Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 5 (724) от 31 января 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Американская стратегия «непрямых действий» и российская «Нива»!

Евгений НЕПОМНЯЩИЙ

В середине 90-х годов прошлого столетия крупнейший производитель легковых автомобилей России «АВТОВАЗ» заключил договор о техническом сотрудничестве с крупнейшим мировым автомобилестроителем - Американской компанией «Дженерал Моторс».

Заключая договор, ВАЗ рассчитывал с помощью американских специалистов улучшить качество своей продукции и несколько расширить модельный ряд, организовав сборку моделей «Опель Астра» (германская фирма «Опель» еще с1929 г. полностью принадлежит GM). Американцы же имели цель выйти и закрепиться на российском рынке.

К тому времени положение Волжского автозавода было более чем незавидным: модельный ряд безнадежно устарел, экспорт в развитые страны упал почти до нуля, а в 1997 г. прекратился совсем. Например, в Финляндии, где в середине 80-х годов ВАЗ владел до 25% рынка, в 90-х годах экспорт упал настолько, что фирма «Конела» - главный дилер ВАЗа в Суоми – перешла на торговлю корейскими машинами.

Единственным автомобилем, который пользовался постоянным и устойчивым спросом во всем мире, была «Нива» ВАЗ 2121. Когда спрос на российские машины сошел практически на нет, «Ниву» продолжали покупать и в Европе, и в Азии, и даже в Канаде и Латинской Америке. Более того, «Нива» - единственный российский автомобиль, который можно встретить на дорогах Японии, хотя продукция ВАЗа в Страну восходящего солнца официально никогда не поставлялась. Возможно, они попали туда через Канаду.

Хотя автомобиль и пользовался спросом, но концу 80-х устарел, и тогда Вазовские конструкторы разработали так называемую «новую «Ниву» ВАЗ-2131. В отличие от легко узнаваемой старой «Нивы», новый автомобиль получился ничем не примечательным. Да и потом, рынок компактных джипов был уже достаточно насыщен машинами из Японии и Южной Кореи.

К тому же в 90-х годах у ВАЗа банально не было денег, чтобы поставить новую машину на конвейер. На помощь пришли американцы. На свет появился проект «Шевроле-Нива». Автомобиль, на 100% созданный русскими инженерами, получил американское имя.

Специалисты GM осуществляли лишь контроль качества. Впрочем, как выяснилось позже, весьма неудачно, так сказать, «по-советски», и на экспортные модификации ставился «опелевский» мотор.

Взамен финансовой помощи американцы решили заменить брэнд «Лада» на «Шевроле», чтобы продавать машину под своей маркой и отобрать у ВАЗа этот сектор рынка при минимуме вложенных средств. На экспорт машину планировали поставлять как «ДЭУ-Нива», т. к. марка «ДЭУ» с недавнего времени полностью принадлежит GM. И самое главное: обязательным условием американцев было немедленное снятие с производства старой «Нивы» ВАЗ -2121, дабы старая машина не конкурировала с новой.

Таким образом, GM, потратив символические деньги, добивалась сразу двух стратегических целей: убирала конкурента и получала уже раскрученный брэнд. Но на американскую стратегию «непрямых действий» ВАЗ применил стратегию «непрямого противодействия». Снятие с конвейера старой «Нивы», которая приносит ВАЗу стабильный доход под всяческими предлогами откладывается, на самый крайний случай «АВТОВАЗ» намерен организовать производство старой «Нивы» в Кустанае на заводе, который строили для производства по лицензии «Магирус-Дейтц» дизелей воздушного охлаждения, предназначенных для грузовиков «Урал».

Что-же касается модели «Шевроле-Нива», то спрос на нее на мировом рынке из-за сильной конкуренции более чем незначительный, да и в России ей до популярности старой «Нивы» очень и очень далеко. К тому же качество сборки, несмотря на американский контроль, очень мягко говоря, оставляет желать лучшего.

У многих остался в памяти эпизод, показанный Центральным телевидением. На всю страну. Напомним: когда с большой помпой открывали конвейер по выпуску новой «Нивы», руководство «GM-ABTOBA3» решило подарить первый с конвейера автомобиль тогдашнему самарскому губернатору К. Титову, и вышел большой конфуз: у нового автомобиля, выпущенного под американским контролем, не закрывались двери!!! NO COMMENT!!!

Так что американская стратегия непрямых действий дает в России сбои.

Евгений НЕПОМНЯЩИЙ


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100