Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 15 (943) от 12 апреля 2011  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Апокалипсис автобизнеса

Анастасия Попова

ПОСЛЕ КРАХА: ВОЛНА САМОУБИЙСТВ И СУДЕБНЫХ ТЯЖБ
Михаил Денисов раньше был успешным человеком, он занимался автобизнесом. Сейчас в воздухе повисла вся его жизнь. Он безработный. Его грозятся выкинуть на улицу, забрать машину. «Может, мне застрелиться?» - спрашивает он своего кредитора.

Тот отвечает, что от этого проку никакого, да и стреляться надо было два года назад.

Правительство нас уверяет, что акции протеста против пошлин и реформ профинансировали жадные автобизнесмены. Мы, рядовые жители, не вертящиеся в этом бизнесе, не понимаем, что произошло, а произошло следующее. Как говорят Михаил Денисов и его жена, всё началось около двух лет назад.

- Последние годы я возил грузовики, когда ужесточили законодательство, перешёл на грузопассажирские автобусы, мелкие грузовики и легковые… - говорит Михаил Денисов.

Дальше – хуже. Ввозимые машины должны были быть не старше пяти лет, в Японии на таких грузовиках люди сами работают. Многие перешли на конструкторы (машины, которые ввозятся по частям, как металлолом, в Приморье их собирают). Михаил этим не занимался.

- Огромная разница, купить машину старше пяти лет или новенькую. Например, я купил грузовик за 7500 долларов, в Японии новый такой стоит в десятки раз дороже, - говорит Михаил, - порядка 30 000 долларов минимум, но я точно не знаю, ценами на новые никто не интересуется – они слишком дорогие. Да и везти новую технику невозможно: очень большие пошлины - 5 евро за 1 см3. Если везёшь грузовик с объёмом двигателя 8000 см3, 40 тыс. евро – одной пошлины, плюс стоимость грузовика. Это нереально! Техника должна быть не старше 5 лет, не моложе 3-х. Попробуй, попади в этот промежуток! Сейчас возят легковые, маленькие или конструкторы под документы. Людей пострадало очень много — некоторые ушли из жизни. Среди моих знакомых таких было трое.

Бизнес держался на долгах, кредитах - занимали в банках, у знакомых. И тут всё рухнуло. С чего выплачивать? Был период, когда авторынок стоял пустой, сибиряки не ехали, никто не ехал – всё встало колом, на рынке не было вообще покупателей. Получается, люди работали в минус, в минус.

- Люди вынуждены брать хлам, покупают дешевые или после аварий, здесь ремонтируют или поставляют малолитражные под полную пошлину, - говорит Михаил Денисов.

Как говорят Михаил и его жена, всё держалось на доверии — некоторые японцы давали машины под реализацию. Когда наступил крах, японцы сами жили в Приморье, продавали хорошие японские авто по дешевке. Ажиотаж был на рынке — японцы отдают авто почти даром.

Сейчас бывшие автобизнесмены, которые выжили, подались кто куда: в похоронный бизнес, некоторые привезли большегрузную технику, на ней и работают.

- Бизнес и так в таком состоянии, что чуть-чуть, и резьба сорвётся. А сейчас, в связи с катастрофой в Японии, вообще может рухнуть. Правительство может запретить ввоз в связи с радиацией, все боятся наплыва топляков. Хотя топляк топляку рознь — у одной может испортиться электроника от воды и соли, а у другой всё нормально. Я слышал, что сейчас за любую машину из Японии в связи с радиацией нужно доплатить 30 000 рублей. И это если по части радиации не пикнуло. А если пикнуло, я и не знаю, сколько нужно доплатить, - говорит Михаил.

Как говорит Михаил, в Приморском крае и во Владивостоке, и в Уссурийске, откуда он родом, на автобизнесе завязано около 30% населения. Это не только те, кто возит машины, а еще те, кто делает ремонт и прочее... Ситуация Михаила, хоть и уникальна по-своему, но не единична. А произошло следующее.

Как говорит Денисов, он занимался автобизнесом около восьми лет. Нередко занимал деньги у своего хорошего знакомого, Валерия Речкалова, бывшего директора «Тепловых сетей» Уссурийска.

Всё происходило так: съездил, продал машины, деньги отдал. Отношения были доверительные, знакомы больше 20 лет...

Как он говорит, когда возвращал деньги, задавал вопрос кредитору: «Как же расписки?» Тот отмахивался, мол, почему я тебе доверяю, а ты мне — нет. Когда автобизнес рухнул в 2008 году, Денисов остался должен около 18 000 долларов. Он поясняет, что отдал трактором и грузовиком.

- Я отдал дешевле рыночной цены. Грузовик на тот момент оценили в 15000 долларов, трактор - в 4,5-5 тыс., грузовик можно было продать за 17 000, - говорит Денисов.

Как поясняет Денисов, Речкалов поставил грузовик на номера, хотя он собирался продавать его. А этого делать не стоило — машина на номерах теряет свою цену. Покупатель начинает сомневаться: «Если поставил на номера, зачем продаёшь? С машиной что-то не так?»

В общем, со слов Денисова, Речкалов не смог выгодно продать грузовик, так, чтобы вернуть деньги. Как говорит Денисов, Речкалов не засчитал отданную ему технику в счёт долга, он предложил, чтобы Денисов забрал грузовик, а жена Денисова переписала на него свою часть дома (у жены была часть дома в долевом владении с её знакомой).

Встал вопрос: пусть жена продаёт свою часть дома.

Денисов предоставил нам ряд аудиозаписей, где человек с голосом, похожим на голос Речкалова, говорит человеку с голосом, похожим на голос Денисова, что может на жену как-то повлиять — например, будет идти, позвонки переломает. А может её сына сделать наркоманом. А то чего она их так кидает?

В общем, всё вылилось в судебные разбирательства — Речкалов достал расписки, по которым Денисов должен ему порядка 36 000 долларов, а его жена — 10 000 долларов. На аудиозаписи речь идёт о долге около 20 000 (видимо, долларов).

Суд Речкалов выиграл, Денисов и его жена смогли в порядке надзора отменить решение — жена не явилась на суд, поскольку умерла свекровь от первого мужа, Денисов заболел — проблемы с сердцем.

Сейчас тяжбы продолжаются. Валерий Речкалов пояснил по телефону, что Михаил Денисов ему по-прежнему должен, у него на это есть документы — расписки. Если Денисов деньги возвращал, пусть предъявит письменные доказательства. Что касается грузовика, Речкалов поясняет, что он его купил.

Однако письменных доказательств у последнего нет. Есть аудиозаписи. На одной человек с голосом, похожим на голос Денисова, спрашивает у человека с голосом, похожим на голос Речкалова, не хочет ли последний вернуть ему расписки. Предполагаемый Речкалов отвечает, что сам не знает, где эти расписки. Разговор в духе «доверяешь, не доверяешь». На другой предполагаемый Денисов говорит о том, что трактор реально будет продать за хорошие деньги. Также на одной из записей идёт речь о том, исправен ли трактор, когда Денисов продаст грузовик и пр.

В общем, из этих записей видно, что действительно Денисов Речкалову должен, что он пытается расплатиться техникой, что Речкалов технику берёт, но непонятно, расплатился ли полностью Денисов и смог ли Речкалов реализовать технику. Увидев в действиях кредитора признаки мошенничества, Денисов обратился в УВД. Однако ничего в этой структуре не добился. Сейчас семья Денисовых может лишиться всего имущества, оказаться на улице вместе с 11-летним ребёнком.

Почему-то правительство считает, что может ввести какие угодно идиотские нововведения, и люди как-нибудь выживут. А если они оказались в ситуации, когда выжить нереально?

Анастасия Попова


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100