Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 41 (969) от 11 октября 2011  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Посиделки

Утомленные школой

Медпортал.ру

Как бы мы‚ родители‚ ни относились к школьному образованию‚ 11 лет‚ проведенные ребенком за партой‚ исключительно важны‚ и не только с точки зрения приобретенных знаний и навыков. Это годы интенсивного роста и развития. Врачи утверждают: многие «взрослые» проблемы со здоровьем – родом из детства. А причиной тому нередко становятся чрезмерные нагрузки.

Беспристрастная статистика

По данным последней Всероссийской детской диспансеризации, число школьников с хроническими заболеваниями за десять лет удвоилось, а здоровыми признаны лишь 30% старшеклассников. Однако, по мнению Г. Онищенко, главного санитарного врача РФ, эта цифра завышена примерно в три раза.

Фактически установлено, что в период обучения в школе состояние здоровья детей ухудшается – подавляющее большинство патологий развивается с 7 до 17 лет. Вот своеобразный хит-лист, составленный специалистами Института возрастной физиологии. За время обучения частота нарушений зрения и осанки у детей возрастает в пять раз, психоневрологических отклонений – в четыре раза, заболеваний органов желудочно-кишечного тракта – в три раза. Эксперты отмечают, что рост патологий зависит от объема и интенсивности учебной нагрузки.

Школьные годы чудесные

Врачи называют несколько причин тревожной тенденции.

• Сложные программы. Объем информации, который вынуждены усваивать дети, неуклонно увеличивается, но это лишь часть проблемы. Школа получила право самостоятельно выбирать схему обучения и учебники, и выбор этот не всегда удачен. Мозг растущего человека способен творчески работать пять-шесть часов в сутки. В реальности шестичасовой учебный день становится нормой уже к четвертому классу. Вместе с приготовлением домашних заданий его продолжительность может достигать десяти, а у старшеклассников – 14 часов.

• Избыточные статические нагрузки. Как утверждают в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, физическая активность учащихся сокращается вдвое. Несколько уроков физкультуры в неделю не компенсируют естественные возрастные потребности в движении и не способствуют полноценному развитию опорно-двигательного аппарата.

• Нарушения режима дня. Младшие школьники должны спать 10-12 часов, старшие – не менее восьми часов в сутки. Однако ребенок, постоянно испытывающий недостаток свободного времени, стремится восполнить его за счет сна. Результат закономерен – недосып, поздний подъем, отказ от завтрака или перекус на бегу. Обед тоже под вопросом. Невкусная школьная еда или очередь в столовой нередко становятся поводом, чтобы заменить его сладким батончиком или чипсами. И так день за днем, год за годом…

• Стрессы. Не секрет, что «физикам» тяжело даются гуманитарные предметы, а «лирикам» – точные науки. Плохие отметки и завышенные требования родителей нередко приводят к психоэмоциональному перенапряжению. Равно как и конфликты с одноклассниками или учителями. Нельзя сбрасывать со счетов и так называемый стресс ограничения времени, когда ребенок хронически не успевает сделать намеченное.

Любовь и здравый смысл

Как сохранить здоровье школьника? Конечно, ему необходимы регулярные осмотры специалистов: окулиста, хирурга, невропатолога… Развитие хронического заболевания можно предотвратить, если наметившиеся отклонения выявлены вовремя. Но многое зависит и от нас, родителей.

Ставьте перед ребенком цели, которые ему по плечу. Если он не тянет программу физико-математического лицея, стоит сменить учебное заведение.

Не требуйте от школьника только хороших и отличных отметок, прощайте ошибки и неудачи – безусловная любовь и поддержка родителей дают чувство защищенности, делают растущего человека сильнее.

Не лишайте его прогулки из-за полученной двойки. Ученику начальной школы надо проводить на свежем воздухе два-три часа, подростку – полтора часа.

Следите за тем, чтобы выполнение домашних заданий не затягивалось. Ученики младших классов должны тратить на это около двух часов, учащиеся 5, 6, 7-х классов – 2-2,5 часа, а старшеклассники – не более 3,5 часа.

Проявляйте твердость в том, что касается режима дня – утреннего подъема и вечернего отхода ко сну.

Постарайтесь организовать рациональное питание.

Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка было личное время, когда он может побыть наедине с собой.

Заметив признаки перегрузки, дайте школьнику отдохнуть – пусть он несколько дней проведет дома. Краткосрочный «отпуск» при условии выполнения домашних заданий физически, психически и эмоционально пойдет ребенку на пользу.

Психоэмоциональные перегрузки приводят не только к неврологическим проблемам. На их фоне у детей развиваются сердечно-сосудистые заболевания – артериальная гипертензия и аритмии.

Медпортал.ру


Другие статьи номера в рубрике Посиделки:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100