фото

Порто-Франко означает – свободный, открытый морской порт или город, которым и был Владивосток до Большевистского переворота в 1917 г. и до сих пор, выражаясь словами В. Высоцкого, закрытый порт Владивосток, но иностранцам с их инвестициями туда не надо. А причины известны всем: коррупция, рэкет и беспредел власти. А во что мог превратиться Владивосток, будь он открытым, видно на примере Сингапура!

Сегодня мало кто помнит, что через Владивосток прошло 35% всех грузов из Канады и из США по ленд-лизу (без оплаты, взаймы) в 1942-45 гг. – военное снаряжение и продукты питания. С каким риском и какими жертвами это происходило, приведу примеры.

Как только с правительством США был подписан договор о поставках в нашу страну, возник вопрос, на чем и как доставить все необходимое для ВОВ. И вот в канадский порт Ванкувер на капремонт прибыл ветеран нашего флота «Карл Либкнехт», имеющий водоизмещение – deadweight (дедвейт) – 5200 тонн и индикаторную мощность паровой машины 1800 л.с. Он был построен в 1899 г. в Германии, как и судно «Карл Маркс» из той же серии. В 1939 году оба судна были переданы ДВМП, где и работали на местных каботажных морпутях.

Для проведения капитального ремонта судно прибыло в канадский порт Ванкувер, где команда «Карлуши» увидела ремонтирующиеся там советские суда: «Дальстрой», «Советская Латвия» и «Красноармеец», трюмы которых были переоборудованы для перевозки на Колыму сотен тысяч «зеков», но в связи с началом ВОВ, эти перевозки временно сократились, а суда были направлены на ремонт для утепления трюмов.

Ремонт «Карлуши» в Канаде начался широким фронтом. Объем ремонтных работ был очень большой. Инженер завода мистер Кинвик говорил, что «эти русские хотят к старому свистку пристроить новый пароход».

Сборка корпуса судна, полная достройка и полный монтаж оборудования занимали до двух месяцев. Своими размерами судно удивляло и внушало доверие морякам: длина 134,6 метра, ширина 17,4 метра, осадка при полном грузе 8,5 метра, дедвейт 14260 тонн, мощность паровой машины 2500 л.с. и скорость в грузу – гарантированных 12 узлов в час.

При полных запасах судно может принять на борт девять тысяч тонн груза. Для нас это было первое судно такой грузоподъемности. Третье судно этой серии для нашей страны получило название «Войков». Но все суда этого типа не были приспособлены для плавания в северных широтах. Надо было существенно утеплить жилые и некоторые другие технологические помещения. Эти работы занимали до двух недель.

С января 1943 года новые суда серии Liberty стали возить грузы в порты Советского Союза, а 22 февраля 1943 г., нагрузившись мукой в порту Сан-Педро, «Жан Жорес» вышел в первый рейс.

В декабре 1943 года «Жан Жорес» шел в балласте из Владивостока в Portland. Погода в Беринговом море была особенно тяжелой. Проходил зимний циклон. Оставалось около 200 миль до пролива Акутан, и тут радист принял «SOS…пароход «Валерий Чкалов» получил трещину, лопнула палуба, обшивка правого борта до ватерлинии. Положение судна чрезвычайно опасное, требуется немедленная помощь. Капитан Шанцберг».

На расстоянии 80 миль находился следовавший за ним танкер «Жан Жорес» находился в 150 милях восточнее него. «Валерий Чкалов» лег в дрейф в ожидании прихода спасителей.

Подойдя к судам, «Жан Жорес» сначала подал два конца буксирных тросов, вторые концы были переданы танкеру. После крепления буксирного троса началась буксировка в возможной близости сопровождения «Жана Жореса» к аварийному судну «Валерий Чкалов». Каждая волна несла опасность его перелома.

Через сутки погода изменилась и во время вечернего чая пришла «тревога». «Валерий Чкалов» сообщил, что судно переломилось по трещине третьего трюма. Носовая часть с вахтенным на буксире танкера. Корма получила крен в 5 градусов. Все механизмы работают нормально. Выравнивают крен.

Капитаны договорились, что танкер снимет матроса и носовую часть отбуксирует в Канаду, а «Жан Жорес» окажет всю возможную помощь экипажу на кормовой части судна. В труднейших погодных условиях закрепили буксир и повернули против ветра.

Но вскоре подошло судно-спасатель из Америки. После подачи буксирного троса на корму «Валерия Чкалова» спасатель пожелал всем счастливого плавания.

Через месяц суда, стоящие на Авачинском рейде Петропавловска-на-Камчатке, встретили гудками пароход «Валерий Чкалов» с грузом муки с командой в полном составе.

В следующем рейсе в беду попал «Жан Жорес» с полным грузом муки.

Все члены «Жорика» видели переломившийся «Валерий Чкалов», и каждый знал разницу между судном в балласте и судном с полным грузом. От американцев слышали, что при переломе груженых судов типа Liberty носовая часть тонет сразу же, а кормовая держится до тех пор, пока противостоит напору волн водонепроницаемая переборка машинно-котельного отделения. С разрушением переборки и кормовая часть тонет.

С мостика хорошо была видна трещина. Сразу был дан малый ход, а курс изменен так, чтобы волны не захлестывали палубу. Повернули почти на обратный курс и приступили к ремонту. Трещина дышала, по ее концам были просверлены отверстия. После окончания работы был найден курс судна, при котором килевая качка была наименьшая.

Но при этом в левый борт били штормовые волны, которые выбили дверь, ведущую в коридор кают команды. При каждом ударе волн в коридор вливались тонны воды, которая растекалась по коридору, переливаясь в каюты, водопадом стекала вниз по трапам к кладовым.

Шторм бушевал всю ночь, а утро ничем не утешило. Трещина все же пошла дальше. Опять легли на такой курс, чтобы уменьшить поток воды на палубу. Просверлили новое отверстие, а заодно и подкрепили шлюпки левого борта.

К вечеру погода улучшилась, а к утру стало еще и солнечно. Только через трое суток подошли к входу в бухту Акутан, где их ждал военный катер. На судно поднялся его капитан, но когда увидел трещину, то с испугом схватился за голову.

Судно поставили к причалу, помогли выгрузить муку. Из порта Датч-Харбор вызвали плавмастерскую. Трещину заварили, поверх нее приварили несколько продольных полос, укрепили углы комингса люка, под палубой установили продольные балки. Работы шли три дня. За это время было решено, что «Жан Жорес» пойдет в Петропавловск с мукой в сопровождении ледокола «Давыдов», возвращавшегося после ремонта во Владивосток. В Петропавловске муку с «Жорика» разгрузили, и судно пошло в Ванкувер, где его поставили на ремонт.

Ремонт занял около двух месяцев, а это больше, чем нужно было на постройку новых серийных судов.

Кроме прочности судов, моряков в рейсах караулила и еще не менее коварная опасность – смещение сыпучих грузов, к которым относится и зерно. Во избежание оверкиля судов, зерно в трюмах перегораживали сепарацией, от чего зерно в трюмах казалось пчелиным медом в сотах. Для ДВМП в конце 50-х гг. было построено два судна с трансформирующейся сепарацией их прочного рифленого металла. Эти суда датской постройки получили названия: «Тикси» и «Уссурийск», имели скорость более 13-ти узлов в час, на языке моряков назывались шифтинговые, на них возили зерно без опаски.

Сталинские: – раскулачивание, расказачивание и коллективизация вызвали голодоморы и в конце 20-х, и в начале 30-х гг. Золото, серебро, вольфрам вывозились за границу, и оттуда за эту валюту и покупались мука, зерно, тушенка, оборудование и техника.

Сначала муку и зерно возили старыми судами сухогрузами, потребность возрастала, и тогда переделали под перевозку зерна два танкера «Варьян Кутюрье» и «Иосиф Сталин», а с 1943 года и стали получать новые суда типа Liberty.

На море стали происходить трагические события, связанные с Великой Отечественной войной. Первыми из судов ДВМП пострадали танкер «Майкоп» в районе Филиппинских островов и пароход «Перекоп» в Южно-Китайском море. Оба судна были потоплены бомбами с вражеских самолетов. В Тихом океане погиб пароход «Ангарстрой».

Вести о потопленных судах стали приходить чаще. Пароходы «Кола» и «Ильмень» в один день были торпедированы у южных островов Японии, а «Обь» и «Белоруссия» были торпедированы в Охотском море. Следом торпедирован пароход «Павлин Виноградов». В проливе Унимак был обстрелян подводной лодкой пароход «Феликс Дзержинский».

Победителями в схватке с подводными лодками вышли экипажи судов «Ванцетти» и «Уэлен». Пароход «Сибиряков» под островом Диксон вступил в бой с немецким рейдером «Адмирал Шеер», повторив бессмертный подвиг «Варяга». Неравный бой закончился гибелью и «Сибирякова».

Для любителей чипсов, жвачки, колы и гаджетов докладываю, что подвиг крейсера «Варяг» в том и заключен, что стоя на рейде на якорях, на требование японской эскадры сдаться, он не выкинул белый флаг и не спустил гвардейский, а вступил в неравный бой. Утопил один миноносец и нанес действенный урон кораблям агрессора.

Но получил пробоины и затонул. На час раньше, по той же причине затонула и канонерская лодка «Кореец», стоящая за кормой.

За время Второй мировой войны ДВМП потеряло более 20 судов, но и потопили 3 подводные лодки врага.

Экипажи утопленных пароходов частично гибли сразу, а остальные попали в плен. Много моряков погибло от полученных ран и болезней и от нечеловеческих условий содержания в плену, остались в чужой, далекой сырой земле. И только спустя много месяцев после войны полуживые доходяги-моряки смогли, наконец то вернуться на свою Родину-мать.

Мой отец вернулся с ВОВ в конце октября 1945 г. Помню в его руках два вещмешка. Развязав один из них, он достал полбуханки солдатского хлеба и початую банку американской тушенки. Порезав хлеб на количество членов семьи, на каждый кусок хлеба он намазал толстым слоем тушенку с салом розоватого цвета. До сих пор помню вкус и цвет.

Хлеб для страны Советов начал ввозиться с начала 30-х гг. из Канады и США, а после победы – и из Австралии.

Начиная с 1961 года новые быстроходные сухогрузы типа «O» для ДВМП стали строить в Японии. Это были одни из крупнотоннажных теплоходов. При дедвейте в 20000 тонн дизель в 12000 л.с. позволял развивать скорость 17,5 узла. Суда типа «О» были писком моды. Перечислю названия: «Ола», «Орша», «Орехов», «Охотск», «Омск», «Оренбург», «Отрадное», «Острогожск» и другие.

В стране появилась огромная армия рационализаторов всех мастей. И в ДВМП их силами за 10 руб. было внедрено рацпредложение – сепарацию с судов, перевозящих зерно, снять, а чтобы оное не перемещалось во время бортовой качки, было предложено грузить зерно в трюмы под завязку. Рацпредложение было принято на ура.

В середине 70-х годов японцам понадобилось перевезти тальк из Австралии для фирмы в Японии. И теплоход «Тикси» пошел в Австралию за тальком. На обратном пути теплоход попал в шторм. А так как сепарации на судне не было, тальк легко сместился на один борт, и, не дойдя всего 40 миль до Японии, судно перевернулось и затонуло вместе с экипажем, в котором были и женщины.

С начала 90-х годов у ДВМП не было средств на содержание судов для перевозки зерновых, и американцы сами на своих танкерах дедвейтом в 100 тысяч тонн, переоборудованных под зерно, стали возить его во Владивосток. Последний раз я видел такой танкер с названием «Джуна», на рейде в Амурском заливе в 1999 году.

Для перегрузки зерна с судов в вагоны на причале у морвокзала был построен ж/д путь, по которому, как по кровяным сосудам, более 70 лет, Владивосток снабжал хлебом всю страну. А в 1991 году мне выпала честь на этом причале разгружать первый американский теплоход – рефрижератор дедвейтом 8000?т, доставивший во Владивосток 2000 т куриных окорочков (ножек Буша), 2000 т коровьей печени, 2000 т бекона и 20000?т салями, по 6 кг в батоне.

Практически уже с 1992 г. порт Владивосток стал кормить и новую Россию не только хлебом, но и мясом, и мясными продуктами, овощами, фруктами, маслом соевым и сливочным и т.д.

В прошлом году один фермер в Поволжье на заброшенных еще при Советах солончаковых землях с 400 га получил урожай зерновых по 80 центнеров с гектара. Если бы по всей РФ убирали по 80 ц/га, то Россия смогла бы наконец досыта накормить хлебом, мясом, молоком и маслом все население страны и зарубежье.

Новости бывают плохие и хорошие, хорошая для меня: из Австралии запретили мясо ввозить, и под этот запрет попала и кенгурятина, которую коммерсанты втюхивали за телятину. Плохая: второй год не летают самолеты акционерного общества «Владивосток Авиа». Куда подевались?

Не знаю, доживет ли РФ до счастливой жизни, но один Великий сказал, что в России жить надо долго, и помер. Доколе же, братцы, нам мозги впаривать будут или так быдлу и надо?

Юрий Трифонов

Председатель ПРПЗО «российский Мемориал».

На снимке «Варяг» и «Кореец» в неравном бою.