фото

Как отметили участники круглого стола, который проходил в думе города Владивостока, платежи за коммунальные услуги увеличиваются из-за так называемых «резиновых квартир» и что бороться с ними нет никаких возможностей. Но я думаю, что депутаты и продавцы ресурсов попросту лукавят.

Собираясь на подобные мероприятия, участники почему-то забывают ознакомиться с основным документом – руководством по предоставлению коммунальных услуг, которое называется «Правила № 354». Незнание правил, отсутствие исполнителя услуг (УК) приводит к тому, что толкут воду в ступе. Продавцы ресурсов никогда не были исполнителями, и решать задачи УК не могут.

В коммунальных платежах заложены средства на «ремонтные работы», «обслуживание приборов учета». Зачем ломиться в открытую дверь: пусть УК устанавливают ПУ, где они отсутствуют, в чем проблема? Продавцы ресурсов, в лихие 90-е годы, при безвластии и полной неразберихе в ЖКХ, вынуждены были взять на себя оплату за сбыт ресурсов, а сейчас не могут с этим расстаться, постоянно пытаются подменять УК.

В основном, воду мутят электроэнергетики. Правдами и неправдами они пытаются извлечь больше денег за проданный киловатт. За период с 2006 года, когда вступили первые Правила № 307, в подсчете стоимости электроэнергии, было все введение социальных норм, выставление зачастую не существующих долгов. Не помню, чтобы агенты разбирались в сущности долга.

Долги или компьютерные ошибки?

Хочется пару слов сказать о «долгах электроэнергетиков», в чем я, конечно, сомневаюсь. Так, в 2008 году тарифы на электроэнергию были 1 руб. 12 коп., а на 1 сентября 2013 они перевалили за 2 руб. Это 20% за каждый год. За 5 лет они выросли вдвое, при этом инфляция не превышала 9%. По данным того же круглого стола, долги потребителей составляют 10%.

Я лично предпринял две попытки разобраться с долгами, которые ни с того ни сего появлялись в счетах на оплату. Странные были долги, близкие к стоимости поездки в оба конца на автобусе. Так, в ноябре 2009 году образовался долг 33 руб. + коп. Я решил заехать в расчетный центр, который расположен на улице Октябрьской.

Дождавшись своей очереди, я сел к оператору. После 20 минут пересчета моих квитанций за 2008 и 2009 годы, оператор выдал оригинальную версию: «Долг образовался в результате разных методов подсчета льготной оплаты в 2008 год. Я считал оплату в рублях за киловатты, а их компьютер в днях».

Я, конечно, за разъяснением, был направлен к руководителю «расчетного зала», за остекленную загородку. Молодой парень встретил меня приветливо, пригласил за свой стол, и… полтора часа, пересчитав все мои квитанции за два года в одном и обратном направлении, разъяснял мне, какой у них умный компьютер, и как работают ПУ...

И вдруг он выяснил, что, оказывается, мои показания при переходе с декабря 2008 года на январь 2009 года, снятые их агентом, рознятся на 10 кВт*ч. Можно подумать, что агент в свой праздничный день снимал показания ПУ. При разнице в тарифах 28 копеек он ухитрился с помощь компьютера насчитать мне долг в 14 рублей…

Мы остались каждый при своем мнении. На прощание он распечатал мне справку о состоянии моих платежей за 2008 и 2009 годы. Из этой справки я выяснил, что их компьютер разносит наши платежи на 1 месяц вперед, то есть, за январь на февраль и т.д. О каких долгах может идти речь при таком учете?

Как избежать компьютерных ошибок и длинных очередей?

Второй раз 25 октября 2011 года при замене ПУ в квитанции за октябрь 2011 года мне приписали 33 кВт*ч не за оставшиеся пять дней октября, а за ноябрь. За эти дни начислили еще раз по показаниям нового счетчика. В результате появился долг 82 руб. 25 коп. за декабрь 2011 года. Я, конечно, подобные долги не оплачиваю. Спустя 6 месяцев – 22 июня 2012 года – в мой адрес поступила угроза в виде уведомления 2310 о наличии исполнительного листа. Согласно тем же правилам № 354 (307), я должен был дважды получить уведомление о времени прибытия агента для выяснения обстоятельств отказа оплаты долга. Но так как правила написаны для УК, то ДЭК им не подвластен!

Не все так здорово у наших поставщиков ресурсов для коммунальных нужд. Повышение тарифов планировалось с 1 сентября 2013года. Но на 23-25 июня 2013 года ДЭК сменил тарифы, так что мы оплачивали за электроэнергию не с 1 сентября, а более чем на 2 месяца раньше. Что это? Ошибка или приписка?

По холодной воде менять тарифы умудрились дважды: с декабря 2012 – 20,4 рублей, с июля 2013 – 22,64 рубля.

По горячей воде тарифы меняли в 2012 году: за август по квитанции начислено 102,09 рубля, а по факту – 101,11 рублей. В сентябре начислено 102,09 рубля, с декабря 103,06 рубля. В 2013 году тариф сменили не с 1 сентября, а с 1 августа и сразу пришло к оплате 115,05 рублей. А если взять в основу показания ПУ, за воду с нас стали брать на 2 месяца раньше. Что это ошибка или перепутали календарь? Просто длинный путь обработки платежей.

Дедовский способ: решит все проблемы

Есть вопросы и к переводу стрелок часов. Мне непонятно, зачем дергать и лихорадить всю страну, не проще, по желанию работников или производственных необходимостей, просто менять внутренний распорядок работы. Проще будет ориентироваться на местности по солнцу, ведь солнце за стрелками не двигается.

Отпадет необходимость перенастройки ПУ два раза в год, сэкономим на этой глупости, зимой как ни двигай ночные стрелки, светлее не станет.

Я предлагаю, практически не меняя программного продукта, поменять технологию сбора информации. Есть два варианта: сделать все по правилам № 354, 307. Сбор информации передать УК. УК по показаниям ОДПУ (приборов учета) после сбора оплаты с собственников оплачивают поставщикам ресурсов. Проигрывают поставщики ресурсов, затягивается время поступления средств. Выигрывают собственники: они производят оплату по одной квитанции, экономя время, не простаивают очереди в финансовых организациях, при этом нет поборов «за финансовые операции». Если снять с Правил ограничение на предоплату (авансов) от собственников, время может значительно сократиться. С собственников снимется основная претензия к УК – снимется ОДН с собственников.

Что касается сбора оплаты за воду, то ликвидируем ящики, телефоны, СМС, сбор информации по Интернету. Полученную последнюю информацию (показания ПУ) и действующий тариф заносим в колонки «начальное показание месяца, тариф» и рассылаем собственникам. Собственник, не ожидая 11 и 21 числа, снимает показания ПУ, высчитывает разницу между последним и указанными в квитанции показаниями, умножает на тариф, результат заносит в графу оплаты и может в этот же день оплатить. Не будет никаких проблем оплачивать авансом на период отпусков, болезни, учебы, вахты… Каковы результаты от этого старого «дедовского метода» получатся? Я вижу выгоду сразу. Этот метод прекрасно существовал в 50-е годы прошлого века, без наличия компьютеров и держался на косточках счет.

Что касается энергетиков, то вы уже давно своими экспериментами пытаетесь что-то подобное соорудить. Вам мешает ОДН, общие домовые приборы учета и агенты, бьющиеся в закрытые двери предбанников, подъездов. Уберите из счетов (квитанций) все лишнее, оставите только № счетчика, последний оплаченный показатель ПУ, действующий тариф, а все остальное – как у водяных счетчиков, и никаких проблем не будет. Своих агентов используйте для урегулирования спорных вопросов на местах установки ПУ. Расчетным центра останутся вопросы регистрации потребителей, восстановление утерянных счетов, платежей.