фото

13 сентября, Единый день голосования, постепенно уходит в историю. Но история разная бывает: в одну – входят, в другую – вляпываются. И 13 сентября многие регионы в историю как раз вляпались. Что далеко ходить! У нас, в Приморье, это Вольно-Надеждинское.

Чтоб сам Чуров, глава, так сказать, всех избиркомов, обратил внимание на весьма далекое от всего сельское поселение – это постараться надо. Но надеждинцы постарались.

Дело, конечно, в досрочном голосовании. Оно, кстати, не только в Надежде происходило, и Чуров не только о нашем селе говорил. И центральные СМИ, кстати, факт внимания Чурова к массовому досрочному голосованию отметили, но о Вольно-Надеждинском не упоминали. Потому что кому интересно какое-то село у черта на куличиках, когда вот Питер и окрестности – это да, это рядом, об этом поговорить можно. Но у нас, конечно, высказывание Чурова, что перенести эти выборы, если что… У нас это произвело некоторый фурор.

Во всяком случае комиссия приехала в Надеждинск, крайизбиркомовская, правоохранителей притянули. Проверять стали. Ну то есть как проверять? Опрашивать некоторых досрочно проголосовавших. Ну то есть как опрашивать? Смешное количество опросили, чуть ли не 16 человек всего (при почти 800 человек проголосовавших к тому времени), и они, конечно, сказали, что никакого подкупа, они от чистого сердца, и никто им не советовал, за кого.

Подкуп избирателей, конечно, сложно выявить «со стороны». Но это в 15-миллионной Москве можно «изнутри» действовать, то есть внедриться кому-то незнакомому туда, где подкупают, а потом и стать свидетелем. Но даже во Владивостоке это сложно, а уж в деревне, даже большой – почти невозможно.

Не то чтобы в большой деревне и даже во Владивостоке «все всех знают», но активные люди все-таки известны. Ветошью сложно прикинуться. В Москве-то через интернет, через ВКонтактик народ набирают. А в Надеждинске – и народу поменьше, и интернета поменьше, так что только через знакомых… А уж знакомые-то знают, кто каков.

В общем, проверяющие не обнаружили подкупа и постановили выборы не переносить – это-де, вопреки опасениям Чурова, не повлияет на результаты голосования.

Но «чтоб ничего не случилось», в день выборов, 13 сентября, комиссия снова приехала. Приехала, осмотрела дозволенные места, убедилась в честности местных избиркомов – и уехала до окончания голосования, часов в 16.

Тут-то все и началось! Джипы, микрики подъезжали к УИКам с желающими проголосовать… Как уж они голосовали – ну, тайна…

В общем-то из числа избирателей процент «досрочников» уложился в общероссийские нормы. Но если учесть, что в Надеждинске процент вообще проголосовавших где-то около 16ти…

Почему, кстати, так мало? По России-то в среднем явка на выборы около 30%. А потому что многие и не знали, что у них выборы! Потому что Надеждинский избирком оповестил избирателей о грядущих выборах только 28 августа (хотя последнего кандидата зарегистрировали еще 12 августа) тиражом 7 тысяч экземпляров (избирателей в округе 15138 человек). Между тем, на выборы выделено около полутора миллионов из бюджета поселения. Избиркому выделено, чтоб он обеспечил… и так далее…

Можно посчитать. Досрочно проголосовали 987 человек. Всего – 3497 человек. То есть из всех проголосовавших «досрочники» – это 28 процентов! И 987 «досрочников» за «действующего» главу поселения Александра Столярова – 94%. 3% за Юрия Вольных. За двух остальных кандидатов – в районе статистической погрешности. Да и 3% Вольных – тоже в диапазоне статпогрешности.

А по общим результатам за Столярова – 1942 человек, за Вольных – 1212 человек. Двое других – гораздо ниже.

А теперь еще посчитаем. От столяровских 1942 проголосовавших отнимем 931 «досрочника» и получим 1012 проголосовавших в положенный день. От 1212 Вольных отнимем 37 «досрочников» и получим 1185 человек! Другой результат, э?

фото

Так что Чуровская догадка верна: досрочное голосование повлияло на результат. Что и требовалось, собственно, доказать.

О результатах скажу вот что. Председатель избирательной комиссии Надеждинского сельского поселения Евгений Коровин так просто результат выборов не отдаст.

Он ведь, можно сказать, наш воспитанник. Когда-то он, молодой юрист, натренировался на «Арсеньевских вестях». Не против, не подумайте плохого!

В те поры, в «лихие» 90-е, при губернаторе Евгении Наздратенко, газета много судилась, и в суде защищал ее Женя Коровин. Хорошо защищал! За копейки: больших денег у газеты в то время не было. Но молодому юристу, без особой практики, не следует гнаться за гонораром, следует гнаться за практикой.

Потом он с газетой расстался, потом стал председателем Надеждинского избиркома. И да, мы знаем: он хороший юрист. В смысле – знающий, умелый. Родители его, кстати, тоже были юристы, и далеко не последние в крае.

Кстати, о «действующем» главе сельского поселения Столярове. Там был конфликт интересов: ведь в избиркоме – сотрудники администрации. Но убрать нужных людей из нужного места? Глава Надеждинска на это не пошел – он сам уволился 16 августа.

А в избирательный бюллетень его внесли как действующего главу. Разумеется, его соперник подал в суд, поскольку в бюллетене – недостоверные данные, их надо вычеркнуть и написать что-то вроде «безработный» или «временно неработающий».

Надеждинский суд постановил: да, надо внести изменения. Но в этом случае все досрочное голосование просто вычеркивается, поскольку оно было произведено по бюллетеню с недостоверными сведениями. Решение было обжаловано в краевом суде, и суд, после долгих размышлений, отменил решение Надеждинского суда. То есть в бюллетене ничего не менять.

И в день голосования получился забавный прикол: на стендах в УИКах в данных Столярова было вычеркнуто, что он глава поселения, а в бюллетене, который получал избиратель, было написано, что Столяров – глава поселения. Как хочешь – так и понимай.

А напоследок я скажу. О самих надеждинцах. Сложно мне теперь будет относиться с пониманием к их жалобам на жизнь, на власть, на действия власти. Вы ее выбрали. Всякие оправдания «да я не голосовал, да я не знал, да это не я, а маргиналы выбрали» – не принимаются.

Да, было дело, досрочно голосовать свозили и маргиналов, и пьяниц, но и обычные-приличные люди там были, я их видела. Если вы позволили тем, кто готов отдать свой голос за деньги, за бутылку водки или за то, чтоб не было неприятностей на работе – то это и есть ваш выбор.

Не Вольно-Надеждинск теперь называется ваш поселок, а Безвольно-Безнадеждинск.

Марина ЗАВАДСКАЯ.

На снимке: намеренно испорченный бюллетень