фото

«Полетать на самолете за 2990! Высший пилотаж. Обучение. Подарочные сертификаты». Реклама на Яндексе.

Людей заманивают на покатушки, как на аттракцион

На подобную этой рекламу повелись молодые люди из Санкт-Петербурга в августе 2011 года. И реклама, и полеты продолжаются по сей день повсеместно, не только в Санкт-Петербурге.

Друг подарил другу перед свадьбой подарочный сертификат на полет. Себе купил такой же. Сертификат давал право лететь на самолете малой авиации с аэродрома «Гостилицы» под Санкт-Петербургом троим – владельцу сертификата и еще двоим его друзьям. Разумеется, с пилотом. Молодые люди планировали после полетов устроить мальчишник.

Впятером приехали на аэродром «Гостилицы», их встретил представитель компании «Взлетим.ру», которая продала сертификаты. Для начала парни прочитали инструкцию по технике безопасности и подписали соответствующую бумагу, а сертификаты и квитанции об оплате сдали представителю «Взлетим.ру» под обещание, что после полета все будет возвращено с отметкой о «воздушном крещении».

В первый полет на самолете с надписью на борту ЯК-18Т с пилотом А.В. Голубевым отправились братья Федор и Борис Кирьяновы и Михаил Смирнов. Через 15 минут полета самолет рухнул на поле в поселке Ропша. Все пассажиры и пилот погибли.

Оставшиеся на аэродроме двое друзей, один из них и подарил злополучный билет, узнали о катастрофе через 40 минут, приехали на место крушения самолета, где уже работали следователи. Все другие полеты в этот день были отменены. Второй сертификат не только пропал, в том смысле, что оказался не использованным, но так же как и первый, просто исчез.

Началось расследование. Разбившийся 20 августа 2011 года самолет принадлежал частному лицу. По бессрочному договору его арендовало ООО «Авиационный учебный центр авиации общего назначения «Крылья Невы», базирующийся на аэродроме «Гостилицы». Аэродром принадлежит ООО «Арго» и некоммерческому партнерству (НП) «Невский аэроклуб».

Надзор осуществляет Северо-Западное межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта. Учредитель и собственник аэродрома, учебного центра и ООО «Арго» В.И. Артикульный является советником руководителя управления воздушного транспорта по АОН – авиации общего назначения. Совладелец аэроклуба и деловой партнер В.И. Артикульного О.Ю. Федоров, как председатель одной из подкомиссий, входит в комиссию МАК, расследовавшую трагическое происшествие.

По этим причинам или по каким-то еще, следствие отказало потерпевшим в возбуждении уголовного дела. Но дело все же возбудили. В отношении погибшего пилота.

С июля 2013 года в городском суде города Ломоносова Ленинградской области слушается уголовное дело. Обвиняемый – летчик А.В. Голубев. В связи с его гибелью дело было закрыто, но дочь Голубева потребовала его возобновления. Для потерпевших – родителей разбившихся молодых парней – это единственная возможность расследовать причину трагедии, поскольку раньше им в этом отказало следствие.

Конструктор из деталей списанных самолетов

За два года потерпевшие и их адвокаты ознакомились с большим количеством документов, из которых постепенно сложилась картина многоуровневой безответственности организаторов смертельно опасных «покатушек»

Самолет был восстановлен из списанного ЯК-18Т . Это был 3 – местный тренировочный спортивный самолет, очень давно выпущенный на Смоленском заводе. Бывшее воздушное судно за 50 тысяч долларов купил профессор Академии гражданской авиации В.В. Романенко. По его словам, к моменту продажи не было никаких документов на самолет, который уже давно не летал (даже крылья были отсоединены после авиапроисшествия).

Агрегат собрали, приладили крылья, поменяли на них перкаль, поставили «новый» двигатель, тоже б.у., провели полный комплекс технического обслуживания, вызвали комиссию, которая и приняла воздушное судно в эксплуатацию. Самолет был зарегистрирован как единичный экземпляр воздушного судна, кратко – ЕЭВС, под названием СТ-2 (бортовой № RA-0272G). В выданном документе на самолет написано, что это трехместный тренировочный спортивный самолет.

Последующее его техническое содержание было упрощено – если серийному самолету капитальный ремонт проводится на заводе и там же облетывается заводским летчиком-испытателем, то ЕЭВС на завод не ставится, хотя каждый год облетывается летчиком-испытателем.

Приказ Минтранса РФ от 17 апреля 2003 года № 118 «Об утверждении федеральных авиационных правил положения о порядке допуска к эксплуатации ЕЭВС авиации общего назначения» регламентирует порядок получения сертификата летной годности на воздушное судно единичного экземпляра. Сертификат летной годности был выдан 6 апреля 2011 года сроком на год, катастрофа случилась во время действия именно этого сертификата.

Из Заключения по оценке соответствия сертификата требованиям летной годности: дата выпуска двигателя – 1982 год, наработка двигателя 52 часа. Это уже третий или четвертый двигатель, установленный на самолет с момента ремонта, но, по словам собственника, «тянул хорошо», отлетал после ремонта 120 часов из 500 ресурса.

Ничей самолет

На аэродроме есть руководитель полетов, который дает разрешение на взлет и на посадку, следит за журналом полетов, отвечает за безопасность полетов. В тот день руководил полетами на общественных началах некий гражданин, который, по его словам, считал, что является членом Невского аэроклуба, но никаких официальных бумаг у него по этому поводу нет, более того, он даже не знает, кто аэроклуб возглавляет. Он «не знает», сколько вылетов делал летчик Голубев в тот роковой день. Совершались ли коммерческие полеты на этом воздушном судне, он тоже не в курсе.

Руководитель авиационного учебного центра, арендовавшего самолет, говорит, что никому не предоставлял самолет для коммерческих полетов, на такие полеты этот единичный экземпляр воздушного судна не был сертифицирован. Погибший летчик Голубев в его подчинении не состоял.

Учебный центр заключил договор аренды на использование самолета для обучения, а кто на нем катается во внеучебное время его, начальника, подписавшего договор аренды, не интересует. Кто катается, тот пусть и отвечает. И вообще, любой человек, имеющий право управлять этим воздушным судном, то есть любой командир, имеющий право управлять данным воздушным судном имел право взять его, уточнил руководитель учебного центра, но, добавил он, спохватившись, он должен иметь отношение «к нам».

С компанией «Взлетим.ру», продававшей сертификаты, никаких взаимоотношений у учебного центра не было. И кто наклеил на находящийся в его ведении самолет рекламу этой компании, он «не знает». А погибший летчик Голубев просто летал, потому что ему нравилось небо, он просто получал от полетов удовольствие. Также не знает начальник арендованного самолета, кто давал разрешение пассажирам садиться в самолет.

Организация «Взлетим.ру» занимается рекламой и продает сертификаты, в том числе подарочные на полет. Официальных отношений у них нет ни с аэродромом, ни с аэроклубом. Менеджеры этой организации приводят людей с сертификатами на аэродром и организует под честное слово полеты, не обеспеченные никакими договорными обязательствами. На вопрос, кто получал прибыль, все должностные лица аэроклуба и аэродрома дружно отвечают: «У нас не коммерческая организация». Получается, что «Взлетим.Ру» получает деньги, а все полеты осуществляют летчики-общественники бесплатно из любви к небу, работники аэродрома тоже общественники, работают из любви к взлетно-посадочной полосе, а аэроклуб бескорыстно знакомит покупателей подарочных сертификатов с самолетом и небом.

В воздушном законодательстве и в Гражданском кодексе есть слово «пассажир», и есть разъяснение, кто такой пассажир. По мнению руководства аэроклуба и аэродрома «пассажир, этот тот, кто купил билет». Должностные лица в один голос утверждают: «Мы билеты не продаем. Те, кто летит в ознакомительном полете, это не пассажиры, они имеют статус друзей, это любительский полет». И за этих друзей никто ответственность не несет. Каждый сам за себя. Они расписываются в журнале безопасности, платят деньги, и больше никто за них не отвечает, потому что они – друзья летчика!

Есть еще одни персонаж в этой истории – В.В. Романенко, собственник самолета, кандидат технических наук, профессор с огромным стажем работы, который после аварии сумел получить от арендаторов компенсацию за погибшее воздушное судно, кстати, немалые деньги. На самом деле, собственник не он, самолет принадлежал его жене, которая, по словам профессора «естественно, в этом ничего не понимает». Она же подписала договор аренды. На вопрос, зачем оформили собственность на жену, профессор пояснил: «Я инженер-пилот, кандидат технических наук, профессор, заслуженный человек», мол, неудобно иметь такую дорогую игрушку.

В судебном заседании выяснилось, что на многих документах, которые в соответствии с законодательством должен подписывать собственник, подпись и не ее и не его. Подлог Романенко свалил на арендаторов – я им отдал самолет, они все и крутили. Примечательны диалоги свидетеля Романенко со сторонами по делу в судебном заседании.

Вопрос: Вы или ваша жена отслеживали, насколько выполняет «Крылья Невы» договор о техническом состоянии?

– А мне зачем это надо? Там записано, что они отвечают, и все.

Вопрос: В документе на самолет написано, что это трехместный самолет включая пилота, почему в нем находились четверо?

– Мне все равно, что написано в этих документах, все к эксплуатанту.

Вопрос: Вам знакомо «Руководство полетной эксплуатации» для данных самолетов?

– Мне по барабану, вообще говоря, что там написано в этом руководстве. Глубочайше фиолетово, что там написано, я профессор, потому и говорю, не нужно за уши притягивать то, чего нет. Ферштейн?

Судья: Профессор, уважаемый, вы хоть и профессор, не забывайте, где вы находитесь. В зале суда неуместно так себя вести.

– А чего они? Пусть сидят и помалкивают!

И все же муж собственника регулярно наведывался на аэродром. Посмотреть на всякий случай журнал полетов.

Вопрос: Работники аэродрома показали, что вам платили по 2000 за летный час. Это так?

– Да, иногда платили, когда я их поймаю. Но я знаю, что в действительности это было совсем не так.

Не так, то есть, как бы не все полеты были записаны в журнале, как бы не за все полеты получал муж обственника самолета деньги.

Имели вознаграждение, разумеется, и все остальные участники и организаторы покатушек и, возможно, что-то от мужа собственника утаивали.

Ничья ответственность

Авиационный учебный центр «Крылья Невы», в чьей аренде находился самолет, не имел разрешения на осуществление коммерческих перевозок. Коммерческое использование ЕЭВС запрещается Воздушным кодексом РФ и ФАП №18 «Положение о порядке допуска к эксплуатации ЕЭВС АОН», утвержденным Приказом Минтранса от 17.04.2003. Летевшие в СТ-2 не были участниками программы подготовки и повышения квалификации, не были ни курсантами, ни летным составом, они купили билет (сертификат) за 4000 рублей. Самолет совершал ознакомительный полет с пассажирами на борту на коммерческой основе и, следовательно, в нарушение закона. Менеджер «Взлетим.Ру» посадил в этот самолет троих пассажиров, а летчик не возражал.

Комиссии Межгосударственного авиационного комитета и следствию не был предъявлен формуляр самолета, его нигде не нашли, предположили, что он сгорел при авиакатастрофе. Нет ни одного документа, подтверждающего обслуживание этого воздушного судна, владелец которого также пренебрег обязательным страхованием ответственности собственника воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный их жизни и здоровью.

Авиационный учебный центр «Крылья Невы» незаконно предоставил самолет для выполнения ознакомительного полета по сертификату фирмы «Взлетим.Ру», так как никаких договоров, никаких юридических отношений между этими фирмами не было.

Мать погибшего Михаила Смирнова говорит: «Почему развивать малую авиацию, помогать ей «выживать» надо ценой жизни ни в чем не повинных, далеких от авиации людей, опрометчиво доверившихся пиратско-покатушечным АУЦам и фирмам, рекламирующим и продающим «смертельные» незаконные сертификаты?»

Адвокат потерпевших говорит: «За этим должен осуществляться государственный надзор, но поскольку сегодня государственные органы должным образом не отслеживают, потребителю подобных услуг всегда нужно самому выяснять существуют ли сертификаты и лицензии на этот вид деятельности, на данный вид самолетов. Данный вид услуги должен осуществляться не по подарочному сертификату, а в соответствии с неким минимальным договором на оказание услуг, в котором прописан объем услуг и так далее. Но наш правовой нигилизм не позволяет спрашивать все эти документы, особенно это относится к молодежи, она такая азартная. В первую очередь они покупаются на адреналин».