был у почты — 10 рублей. Но там такие очереди, что некоторые бабушки в обморок падают, пока достоятся. А сбербанк берет за услугу приема денег 30 рублей. Бережливые пенсионерки выходят на оплату воды 50-70 рублей за месяц, а тут еще и комиссионные 30 рублей отдай!

Но членам комиссии и администрации, похоже, такие проблемы неведомы, так что они упорно муссировали вопрос о процентах для банка. Дескать, тепло— и электроэнергетикам можно включать комиссионные в тариф, а водоканалам — нет! Но тут в разговор вступила эксперт Раиса Егоровна Проноза, которая напомнила, что закон о ЖКХ исключает комиссионный сбор при оплате услуг ЖКХ. Попутно она спросила у регионального оператора Фонда Игоря Леонидовича Сологуб, куда и как они собираются тратить деньги, которые уже поступили в фонд за октябрь, примерно 130 млн рублей? Но ответ на этот вопрос так и не прозвучал.

Потом вдруг выяснилось, что законодательство изменилось, и Водоканал вполне может включить в тариф банковский процент, а с банками рассчитываться сам. Однако экспертный совет почему-то так и не проголосовал за этот вариант решения проблемы.

Наконец, приступили к вопросу о капитальном ремонте. Оказалось, что для тех граждан, которые выбрали спецсчет для оплаты за капремонт, порядок оплаты даже не определен еще законом, этот закон еще в проекте. А значит, они не должны пока платить. Но тогда получается неравенство: одни платят, другие — нет.

Далее весь разговор о капремонте прочно взяла в свои руки Наталья Юрьевна Прокофьева, ведущая это заседание. Она сама задавала вопросы региональному представителю и сама же решительно отвечала, если Игорь Леонидович Сологуб слишком долго искал ответ или отвечал неопределенно. В ее бурной речи все время рефреном шло: надо платить!

Прежде всего она заявила, что правильно или неправильно организована система по капремонту, но она есть! И не обсуждается. Обсуждается только реакция граждан на нее.

Ответственность за выполнение капитального ремонта возлагается на регионального оператора.

Некоторые граждане принимают решение не платить за капремонт. Например, если деньги уже были выделены, но ремонт так и не был произведен. Правомерно ли в этом случае принимают решение не платить, и каковы последствия этого решения?

Если они не будут платить, то ремонт будет отодвигаться, так что лучше принять решение выплачивать. Но как вернуть деньги, уже потраченные ранее? Может ли Фонд затребовать эти деньги, или это дело самих собственников?

Игорь Леонидович ответил, что собственник сам должен обратиться в суд, а он в свою очередь поставит вопрос на общественном совете.

На что Наталья Юрьевна решительно возразила: если люди приняли решение не платить, то обязанность платить за ними остается! Моя рекомендация: не уклоняться от заключения договора с Фондом (ах вот как! Так договор все-таки должен быть. — Примечание автора), а наоборот тщательно продумать его.

Есть огромный негативный опыт по исполнению ремонта…

Вопрос от Т.И. Зарембо: О каком ремонте может идти речь, если изношенность здания 75%?

Ответ: Включению в программу капремонта не подлежат только:

— аварийные дома;

— новые дома (сданы в эксплуатацию менее трех лет назад).

И если износ дома большой, то надо либо платить, либо признать дом аварийным.

Вопрос от Натальи Юрьевны: Дом 46-го года включен в план на 28-й год. Ремонтные работы не проводились. А лучшие дома стоят в программе раньше, как быть?

Ответ: В программе есть нарекания и недоработки. Однако по замечаниям жильцов будет введена корректировка программы абсолютно по каждому дому.

До 1 ноября муниципалитет Владивостока должен был дать документацию на дома, но не сделал этого. Региональный оператор будет ставить дома на ремонт на основании этой документации.

Вопрос: Есть ли какой-то орган в крае, который будет рассматривать вопросы граждан?

Ответ: В первую очередь задавать вопрос в управляющую компанию, затем в администрацию края, департамент ЖКХ. После этого они передаются региональному оператору.

Не реже одного раза в год программа капремонта будет меняться. Можно создать ситуацию переноса срока. Но «мы отказываемся платить!» — это неправильно.

Вопрос Натальи Юрьевны: Можно ли составить каталог конфликтных ситуаций и типовые ответы на них разместить на вашем сайте?

Ответ: Существует портал, где есть разъяснения. Те, кто не будет платить, ситуация усугублят.

Лично у меня создалось впечатление, что этот Фонд создан исключительно для сбора денег, и ничем другим заниматься не собирается. Даже вопросы граждане должны задавать в УК и департамент края, а не Фонду. Документов нет из администрации на дома, закон еще не доработан, а деньги уже собирают.

Видать, кому-то они очень понадобились срочно. То ли на Крымнаш, то ли на войну с Украиной, то ли олигархам возместить убытки от санкций Европы и Америки. И с кого же брать деньги, как не с населения? Ведь не с олигархов же самих?

Хочется напомнить, что 2015-й — год овцы и барана. И если мы и будем таковыми, то с нами поступят так, как нарисовал художник Александров (верхний рисунок).