фото

Акция властей по изменению Конституции России вышла на финишную прямую.

И по содержанию, и по форме предложенные Путиным поправки в Основной закон страны, а также само, так называемое, «всенародное голосование», как уже хорошо известно, незаконны.

Противники этого беззакония говорят главным образом об «обнулении» сроков Путина — предоставлении права продления его полномочий до 2036 года. И это совершенно правильно: такая «поправка» является глумлением над правом и открывает дорогу для практически вечной несменяемости власти. Однако важно видеть, что людей толкают на безальтернативное голосование одной галочкой, подсовывая сразу более двухсот поправок, которые оформляют на уровне Конституции авторитарное корпоративное государство, обслуживающее интересы номенклатуры и околовластных группировок. То есть существующая сегодня закрытая антиобщественная политическая система с авантюристическим курсом внешней политики, с крайне некомпетентными коррумпированными, полукриминальными и несамостоятельными кадрами на всех уровнях, с милитаристской и полицейской идеологией и соответствующими репрессивными механизмами теперь будет закреплена в Основном законе России.

Не исключено, что после «обнуления», получив как бы право остаться в Кремле еще на 16 лет, приведя тем самым в состояние абсолютного страха и послушания все свое окружение и подавив в зародыше даже мысли о транзите, Путин в какой-то момент внезапно уйдет и, как водится, оставит «преемника». В той системе, которую сейчас закрепляют в Конституции этими поправками, любой преемник в рамках путинского политического устройства (например, кто-то из высших генералов армии или ФСБ) будет для страны не лучше Путина, а, скорее всего, гораздо хуже. И не только потому, что Путин так подбирает себе окружение, но еще и вследствие логики системы, выстроенной за 20 лет и теперь закрепляемой в Конституции: в ней у властей не остается других опор, кроме лжи и страха, и других инструментов сохранения контроля, кроме репрессий и запугивания.

О том, как будет действовать государство в рамках уже переписанной Конституции, можно судить по мерам, принятым только за последние полгода, после того как Путин впервые предложил внести изменения в Основной закон страны:

20 января 2020 г. Путин вносит в Госдуму проект поправок в Конституцию. Среди них: отмена приоритета международного права над национальным, сокращение числа судей Конституционного суда до 11 человек, запрет губернаторам и министрам иметь иностранное гражданство и вид на жительство, закрепление в Конституции Госсовета, изменение принципов формирования правительства и др. (см. Экспертное заключение партии «Яблоко») .

22 января 2020 г. Правительство устанавливает надбавку для силовиков, работающих на акциях протеста в центральных регионах. Надбавку в размере до 100% оклада получат за работу «в условиях повышенной сложности» сотрудники МВД, «участвующие в охране общественного порядка», и сотрудники Росгвардии, «участвующие в обеспечении правопорядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий» в Москве, Московской области, Петербурге и Ленинградской области.

10 февраля 2020 г. Вынесен приговор по делу «Сети». Молодые люди, из которых силовики пытками выбивали показания (по их словам - прим. ред.), получили от 6 до 18 лет лишения свободы.

11 февраля 2020 г. Власти Москвы объявили о подключении 105 тысяч камер к системе распознавания лиц. Система в режиме онлайн оцифровывает лица и сравнивает их с розыскными базами.

11 марта 2020 г. Госдума одобрила поправку об обнулении президентских сроков Путина, предложенную депутатом от «Единой России» Валентиной Терешковой.

16 марта 2020 г. Конституционный суд признал легитимным обнуление сроков Путина. В его постановлении признаются законными все поправки в Конституцию, включая позволяющую Владимиру Путину обнулить свои президентские сроки.

25 марта 2020 г. Министр обороны Сергей Шойгу в эфире телеканала «Россия 24» выступил с заявлением: прозападные оппозиционеры проникают на военные объекты, похороны и поминки. По мнению Шойгу, нужно отрегулировать законы о СМИ, которые позволяют таким людям попадать на базы и в воинские части Вооруженных сил РФ.

3 апреля 2020 г. Приложение «Социальный мониторинг» начало вести контроль за больными COVID-19 в Москве. Мобильное приложение обязаны устанавливать все люди, у которых подтвердилась коронавирусная инфекция, но находящиеся не в больнице, а дома на лечении или долечивании. Программа отслеживает геолокацию пользователя и требует от них фотографий в домашней обстановке. Если снимок не поступает на сервер Главного контрольного управления Москвы в течение часа, то заболевшему выписывают административный штраф.

10 апреля 2020 г. Мэрия Москвы потратила 500 млрд рублей из бюджета на слежку за горожанами. СМИ выяснили, что у московской мэрии около 170 разнообразных информационных систем, позволяющих вести слежку через сотовых операторов, через транспортные компании, через интернет, через видеонаблюдение.

11 апреля 2020 г. В Москве введены цифровые пропуска для перемещения по городу на транспорте. При оформлении пропуска в систему нужно было ввести данные паспорта, номер личного автомобиля или номер транспортной карты, адрес выезда, адрес назначения, цель поездки. При оформлении рабочего пропуска также необходимо указать данные о работодателе. Вслед за Москвой пропускной режим в апреле был введен и в Подмосковье.

24 апреля 2020 г. Путин подписал закон о внедрении технологии искусственного интеллекта в Москве. В законе речь идет в том числе о доступе к данным фото и видеонаблюдения, использовании персональных данных, полученных в результате обезличивания.

6 мая 2020 г. Российским военным запретили рассказывать о службе. Передача через СМИ или Интернет информации о военной службе, местах нахождения военнослужащих и принадлежности к войскам будет считаться грубым дисциплинарным проступком.

13 мая 2020 г. Правительство внесло в Госдуму пакет поправок в закон «О полиции», необоснованно расширяющих полномочия полиции и угрожающих правам граждан. Поправки наделяют полицейских правом открывать огонь по гражданам не при нападении, а в случае действий, расцененных как «угроза нападения». Предлагается освободить полицейских от обязанности представляться и объяснять претензии и причины задержания при «необходимости незамедлительного пресечения преступления». Полицейским предоставляется право вскрывать автомобили, по сути, без каких-либо оснований, а также право оцеплять или блокировать территории, дома и строения, а внутри оцепления — обыскивать граждан и их автомобили. При этом поправки правительства запрещают наказывать полицейских за действия, совершенные «при исполнении обязанностей».

14 мая 2020 г. Принят закон об ужесточении избирательного законодательства, введении дистанционного электронного и почтового голосования. Новые нормы усложняют регистрацию кандидатов и прямо поражают в праве участвовать в выборах новые категории граждан.

21 мая 2020 г. Госдума приняла закон о едином регистре сведений о населении России. Единый информационный ресурс будет включать базовые (ФИО, дата и место рождения и смерти, реквизиты записи акта гражданского состояния о рождении и смерти, пол, СНИЛС, ИНН) и дополнительные (семейное положение, родственные связи) сведения о физическом лице.

24 мая 2020 г. При проверке пропусков москвичей мэрия получает разрешение передавать их данные и рассылать им рекламу в течение 10 лет.

29 мая 2020 г. В новой версии Стратегии противодействия экстремизму расширен список внутренних и внешних угроз. В число внешних угроз дополнительно включены поддержка другими странами «деструктивной деятельности», направленной на: дестабилизацию социально-экономической обстановки в России; нарушение единства и территориальной целостности страны; инспирирование «цветных революций»; разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей. В списке наиболее опасных проявлений экстремизма теперь прямо упомянута организация акций протеста (ранее говорилось просто о несогласованных акциях).

4 июня 2020 г. Конституционный суд России предписал проводить митинги только на специально отведённых властями территориях (гайд-парках). В других местах — только если в гайд-парке по «объективным причинам» сделать это невозможно.

В последние дни курс на репрессии и устрашение стал еще более явным. В Петрозаводске возобновился процесс над историком Юрием Дмитриевым. Чтобы исследователи не искали правду и чтобы никому неповадно было даже задумываться о прошлом, против историка Дмитриева сфабриковали грязное дело (сначала одно, потом второе) и посадили его в тюрьму.

Стало известно об очередной «госизмене». 78-летнего президента петербургской Арктической академии Валерия Митько ФСБ обвиняет в передаче «секретных данных спецслужбам Китая». В последнее время фигурантами подобных дел уже стали ученые из московского ЦНИИмаша 79-летний Владимир Лапыгин, 76-летний Виктор Кудрявцев и 77-летний Сергей Мещеряков, а также 72-летний конструктор севастопольского ЦКБ «Черноморец» Виктор Прозоров. Странный список пожилых ученых… Вновь поиск врагов народа?

Так что дело не только в «обнулении». Главной угрозой для будущего России является авторитарная, основанная на лжи, страхе и произволе система, которую с помощью поправок намерены закрепить в Конституции страны.

Обеспечивать явку и участвовать в голосовании за это нельзя.

Григорий ЯВЛИНСКИЙ, политик, экономист. (в сокращении)

yavlinsky.ru/article