Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 45 (973) от 8 ноября 2011  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Отверженные

Ольга КУПЧИНСКАЯ

Жильцы общежитий в Спасске живут в пещерных условиях
Центр строительной индустрии Дальнего Востока в середине прошлого века развивался бурно. Строились заводы, а к ним – традиционный шлейф соцкультбыта: общежития, детские сады, школы.

1990-е переломные годы поставили в этом процессе точку. Те, кто не успел получить от предприятия квартиру, осознали: надо удержать хотя бы синицу, раз не видать журавля в небе. И в различные инстанции пошли письма-вопросы: «Как приватизировать комнату в общежитии?». Желание жильцов «застолбить» за своей семьей хоть небольшие «квадраты» совпало с намерениями правителей страны сбросить заботы о соцкультбыте на людей. И нашлось Соломоново решение: общежития переименовать в многоквартирные жилые дома.

«Если на клетке с удавом написано «Слон» – не верь глазам своим», – предостерегал Козьма Прутков.

Отрыжка от того недальновидного решения началась быстро. Обслуживать новоявленные «жилые дома» не бралась ни одна управляющая компания. Пятиэтажную панельную общагу по улице Силикатной, 1, пять раз выставляла администрация города на аукцион. Толку – ноль. Так и стоит она на отшибе – эта «Воронья слободка». Зимой стекаются сюда бомжи пережить холода, весной вместе с пришлыми жильцами бесследно исчезают батареи и куски труб отопления и водопровода.

Недавно в отдел ЖКХ пришла девушка. Плачет: «Как мне жить? Ни обогревателей, ни сантехники – ничего!». Получив комнату, отдала она ключи знакомым, чтобы пожили пока. Ну а те и начудили…

Нынешней осенью «комендантом» общежития (будем называть вещи своими именами) на Силикатной, 1, пришлось стать начальнику отдела ЖКХ администрации города Сергею Ефимовичу Охотникову. Поручил он единственной муниципальной УК – МРЭУ-2 – слепить из старья батареи, приварить куски труб взамен отсутствующих. Сделали. Тепло дали. Но не везде. Одно крыло здания осталось без отопления. Спасают электроприборы.

Александр, с которым мы познакомились при посещении общежития, – отец двоих маленьких ребятишек. Живет с семьей как раз в этом холодном крыле, да еще на первом этаже, в двух комнатушках. Работает. Но с его зарплатой квартиру не купить. А на получение новой, понятно, рассчитывать не приходится.

Самое плохое, что нет здесь и воды. Где берут? А у соседей, которым посчастливилось жить в противоположной части дома. Но и расчет на электроприборы – тоже очень зыбок. Электрооборудование в аварийном состоянии: электрические щиты не опечатаны, не имеют защитных дверок, внутри которых находятся оголённые, спутанные и не провязанные в пучки провода; кабельные линии в коридорах собраны из кусков электрического провода различного сечения, не закреплены, местами оголены и соединены в виде «скруток». И они нет-нет, да искрят. Явственно видны места задымления. Далеко ли до беды?

Спасает то, что над домом не плоская, а более долговечная шатровая крыша. Но и она уже сдает. В северо-восточной стороне специалистами обнаружено повреждение кровли, что приводит к проникновению осадков на стены и плиты перекрытия пятого этажа. Да и внешние несущие стены имеют сквозные отверстия в цоколе, а также разрушения в местах соединения плит. Некоторые окна жилых помещений заложены кирпичом, забиты досками и полиэтиленовой плёнкой.

Как здесь живут люди? Я бы, признаюсь, не рискнула сюда зайти в темноте. Потому что освещения нет ни в коридорах, ни на лестничных маршах.

Лет пятнадцать назад, когда группа журналистов приехала сюда по жалобе, жильцы сразу предупредили: «Будьте осторожны. Не наступите на змею». Потому что в сыром подвале эти пресмыкающиеся чувствовали себя вольготно. Не знаю, водятся ли они сейчас, но то, что в подвале могут и крокодилы завестись, – вполне реально. Ведь сети теплоснабжения, водопровод и канализации находятся в неудовлетворительном состоянии. Подвал заполнен фекальными водами. Ароматы – соответствующие.

Здесь много пустующих квартир, в которых жильцы, со слов соседей, не проживают либо их давно не видели. Двери открыты, вместо личных вещей – бытовой мусор. Комиссия насчитала 37 таких брошенных комнат.

Не в лучшем состоянии и остальные 15 бывших общежитий. Везде беда общая: пустующие заваленные хламом комнаты, разрушенные места общего пользования, грязь, антисанитария, протекающие крыши, изношенные коммуникации. Замкнутый круг: жильцы не платят за эти распрекрасные жилищно-коммунальные «услуги», а обслуживающие организации (если такие находятся) – не имеет денег, чтобы привести дом в порядок.

Кончилось дело тем, что в бывшем общежитии по ул. Красногвардейской, 104/2, выпал целый угол! Пришлось администрации объявлять чрезвычайную ситуацию, спешно искать в городской казне деньги и заделывать огромную дыру. Надолго ли?

Что вообще делать с этой головной болью?

Прежде всего, считает тот же Сергей Охотников, – разобраться с жильцами: кто живет, на каком основании, почему не платит? Беда в том, что выселять некуда: общежитие – последняя ступень, за ней – только улица. За разрушительное пользование квартирой одну семью суд выселил – правда, с предоставлением другого, неблагоустроенного, жилья. Еще у 11 семей удалось отсудить комнаты, доказав, что они фактически утратили на них право, так как и не проживают там, и не платят.

И всё-таки – кто пойдет в эти клетушки при таких условиях? А не будет дом заселен полностью – не хватит и квартплаты для его содержания. Значит, и УК не найдется для обслуживания.

Некоторые специалисты говорят: зря поторопились в свое время со сменой статуса общежитиям. Как теперь, допустим, ввести должность коменданта или уборщицы? А они там нужны, однако в «жилом доме» – не положены!

В бытность мэром Спасска Владимира Александровича Игнатенко (светлая ему память!) при администрации работала круглосуточная диспетчерская служба, а ей была придана аварийная. Потом сменился хозяин города – и «аварийку» упразднили, диспетчеры же превратились в сторожей при телефоне. Не все забытое старое – плохое. Почему бы не возродить идею?

Но все равно проблема общежитий останется. Камуфляж под «жилые дома» не помог. Нужна, думается, на уровне крае целевая программа по их капитальному ремонту. Город, лишившийся промышленности, такой воз в одиночку не потянет.

Позвонила жительница дома по ул. Силикатная, 1, Надежда Николаевна. Женщина плакала навзрыд: «Как быть? Ни тепла, ни воды. Мне 47 лет. Пенсии еще нет. Инвалид 3-й группы. На работу устроиться не могу. Единственного сына забрали в армию. Это государство наше сумело. А помочь – не хочет никто!»

Что ответить отчаявшемуся человеку?

Вот и приезжавший в Спасск вице-премьер Игорь Шувалов не обнадежил. Мол, ваш Спасск еще терпимо живет, есть города в худшем состоянии. Правда, московский гость в общежитиях не бывал – гостевой маршрут через них не пролегал. Кто будет выставлять напоказ грязное нижнее белье? Вот и Спасская власть предпочла наизнанку не выворачиваться…

Ольга КУПЧИНСКАЯ


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100