фото

Пятый месяц мир живёт в крайнем напряжении из-за коронавируса. В Европе только в Беларуси решили коронавирус игнорировать. Насколько оправдано такое решение, пока не ясно.

В Лучегорске для нас, пенсионеров, практически ничего не изменилось. Пять заражённых на сегодняшний день отправлены в Уссурийск. Жена сшила маски. При походах в магазин и за пенсией в банкомат надеваем. На даче без масок обходимся. Переживём и эту напасть.

Гораздо больше беспокоит другая «пандемия», о которой я писал и в местной газете, и в «Арсеньевских вестях». Это коррупция, особенно в жилищно-коммунальном хозяйстве. Под термином «коррупция» принято понимать отказ властных структур защищать интересы населения в угоду заинтересованным лицам или организациям.

Перечень нарушений Законов РФ, постановлений правительства РФ, ГОСТов, норм, правил, решений судов в сфере ЖКХ в Лучегорске накопился немаленький.

Начнём с нарушения СанПиН 2.1.4.2496-09 “Питьевая вода...».

Точнее с п. 2.5, в котором жёстко указано:

«Не допускается применение воды технических циклов (технической воды), в том числе после восстановления и очистки в качестве горячей воды СЦГВ».

В Лучегорске уже несколько десятков лет именно техническая вода из технического водоёма и подаётся в дома потребителей. Подаётся вместе со всеми нечистотами, стекающими в реку и далее в водоём из промзоны и с посёлка, с периодическими сбросами с фекальной насосной, расположенной прямо на берегу водоёма. В водоёме санитарные службы уже находили антигены гепатита «А».

С месяц назад в СМИ проскользнула информация, что в парижском техническом водопроводе обнаружен коронавирус. Но в Париже техническую воду не подают в квартиры жителей. Там такой водой моют улицы.

Представьте ситуацию, если коронавирус попадёт из канализации или каким-то другим способом в этот водоём. Мне скажут: «Эта вода проходит термообработку». Да, это серьёзная защита. Но вспомните Чернобыль. Там было несколько ступеней защиты. И не помогло. В таких случаях в армии говорят назначенным виновникам: «Вы создали все условия для чрезвычайного происшествия!»

Но отвлечёмся от коронавируса. Почему властные структуры, признав факт нарушения санитарных норм, ничего не делают для подачи питьевой воды в систему горячего водоснабжения? Более того заявляют: «Анализы воды показывают, что нарушений санитарных норм нет!»

И даже Роспотребнадзор так заявляет в письменных ответах.

Правда, с оговоркой: «Пробы для анализов отбирались персоналом ПримГРЭС». Оговариваются, потому что понимают, случись беда, санитарные службы в стороне не останутся, потому что знают: техническую воду использовать в системах централизованного теплоснабжения запрещено!

Кстати, полное название этой организации: «Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека». И где защита благополучия человека в Лучегорске со стороны этой организации? Десятки лет в дома подаётся горячая вода не из питьевого водопровода (обратите внимание на название СанПиНа), а техническая. И официально пишут, что да, из технического водоёма! Но санитарные нормы не нарушены.

Господа из Роспотребнадзора! Думаю, вы лучше кого-либо знаете, насколько санитарные требования к качеству питьевой воды жёсткие. Официально заявлено, что этим самым санитарным нормам в России не соответствует более половины питьевой холодной воды. А вы, господа, официально подписываетесь под утверждением, что вода из сточного промышленного водоёма полностью соответствует санитарным нормам.

Вы приезжайте на мост через речку Контровод и с него посмотрите, что плывёт в водоём, а затем в дома жителей. Налюбуетесь, пройдите метров 100-150 в сторону фекальной насосной, посмотрите на дренаж с этой фекальной, пройдите ещё метров пятьдесят, и вы увидите, что стекает через бетонные ливнестоки с посёлка. Зачерпните эту воду и попробуйте выпить. А что? Она же, по-вашему, питьевая.

Я думаю, что, если бы вам поступила команда выполнить как должно свои обязанности, вы бы тут же и с удовольствием ПримГРЭС для начала оштрафовали и затем запретили использовать воду из технического водоёма в полном соответствии с п. 2.5 уже названного СанПиНа. Но вы этого не делаете, и поэтому есть основания вашу организацию считать поражённой метастазами коррупции.

Ещё одно надувательство жителей энергоснабжающей организацией.

Здесь я должен предупредить и извиниться за занудство, дальше будет много цифр. Но что делать? Не научишься считать свои деньги в кошельке, обязательно окажешься в лохах! У потребителей в точке разбора температура воды должна быть не меньше +600С и не превышать +750С (постановление правительства № 354, приложение № 1).

В настоящее время температура в моём стояке не превышает +450С. Я съездил с тепловизором на водоём ПримГРЭС и замерил температуру воды, которая идёт в сетевые подогреватели, +190С. Естественно, летом эта температура повысится ещё градусов на 5, а может быть, и выше. И получается: ПримГРЭС нагревает воду на температуру не более 26 градусов.

Я беру счёт на оплату и читаю: «компонент на горячую воду - 0,056198 Гкал/куб. м». Поскольку я по образованию и опыту работы инженер-теплоэнергетик, то прихожу к мнению, что жителей Лучегорска самым вульгарным способом обсчитывают.

Это делается так: для определения величины потреблённого тепла c объёмом горячей воды, этот самый объём, накрученный водосчётчиком горячей воды, умножается на названный компонент, и получают величину, якобы, используемого вами тепла. Так считают по всей России.

Поскольку холодную воду чаще всего берут из-под земли, температура её практически мало отличается от +40С. В Приморье около 800 котельных потребляют такую воду, нагревают её до необходимой минимальной температуры в +600С. Вот и получается нагрев на 56 градусов. Умножают для перевода Ккал в Гкал на 0,001, дополнительно на удельные плотности и теплоёмкость и получают те самые 0,056198 Гкал/куб. м. Для котельных это с грубым приближением верно.

Так делают во многих регионах, но с очень важной оговоркой: использовать только при отсутствии у потребителей приборов, регистрирущих параметры теплоносителя. А вот Приморский департамент по тарифам такую оговорку упустил, чем воспользовались дельцы из «Теплосбыта». По моему мнению, этим примитивным приёмом они не только завысили количество тепла с горячей водой более, чем в два раза, они ещё попутно в восьми многоквартирных домах завысили потребление тепла на отопление примерно на 8-10 процентов.

По поводу неправомерности применения компонента на горячую воду 0,056198 Гкал/куб. м мы обращались в краевой департамент по тарифам. Мы попросили: «Пожалуйста, сделайте оговорочку, как в других регионах, и нас перестанут обсчитывать». Получили изящный ответ.

Я вырос в деревне, отслужил в армии, отработал более 45 лет на производстве и должен признать, что так изощрённо и одновременно по-хамски меня по всем известному адресу никогда раньше не посылали. Руководитель Приморского департамента по тарифам г-н В.А. Малюшицкий выразил мне глубокую благодарность за очень нужную и полезную информацию и дал слово, что как только в правительстве разработают меры по уточнению и упорядочению расчётов с потребителями, Приморский департамент по тарифам обязательно учтёт наши предложения. Год уже прошёл, а там где-то в будущем «или султан, или осёл или мы...»

Перейдём к плате за тепло.

В общей стоимости коммунальных услуг плата за тепло в Лучегорске составляет более четверти. Эта самая дорогостоящая часть от всех услуг. И именно по этой статье лучегорцев больше всего и обсчитывают, как я полагаю.

Начнём с обмана, считаю, потребителей без общедомовых теплосчётчиков. Таковых в Лучегорске около трети. Им начисляют плату за тепло все двенадцать месяцев в году по нормативу, посчитанному ещё во втором тысячелетии и равном 0,0016451 Гкал/мес.

По моему мнению, он необоснованно завышен. Необоснованно, считаю, потому, что в основу расчётов легли климатические данные не Лучегорска, а г. Бикин, якобы с «аналогичными климатическими условиями». Сделано это «Теплосбытом» ПримГРЭС, полагаю, в нарушение СНиП 23-01-99 «Строительная климатология», в котором на первой же странице указано, что такое использование данных невозможно, если рядом есть крупный водоём.

И такой водоём есть, причём водоём интенсивно подогреваемый Приморской ГРЭС. По этой причине фактическая среднесуточная температура самой холодной пятидневки в Лучегорске не каждый год опускается ниже -200С, а согласно данным по г. Бикину, в расчёте норматива принята температура -320С.

То, что в г. Бикине, расположенном за двумя хребтами и подогреваемым водоёмом, гораздо холоднее, и, следовательно, считать климатические условия в Лучегорске и г. Бикине «аналогичными» никак нельзя, очевидно, понимают все. Я разговаривал с главами администрации посёлка и района, с прокурором района. Согласны без оговорок.

Направляли несколько писем в уже упоминаемый департамент по тарифам. Отвечают: да, вы нам только к июлю представьте аргументированный запрос, мы сразу же внесём изменения! Внести такое предложение должны энергоснабжающая организация и администрации посёлка, и района. Почему не хочет это делать энергоснабжающая организация, понятно. Естественно, сразу же упадут сборы. А вот почему представители власти на стороне дельцов, большой вопрос.

Для сравнения, в доме, в котором я проживаю, в этом году потребление тепла составило 0,0011700 Гкал/мес. и, следовательно, в соседнем двухподъездном доме без общедомового теплосчётчика заплатили на 40% за тепло больше нас. Это ли не доказательство обсчёта жителей через завышенный норматив потребления тепла? Считаю, с полного согласия и одобрения властей.

По моему мнению, следующий обман жителей происходит путём обеспечения завышенных потерь тепла в домах, причём двумя способами: организацией огромных потерь тепла в подвалах с внутридомовых тепловых сетей и подачей завышенного количества тепла в дома.

Есть такой СНиП 41-03-2003 «Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов», и есть Правила технической эксплуатации трубопроводов и теплоэнергетического оборудования, в которых указано, что каждая труба в отдельности должна быть заизолирована соответствующим материалом необходимой толщины, обеспечивающей, в частности, при температуре теплоносителя до 1000С на поверхности изоляции температуру не выше +350С.

Наконец есть «Правила техники безопасности», в которых чётким шрифтом записано: «Во избежание ожогов все трубы и оборудование с температурой поверхности +450С и выше должны быть заизолированы».

Но для руководителей управляющих компаний законы и правила, видимо, не указ. Похоже, они думают, что от изоляции только вред, трубы ржавеют. На первом этаже полы холодные. Обслуживать оголённые трубы гораздо удобнее. Потери тепла? Так они же ничтожны!

И уничтожили всю практически изоляцию, не спросив жителей. Вывезли её на свалку. Очевидно, всё это было сделано с согласия энергоснабжающей организации и властей посёлка и района.

Разумеется, это сразу же отразилось на надёжности теплоснабжения удалённых от ПримГРЭС потребителей. Потребители, те, что поближе, просто стали перехватывать тепло. И только под давлением организации, обслуживающей внешние тепловые сети, управляющие компании нехотя стали восстанавливать изоляцию. Не всю, а частично, причём облегчённую, для видимости.

При контрольных замерах на поверхности изоляции температура фиксировалась в +500С. Такую изоляцию по Правилам ТБ саму надо изолировать.

И вся эта халтура процветает, считаю, под прикрытием властей поселковой, районной и краевой, в частности, Государственной жилищной инспекции. Управляющие компании утверждают, что они бы и рады восстановить изоляцию, но жители против. Не включают жители в ежегодный план текущего ремонта восстановление изоляции.

После очередного нашего обращения ГЖИ всё-таки выдала «предостережения» управляющим компаниям, в которых разъяснила, что согласно постановлению президиума арбитражного суда РФ подготовка внутридомовых теплосетей к отопительному сезону считается не текущим ремонтом, а сезонной подготовкой к отопительному периоду и, следовательно, должна выполняться управляющими компаниями согласно заключённым с жильцами договорам беспрекословно.

И даже погрозили пальчиком. Не выполните, накажем. Прошло два года. В большинстве домов посёлка ни качественной изоляции, ни наказания управляющих компаний. Мы снова обратились в ГЖИ: с изоляцией в подвалах полный швах. Посёлок к отопительному сезону не готов. Примите меры!

Ответ ГЖИ: мы запросили управляющие компании по вашей жалобе. Они говорят, что у них всё хорошо, и мы им верим, а вам не верим. Приезжать с проверкой не видим оснований.

Как по-вашему, чьи интересы защищает ГЖИ? Людей или организаций? Разве это не коррупция?

Как влияет отсутствие изоляции на внутридомовых сетях на плату за тепло, поясню на конкретном примере. В 2018 г. в нашем доме сменились совет дома и старшая по дому. Вместо сговорчивой и уступчивой старшей пришёл упёртый и неуступчивый жилец. И с большим трудом, согласившись за счёт текущего ремонта, участвуя напрямую в расчётах объёмов работ, в составлении смет, в организации закупок изоляции, показывая на месте, как следует обматывать трубы, удалось всё-таки восстановить что-то похожее на проектную изоляцию.

Результат начал сказываться сразу. Если в отопительный сезон 2017-2018 гг. я за отопление своей малогабаритной двушки заплатил 14488 рублей, то в сезоне 2018-2019 гг. уже 12519 рублей, а в сезоне 2019-2020 гг. эта сумма не превысит 11500 рублей. Вот так. Тариф растёт, а плата за тепло снижается. И это при том, что «Теплосбыт» нам набрасывает 8-10 процентов дополнительно, по моей оценке.

Но об этом ниже. Не берусь категорически утверждать, но, по опросам, наш дом стал самым экономичным в посёлке по теплу. В других домах, по тем же опросам, люди за тепло платят на 30-50 процентов больше, а жители дома № 1-22 платят больше на 70%!

А. Госьков,

пенсионер, г. Лучегорск Приморского края

Окончание в следующем номере.