Главная страница ЖКХ Римское право и российская коммуналка

Римское право и российская коммуналка

06.04.2016
Галина БЕЛКОВА

фото

Не все жители Петербурга знают о том, что примерно раз в два месяца собирается Общественный совет под председательством вице-губернатора, чтобы решать системные жилищные проблемы. Уже состоялось шесть заседаний, и мнения об эффективности этого органа крайне противоречивы.

10 марта о работе по возврату общего имущества законным владельцам отчитывался Комитет имущественных отношений (https://www.youtube.com/watch v=WX5qUQU9Ang). По ироничному описанию одного из блогеров (http://blog.fontanka.ru/posts/197710/) это происходило так:

«По мере зачитывания смысл отчета становился все менее уловимым. Из него следовало, что чиновниками проводится огромная работа по возврату украденного самим же городом общего имущества, и есть только одна проблема — результатов практически нет. Все, что приносит или способно приносить прибыль, возвращать законным владельцам почему-то не получается, все время что-то мешает.

Руководство понимающе молчало. Общественные деятели, горожане, собственники квартир, стремились уточнить тонкости борьбы за возврат, наседали, предлагали различные варианты решения этой огромной общегородской беды.

Государственные служащие пытались что-то отвечать. Наиболее содержательные ответы я решил записать: «Я буду слушать только специалистов, а Вы не специалист. Все!... Проведем отдельное совещание. В моем кабинете!.. А, есть у Вас какой-либо документ на эту тему, есть закон?… Что Вы трагедию разыгрываете? Почему Вы о чужих домах волнуетесь? Вас кто-то просил? Вам писали заявления?»

Если неугомонный горожанин продолжал настойчиво предлагать варианты решения, исходя из интересов большинства горожан, следовало предложение заняться исключительно своими интересами, уйти, так сказать, от попыток выработки решения общей проблемы к решению частного порядка: – А давайте, мы лично Вам, конкретно Вашему дому попробуем помочь»… Особенно мне понравилось в исполнении чиновников слово «попробуем».

В повестке заседания 10 марта значился еще и вопрос о районных межведомственных комиссиях (в дальнейшем в статье будем использовать аббревиатуру МВК). Думаю, что включение этого вопроса в повестку связано с недовольством горожан тем, что МВК часто одобряют строительные работы, которые делают здания малопригодными для использования по прямому назначению, то есть для проживания людей.

Например, обсудили так называемые «нежилые помещения», которые соорудили за счет площади лестниц в доме 192-194 по Московскому проспекту. По проекту здесь должны быть выходы из подъездов (которые сейчас заблокированы перегородками), а не магазины.

Количество этажей и квартир в доме не изменилось, и уменьшать количество выходов недопустимо. Случись пожар, иное чрезвычайное событие, люди не смогут эвакуироваться из здания. Тот, кто разрешил заблокировать выходы, создал угрозу для жизни и здоровья людей. Такие «помещения» не подлежат постановке на технический учет, так как созданы в нарушение требований градостроительного законодательства.

Но чиновники называют такой порядок законным, так как проект «согласован» районной МВК, а жителей, которые считают, что их права нарушены, посылают в суд.

В составе районных МВК нет надзорного ведомства, которое наделено полномочиями проверять проектную документацию и строительные работы на соответствие требованиям градостроительных норм. Комиссия не вправе принимать объект в эксплуатацию и тем самым подтверждать, что изменения в техническом состоянии здания являются безопасными. Члены МВК не наделены указанными надзорными функциями.

С другой стороны, неправильно считать, что суд наделен полномочиями разрешать любые конфликты. Статьи 11 Гражданского и Жилищного кодексов содержат положение о том, что в случаях, установленных законом, защиту гражданских и жилищных прав надлежит осуществлять исключительно в административном порядке. Следовательно, суд не вправе рассматривать такие заявления.

Даже если у судьи есть, скажем, техническое образование, все равно это будет указывать на присвоение судом полномочий других органов.

Если вернуться к зданию на Московском проспекте, из закона «О техническом регулировании» следует, что осуществлять контроль соблюдения требований безопасности, в том числе в многоквартирных домах, которые Закон относит к объектам технического регулирования, обязано государство в лице соответствующих ведомств. Такой надзорный орган обязан проводить оценку на предмет безопасности проектной документации, строительных работ, конструкций, инженерного оборудования здания, причем во внеплановом порядке, если жители обратились с заявлением о том, что есть угроза их жизни и здоровью.

Торговые точки оказались на месте входов в жилые подъезды потому, что выявив изменения в техническом состоянии здания, ПИБ не отразил в отчете, что выходы заблокированы, не передал эти сведения в государственный орган, который осуществляет контроль за соблюдением норм градостроительного законодательства, который, в свою очередь, до сих пор не выдал предписание о приведении планировки здания в безопасное техническое состояние и разблокировании выходов. Если правонарушитель не согласен, он может обратиться в суд и оспорить такое предписание.

Для принудительного исполнения надзорное ведомство вправе обратиться в службу судебных приставов на основании Закона об исполнительном производстве.

В Российской Федерации главенствует Закон. Поэтому приставы должны следить за исполнением требований Закона, неважно, изложены эти требования в постановлении суда или надзорного органа. Разница в том, что суд вправе требовать исполнения норм общего права, а административные органы — специального законодательства.

Значит, если спор регулируют специальными нормами его должны рассматривать ведомства, указанные в соответствующих статьях Кодекса об административных правонарушениях.

Но часто вместо административных органов суды общей юрисдикции рассматривают заявления о нарушениях специального законодательства, и это противоречит одному из принципов Римского права: «Специальный закон отменяет общий закон».

Это приводит к тому, что стороны не реализуют свое право на разрешение конфликта в том порядке, который предписан Законом. Не выявленное в установленном порядке правонарушение приобретает длящийся характер, происходит нецелевое расходование бюджетных средств на отправление такого судопроизводства.

В отличие от административных органов, в судах дела рассматривают годами, даже когда необходимо принять экстренные меры. Граждане затрачивают и личные средства, в результате вместо эффективных мер по восстановлению права получают стресс.

Бывает и так, что административный орган и суд общей юрисдикции от имени государства по тому же поводу принимают два взаимоисключающих по смыслу акта.

Например, такая история произошла с В.А. Алехиной из дома 3 на улице М. Бухарестской. (Читайте об этой истории в №№ 2 и 30 «АВ» за 2015 год — редакция). Возник эффект «правовой шизофрении», вследствие чего правонарушитель не только ушел от наказания, но и добился, чтобы суд привлек к гражданской ответственности Алехину, квартира которой по его вине стала непригодна для использования – несколько лет там не было воды, затем заблокировали систему водоотведения, возникла угроза жизни и здоровью пожилого инвалида.

Управляющего за эти и другие нарушения Закона привлекли к административной ответственности, после чего, суд привлек к гражданской ответственности потерпевшую от его действий сторону!

Однако такой алгоритм разрешения конфликта противоречит другому принципу Римского права: «Право не возникает из правонарушения».

Законодательство РФ не предусматривает принудительного истребования вознаграждения за совершение действий, которые законом определены как противоправные. Поэтому истребование финансовых средств в данном контексте уместно сравнить с приговором, когда суд обязал жертву насилия оплатить предъявленный насильником счет за полученные «сексуальные услуги».

Управляющего привлекли к ответственности за то, что он формирует счета за предоставленные в доме услуги с нарушением порядка ценообразования, посредством обмана потребителей.

Чтобы не исполнять это решение, он обратился в суд и получил другое решение – о взыскании с Алехиной суммы, которую, как указано ранее, сформировал посредством нарушения Закона.

Вместо того, чтобы искоренять такие явления, государственный аппарат в лице суда блокирует деятельность других ведомств, которые от лица этого же государства обязаны обеспечить безопасные и благоприятные условия проживания в доме, защитить другие права граждан в порядке, который предусмотрен КоАП РФ.

Это системная проблема, здесь требуется принятие комплексных мер. Полагаю, в приоритетном порядке необходимо остановить рассмотрение судами заявлений, если конфликт должны урегулировать административные ведомства. В то же время требуется экспресс-анализ и мониторинг деятельности таких ведомств.

В настоящее время эта отрасль права оказалась в крайне неудовлетворительном состоянии, деятельность административных органов в сфере жилищных услуг сводится к взиманию штрафов. До восстановления нарушенного права дело, как правило, не доходит. Понятно, что такая имитация предоставления публичными органами услуг в этой сфере не отвечает запросам граждан. Как принято говорить в таких случаях, нужна перезагрузка всей системы.

Галина БЕЛКОВА

Карикатура

http://m.prokazan.ru/userfiles/comoriginal/img-20160130163304-396.jpg

Комментарии

Анна 23:06, 07.04.2016
Подписываюсь под каждым словом! В ответ на все письма в подобные государственные органы в итоге либо отписки, либо предложение обратиться в суд. По своему прямому назначению адм.органы в сфере жкх не работают. И все "общественные комиссии" создаются для снятия напряжения в обществе и проволочек для того, чтобы в итоге вообще ничего доказать будет невозможно по причине срока давности. А суды редко встают на сторону собственников жилья. Хочется верить, что лишь по причине некомпетентности и непонимания сути проблемы. Я лично не понимаю КАК можно подобную систему "перезагрузить", хоть и хочется, по старой советской привычке, верить в светлое будущее.
Максим Эдуардович 02:59, 08.04.2016
Сколько прошло за последнее время сюжетов по ТВ, показывающих как рушатся целые лестничные пролеты, дома дают трещины, обваливаются куски лепнин и т.п. и т.д.. Мы понимаем, что без причины конструкция не сложиться как карточный домик. В статье очень наглядно продемонстрированы те самые причины. Если тот беспредел, который существовал и за который сегодня никто не хочет нести ответственность не остановить, то завтра каждый из нас может проснуться этажом ниже. Понятно, что общественность не в состоянии заставить контролирующие органы исполнять свои ПРЯМЫЕ обязанности, но тогда возникает вопрос, - с какой целью образовываются эти бесконечные общественные советы. Может быть как раз для того, чтобы общественность донесла до власти, а власть не бу-бу-бу под нос, а исполняла и исправляла свои и своих предшественников ошибки. Когда речь идет о безопасности жилища, жизни граждан другого не должно быть. Тем отраднее читать подобные статьи, раскрывающие жителям основу проблем состояния наших домов. Если задуматься – соорудили помещения из площади лестниц под магазин. Вряд ли жители были с этим согласны. Но кто нас спрашивает?? Кого сегодня интересует наше мнение - удобно нам жить, комфортно, безопасно? Бегайте теперь, доказывайте, что это ваше – это позиция власти во всем. «Идите в суд». Где тот «суд», в котором выносятся решения по закону? Если будет главенствовать закон, мы пойдем, но тогда суды захлебнуться. Я с трудом представляю такую ситуацию в Европе. Если ГОСУДАРСТВО декларирует правовые основы, то обязаны соблюдать ПРАВА граждан, наши права.
Екатерина 04:17, 08.04.2016
Ни мы, ни наши проблемы власть не интересуют.Они это и не скрывают. Общественные советы создают для видимости, для отчетности, для создания новых рабочих мест в Администрациях, для отмывания денег, наконец.(Ведь на это выделяются средства из бюджета).Предлагаю всем пересмотреть х.ф."Дурак". Полагаю выход на сегодня - это вести энергичную разъяснительную работу в массах, будить людей, максимально использовать возможности самоуправления, при первой возможности уходить к коммерческим структурам, заставляя думать ЖКС об экономической стороне вопроса. Оставим ЖКС без клиентов!Не тратить время и силы на административную борьбу.Обратно уже процесс не повернуть, государство не возьмет на обслуживание жилфонд, придется самим разбираться с доставшимся "богатством".
Председатель Совета МКД 05:00, 08.04.2016
Создается впечатление, что в Санкт-Петербурге нет власти. Граждане сами борятся за свои права. Нет ГЛАВЕНСТВА КОНСТИТУЦИИ.
Чиновники изображают деятельность, граждане остаются со своими проблемами. Воасть города это вполне устраивает.
В преддверии выборов рекомендую автору обратиться к кандидатам в депутаты от разных партий. Пусть покажут на что способны.
Председатель Совета МКД 192-194 16:34, 08.04.2016
Спасибо Галине Белкиной, за вопросы которые она поднимает в этой статье. Я Председатель Совета дома, упомянуто в статье. Прочла предыдущие комментарии и, к сожалению, не могу не согласиться с их авторами. Мы в своем доме создали Совет дома. В Совете учуствуют жители, желающие обеспечить благоприятные, а главное БЕЗОПАСНЫЕ условия проживания. Мы живем в известном всем доме – дом со шпилем, напротив ст. м.»Парк победы». Это в этом доме город посчитал, что эвакуационные (они же парадные) выходы, спроектированные архитектором, лишнее, и заблокировал для жителей. Власть решила, что объект культурного наследия необходимо «облагородить» ларьками, - зачем сохранять облик города. Максим Эдуардович совершенно прав, мы действительно не согласны с этим, и с 2013 года бьемся, чтобы лестничные клетки использовались по назначению. Так называемые «Помещения» созданы НА СТУПЕНЬКАХ, т.е. пола нет, одни ступени. Мы поднимаем этот вопрос на всех общественных советах, о которых говориться в начале статьи, делали презентацию с фото на общ. Совете. Понимание власти есть, а ДЕЙСТВИЙ НЕТ. Сегодня город ПРОДАЕТ эти лестничные клетки, несмотря на все наши усилия, бесконечные обращения, встречи с чиновниками. А к чему это приведет? КАК МОЖНО ПРОДАТЬ ЛЕСТНИЦУ СО СТУПЕНЬКАМИ??? Кто-нибудь из контролирующих органов, куда мы обращались (прокуратура, ГЖИ, жилищный комитет, Минстрой и множество др.), выезжал на адрес? Я думаю вряд ли, потому что не надо никаких экспертиз, все на лицо – входишь в каморку 10м (без окон и сан. помещений), тамбур, лестница, напротив кирпичная стена. Слава богу, что отклик на проблему появился у Вице-губернатора Мокрецова М.П., его возмутило такое положение дел в городе, и если его подчиненные не в состоянии исполнять обязанности, то он лично пообещал выехать на адрес. И это правильно. Ведь, Жилищный кодекс (ст. 36), Градостроительный, Гражданский, КОНСТИТУЦИЮ (в конце концов).... пока не отменили.
Екатерина 09:22, 11.04.2016
Самое время задать вопрос президенту. Вот только вопросов столько, что не знаешь как компактно сформулировать. Все сводится к одному :"Когда система заработает? Только одно составление планов работ, создание рабочих групп, отчеты о готовности начать работу."
Геннадий Мартынов. 06:25, 07.02.2017
...дорогие мои, передавать некому лестничные площадки или другие помещения из числа декларируемых ст.36 ЖК РФ. Общее имущество и само здание МКД в статусе ЕОН (единого объекта недвижимости) государством не признается. Доля собственника помещения в праве общей собственности общего имущества МКД, как объект прав, государством не признается. Общее собрание собственников доли в праве общей собственности не обладает правом учреждать самостоятельно субъект хозяйствующей деятельности. Господа- товарищи собственники помещений МКД, федералы тупо стерли вас из числа участников гражданских правоотношений не только в сфере имущественных правоотношений по праву общей собственности. Вам даже управлять и распоряжаться собственными коммунальными платежами федеральный законодатель запретил. Административно- поместное владение неконституционно царствует в сфере гражданской имущественной власти по праву общей собственности. Точка!

Добавить комментарий

:
:
:
НАВИГАЦИЯ
ВАШЕ МНЕНИЕ

Почему план Гребневой мирным путем вернуть Конституцию (читайте колонку редактора) неосуществим?

Всего проголосовало
15 человек
Прошлые опросы

▴ Открытый прямой эфир Дождя

Наши проекты

Издательский Дом "Водолей" - купить книгу или заказать издание своей

Суды и выборы - информационный сайт о выборах в Приморье с 1991 года