Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 15 (943) от 12 апреля 2011  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Расходы – не по назначению

Наталья ФОНИНА

Лесные ресурсы в масштабах человеческой жизни невосполнимы. В среднем дерево растет от 100 до 200 лет. Поэтому конфискованную древесину не уничтожают. Ее реализуют на рынке. Но дело в том, что все доходы от ее реализации должны пополнять фонд федерального имущества. И впоследствии возвращаться «на места» для озеленения и охраны территорий.

В действительности, такого финансового распределения в Приморье, как и в нашей стране, в целом, не существует.

После нас хоть потоп

– Правоохранительные органы всё чаще проводят проверки формально, – поделился координатор лесных проектов Анатолий Кабанец. – На территории Дальнереченского и Красноармейского районов с мест нелегальных заготовок за последние месяцы изъято 3200 кубометров древесины. Общий ущерб от этих незаконных заготовок составил 150 млн руб. Но конфисковано с мест незаконных рубок только 300 кубометров. Остальная древесина, по мнению WWF, пополняет склады в Дальнереченском и Красноармейском районах Приморья.

Более того, в лесных поселках обстановка накаленная. Криминальные структуры, поддерживаемые правоохранительными органами, подогревают «аппетиты» местных предпринимателей, и они строят бизнес, разворовывая оставшиеся лесные богатства.

– Рассказывает заслуженный Эколог России, руководитель общественной организации «БРОК» Анатолий Викторович Лебедев:

– До того, как в 2007 году приняли Лесной кодекс, разрешительные документы на заготовку древесины были обязательны. В лесобилете, который выдавался лесозаготовителю, фиксировались определенное место, объем заготавливаемой древесины и ее порода.

С принятием Лесного кодекса разрешение на заготовку древесины стало регламентироваться упрощенным документом – декларацией. В декларации указывается территория и объемы заготовки. В какие месяцы и в каком конкретно месте – декларация не дает ответа ни тем, кто заготавливает, ни тем, кто контролирует лесные территории. И потому, контролировать ситуацию теперь уже практически невозможно. Документы все чаще фальсифицируются. И случается, что по истечении года срок декларации на разрешенный объем истекает, но лесозаготовители продолжают работать по просроченным документам.

Чтобы прекратить беспредел в лесном бизнесе, необходимо вновь ввести определенный перечень документов для контроля на таможне. В них должны фиксироваться и данные о месте происхождения древесины. Этот вопрос обсуждался неоднократно. Но не нашел поддержки, ни на местном, ни на федеральном уровне.

А ведь схемы, согласно которым можно приостановить лесную контрабанду существуют.

Например, в 1998 году в Приморье приняли обязательный транспортный сертификат на заготавливаемую древесину. В сертификате отмечались все пункты перепродажи заготовленной древесины. В этом документе обязательно указывали данные из лесопорубочного билета, затем все сведения о дальнейшей транспортировке древесины – вплоть до таможни.

Вся эти сведения «подкреплялись» фамилиями ответственных лиц, подписями, печатями и датами. Транспортный сертификат значительно приостановил воровство леса. Но, к сожалению, просуществовал всего два года.

Прокуратура отменила транспортный сертификат, аргументировав такое свое решением тем, что этот документ «противоречит» Гражданскому кодексу, точнее, нарушает права предпринимателей. Таким образом, воровство леса легализовали на высшем – законодательном уровне.

В то время как лесные богатства разворовывают в розницу и оптом, ресурсы не восполняются. Ранее существовали экологические фонды, которые пополнялись за счет штрафов за загрязнение окружающей среды и ущерб ей. Средства экологических фондов использовались целенаправленно – на озеленение территорий, лесную охрану. В настоящее время штрафы консолидируются в бюджете и, естественно, израсходуются не по назначению.

Наталья ФОНИНА


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100