фото

С еврейской Пасхой вроде все понятно, она празднуется как знак освобождения из египетского плена. Вспомним библейскую предысторию этого праздника.

ЕГИПЕТСКИЙ ПЛЕН

Она такова. Жили на земле 12 братьев. И вот как-то несколько братьев из зависти бросили младшего брата Иосифа в ров. Но потом передумали, вытащили его оттуда и продали за 20 сребренников проходящим мимо купцам. Те, в свою очередь, придя в Египет, перепродали его там начальнику телохранителей фараона.

В Египте мудрому красавцу Иосифу жилось неплохо – он быстро рос по службе и дорос до управляющего дома своего хозяина, но тут на него глаз положила жена этого самого хозяина. И так сильно приставать стала, что однажды всю одежду с него стянула. А когда он от нее побег, стала кричать, что насиловать хотел. Приставучая баба, она везде одинакова во все времена и во всех сословьях: без подлянки не может. Словом, переполох начался несусветный: раб-еврей госпожу насиловать пытался! Тут никаких разборок – сразу в тюрьму, где вместе с Иосифом оказались еще два египтянина, каждый из которых увидел свой сон, а Иосиф истолковал их. И сбылись оба сна, как он предсказал: одного арестанта отпустили, другого казнили, а сам ясновидец остался в тюрьме.

Прошло два года, и фараон тоже увидел странный сон, который не давал ему покоя, потому как повторился дважды тютелька в тютельку. Но никто не мог истолковать этот сон. И дошел слух об этом сне до товарища Иосифа по тюрьме, и тот вспомнил о рабе-еврее. Привели Иосифа, и тот сказал фараону, что его сон предвещает семь лет небывалого урожая, а затем семь лет голода. И посоветовал фараону все семь плодородных лет пятую часть урожая хранить в запасниках.

Известно, что фараоны ухо к пророчествам всегда держали открытым, на то и астрологов полный двор держали. Поверил фараон Иосифу, как посланцу богов, и сделал его вторым после себя. А вскоре все случилось, как предсказано, и начался голод у соседних народов, которым египтяне продавали свои излишки. Дошел голод и до евреев. Пришли и братья Иосифа за хлебом, и после некоторых испытаний, переселились они всем домом в Египет – простил их Иосиф. Долгое время они жили в довольстве и сильно расплодились, но спустя много лет после смерти Иосифа и его дружественного фараона, впали евреи в немилость и превратились в рабов. Они так быстро размножались, что новый фараон побоялся, что примкнут евреи в очередной войне к вражеской армии, и он приказал надсмотрщикам завалить их работой, а повивальным бабкам умерщвлять всех мальчиков.

Но еврейки, как могли, спасали детей, так одна из них из рода Левия (колено священников) пустила своего новорожденного по реке в корзинке из тростника. Корзинка попала в руки дочери фараона, которая взяла опеку над малышом и назвала его Моисеем (спасенный из воды). Она воспитала его как сына, и он был обучен всей премудрости египетской. Но однажды Моисей попал в переделку – убил египтянина, спасая еврея от побоев, после чего ему самому пришлось спасаться бегством из Египта. Моисей бежал в страну мадиамскую, о местонахождении которой историки до сих пор не договорились, ясно только, что она не была частью Египта. Какой религии был священник, в доме которого оказался Моисей, и на дочери которого женился, тоже неизвестно. Из Библии известно лишь, что прожил там Моисей 40 лет. За эти годы фараон, знавший Моисея, помер, а рабство евреев ужесточилось.

НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА И ПАСХА

Моисей пас овец, когда явился ему Ангел и в пламени среди тернового куста (неопалимой купавы в библейских сказаниях) и позвал его. И говорил Моисей с Богом, и повелел ему Бог вывести евреев из рабства. Моисей испугался и начал возражать, что его не послушают, так он от природы косноязычен, потому пусть Бог пошлет кого поречистее. Бог сначала осерчал из-за возражений, но потом поладили на том, что делать все будет Моисей, а речевки держать – его брат Аарон. Вскоре после этой встречи пошли братья от имени Бога на переговоры к фараону, чтобы он отпустил евреев на три дня в пустыню для жертвоприношений Господу. Фараон в ответ приказал увеличить всем евреям дневную норму изготовления кирпичей.

Дальше последовали общеизвестные события, многократно растиражированные в литературе и кино – «десять египетских казней». Несмотря на все девять напастей, фараон не отпустил евреев на жертвоприношение. После чего Бог пообещал Моисею, что после десятой казни фараон сам попросит евреев убраться куда подальше, но они должны быть готовы покинуть Египет навсегда.

И сказал Господь Моисею: « Месяц сей да будет у вас началом месяцев; первым да будет он между месяцами года. Скажите всему обществу Израильтян: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство. А если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмет с соседями своими. Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец или коз. И пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца; тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером. И пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его. Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его…Не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне…

А я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской от человека до скота; и над всеми богами египетскими произведу суд. И будет у нас кровь знамением на домах, где вы находитесь, я увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет у вас язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу, во все роды ваши, как установление вечное… С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до двадцать первого дня того же месяца… Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте, было четыреста тридцать лет. По прошествии четырехсот тридцати лет, в этот самый день вышло все ополчение господне из Египта ночью…И сказал Господь Моисею и Аарону: вот устав Пасхи: никакой иноплеменник не должен есть ее». Исход, глава 12.

«И сказал Моисей народу: помните сей день, в который вышли из Египта, из дома рабства…Сегодня выходите вы в месяце Авиве», – гл.13: 3-4. Этот месяц имеет три названия: «начало месяцев» или «первый месяц», «весенний месяц» и Нисан.

Итак, слово Песах (Пасха) означает «смерть прошла мимо». Еврейская Песах в 2015 году состоится с 15 по 21 нисана (4-11 апреля).

ХРИСТИАНСКАЯ ПАСХА

Какую же празднуют христиане Пасху, и почему у разных христианских течений расхождение в ее датах? Это вопрос к религоведам. Мы же обратимся к первоисточнику – Новому Завету, что говорится о Пасхе там: как отмечал Пасху сам Христос, апостолы и первые христиане? Из Нового Завета известно, что во времена Христа евреи продолжали праздновать Пасху по своему календарю, и ее начало приходилась на разные дни недели. При этом сутки исчислялись от предыдущего захода до захода следующего дня. Согласно евангельским текстам, последняя Пасха Христа пришлась на четверг-пятницу по нашему исчислению суток: «И послал Иисус Петра и Иоанна, сказав, приготовьте нам есть пасху… И когда настал час, Он возлег и двенадцать апостолов с ними. И сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде моего страдания… И взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в мое воспоминание», — Луки 22: 19-20.

Это единственное место в Новом Завете, где Христос указывает на день Пасхи, как день, в который нужно творить в его воспоминание. А день этот –день его смерти, которая последовала в пятницу до захода солнца, то есть в один и тот же день с Тайной Вечерей.

Как получилось, что христиане вместо завета Христа творить на Пасху воспоминание о его мученической смерти, стали чокаться и стукаться яйцами исключительно только в воскресение, тогда как Пасха, заповеданная Христом, ни к какому конкретному дню недели не была привязана?

Ничего не говорится и в дальнейших посланиях апостолов о том, что они отмечали Пасху в воскресные дни.

Вот что писал в своем послании о Пасхе Апостол Павел: «Пасха наша, Христос, заклан за нас»,— 1 Коринфянам 5:7. И далее в том же письме продолжает: « Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет».

Вот, собственно, и все, что заповедал Христос и апостолы о Пасхе: помнить ее, как день смерти Спасителя, которая и есть суть Его подвига, а Воскресение – следствие этого подвига. Потому, в какой день и как отмечать Пасху: по заветам Христа и Апостолов или по церковным обычаям, каждый сам решает, так же, как и каждый сам отвечает за все свои дела и решения. На то и грамоте все обучены, и Библия переведена на все языки и наречия, чтобы некого было винить.