Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 49 (768) от 5 декабря 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Исторический ансамбль, уничтожаемый архитекторами

Анна Мялк

Где находится сердце Владивостока? Наверное, каждый человек, живущий в этом городе, ответит на этот вопрос по-своему. Для меня это улица Пушкинская. Ансамбль, построенный нашими дедами и прадедами. В младенческие годы нашего города в начале улицы, тогда еще просто дороги, была построена первая церковь. Это примерно в районе остановки «Лазо».

В конце ХIX - начале ХХ века эта часть города постепенно и планомерно превращается в городской центр – культурный и деловой, который застраивается парадными каменными зданиями.

Формировался ансамбль застройки Пушкинской не сразу, с течением времени. Но, находясь в интерьере улицы, зритель видит единую стройную картину, в которой есть свои ритм, акценты, спокойные места и «всплески» пластики и красок. Перспектива улицы затягивает, интригует зрителя, открывая все новые разнообразные формы.

На этом отрезке улицы Пушкинской и ее продолжении – улице Невельского (сегодня ул. Володарского) живут произведения многих известных в свое время в России и за ее рубежами архитекторов.

Начинается Пушкинская одними из самых старых домов в городе. Это дом первого редактора Владивостокской газеты Н.В. Соллогуба, 1884 год, и китайское консульство, 1894 год, архитектор П. Базилевский. Оба здания навевают мысли о средневековых замках.

Взгляд зрителя, обращенный в перспективу улицы, притягивают возвышающиеся башенки и шатры Собрания Приказчиков (Пушкинский театр), оконченного строительством в 1908 году. Подойдя ближе, можно вдоволь налюбоваться причудливым декором, выдержанным в стиле модерн и восхититься фантазии автора – архитектора Ю.Л. Вагнера.

Напротив – Восточный институт, еще один «старожил» Владивостока и старейшее высшее учебное заведение Восточной Сибири и Дальнего Востока, 1889 год, архитектор А.А. Гвоздзиовский. Сегодня это Дальневосточный государственный технический университет (ДВГТУ) – колыбель многих известных ученых, а также почти всех архитекторов, решающих в настоящее время судьбы города.

Несмотря на небольшую высоту, Восточный институт играет важную роль в облике улицы Пушкинской благодаря торжественным симметричным формам фасадов, значительному и развитому в пространстве объему. Здание занимает целый квартал, выходит своими фасадами на Пушкинскую и Светланскую, которые в этом месте соединяются широкой парадной каменной лестницей (пешеходная улица Ключевая).

Участок Восточного института граничит здесь с территорией Лютеранской кирхи, шпиль которой виден далеко. Строилась кирха в 1907 – 1909 годы, архитектор Г.Р. Юнгхендель. Возвращена 10 лет назад лютеранской общине, которая все это время возрождает бывшее в аварийном состоянии здание. Его роль доминанты, главенствущей над большим пространством, хорошо читается и при взгляде сверху, с видовой площадки.

Кирха и Восточный институт - эти два выдающиеся памятника архитектуры играют свою градоформирующую роль в создании облика и улицы Пушкинской, и Светланской, объединяя их.

Своей отличной от остальных домов фактурой отделки фасадов (красный кирпич) здания создают колоритный акцент. Значение обоих памятников выражено и в их планировочном положении – в окружении свободного пространства. Фактически, со стороны Светланской сформирована площадь, которая, к сожалению, сейчас перегорожена заборами, громадными рекламными щитами и утилитарными безобразными (без образа) павильонами. Восприятие ансамбля во всей полноте из-за этого невозможно, но, приняв административные решения, городская власть могла бы придать этому месту достойный вид, раскрыть ценность исторического ансамбля.

Дальше через улицу – ансамбль деловых и жилых домов, принадлежавших ранее владивостокским предпринимателям Сенкевичу и Фихману. Построен в 1909 – 1912 годы, архитектор Г.Р. Юнгхендель. Кроме того, что эти дома обладают исключительной художественной ценностью, являются архитектурной акцентами в застройке улицы, выполнены с высочайшим качеством строительства (фасады не ремонтировались ни разу почти уже 100 лет), они представляют собой уникальный ансамбль, построенный с использованием рельефа. Игра камерных пространств внутренних дворов создается фасадами зданий, подпорными стенами, лестницами, площадками на разном уровне, фрагментами ландшафта, воспринимаемыми изнутри. Попадая в интерьер дворов, оказываешься в удивительно уютном, защищенном и комфортном пространстве. Пожалуй, этот комплекс можно назвать образцом для современных архитекторов того, как строить на рельефе.

Двигаясь дальше по улице Пушкинской, мы видим замечательные здания женской гимназии министерства народного просвещения, 1903 год, архитектор И.В. Мешков и инженерное управление Владивостокской крепости, 1912 год, архитектор В.А. Плансон.

Выше по склону сопки – Народный Дом имени А.С. Пушкина, автор – архитектор П.А. Микулин. Градоформирующая роль этого памятника велика - он завершает перспективу всей улицы Пушкинской на этом участке. Эта роль вполне соответствует общественной значимости здания. Ведь в свое время Народный дом был центром культуры городского масштаба. Здесь работала библиотека, проходили балы, рождественские праздники, концерты гастролирующих знаменитостей. Сегодня его доминирующее положение плохо ощущается – перед главным фасадом разрослись неухоженные деревья и закрыли его. Но это легко исправимо. Правда, в наше время деревья подрезают только перед рекламными щитами.

Ценность памятника еще и в том, что там сохранились подлинные интерьеры и убранство, что является большой редкостью во Владивостоке. Несмотря на плохое состояние, общественное значение этого объекта культурного наследия федерального значения сохраняется и усиливается его историко-культурной ценностью.

Завершается композиция, неразрывно связанная с ландшафтом, объемом Католического костела, 1921 год, архитектор А.А. Гвоздзиовский. Костел возвышается над живописной скалой и замыкает перспективу улицы Володарского, продолжающую направление Пушкинской.

Кирха, костел, Народный дом – доминанты, которые «работают» на большое пространство обеих улиц и всего склона, спускающегося к бухте Золотой Рог. Их роль выявляется на фоне типичной для Владивостока 2 – 3-этажной жилой застройки на сложном рельефе. Сохранившийся квартал в начале улицы - единственный из старейших в городе дает ощутить нам историческую городскую среду.

Весь ансамбль наглядно демонстрирует искусство архитекторов прошлых поколений, сумевших органично вписать свои творения в природное окружение, закономерно и выигрышно расположить их в планировочной системе улиц. В этом ансамбле все здания-памятники достойны федерального уровня охраны, хотя включены в этот список только два.

В 1947 году известный в то время советский архитектор А.И. Порецков дополнил застройку улицы Пушкинской. Это жилые дома по Пушкинской, 2 (художественное училище), 22, 25, которые вошли естественными звеньями в исторический контекст, не нарушив, но обогатив его. Его произведения признаны памятниками архитектуры, частью ансамбля.

А какую лепту внесли наши современники?

1970-е годы - строится безликий утилитарный объем АТС (телефонная станция) прямо перед парадной террасой, окруженной балюстрадой у главного входа в Народный дом, почти полностью перекрыв панораму Золотого Рога. А ведь по замыслу авторов терраса и ее продолжение - каменная лестница (архитектор Г.Р. Юнгхендель) специально запроектированы как видовые площадки, на которых зрители проводили время в антрактах или участники балов, разгоряченные танцами, выходили на воздух и любовались видом на город и бухту.

1981 - 1984 год – строительство 9-ти этажного жилого дома для военных в начале улицы Пушкинской. Когда смотришь на панораму города с моря или с видовой площадки у фуникулера, непонятно - зачем эта громада здесь появилась, закрыв великолепные виды, подавив все вокруг, испортив своим вульгарным силуэтом тонкий рисунок шпилей, шатров и куполов.

В то же время появляется 12-ти этажный типовой жилой дом, «украшающий» сейчас историческую улицу грязно-белыми фасадами, расчерченными черными швами и сплошной сетью трещин в панелях.

В 1998 году по проекту архитектора Прокурова (ООО «Аргус Арт») на углу улиц Пушкинской и Луцкого построен Центр занятости. В то время архитектор позаботился о том, чтобы здание не контрастировало по масштабу с окружающей застройкой, разбив его на отдельные блоки, посаженные по рельефу. В архитектуре здания, решении его силуэта применены традиционные для исторического города формы и материал стен – красный кирпич. Благодаря перечисленным качествам этот объект, несмотря на укрупненный по сравнению с историческим окружением объем, удачно вписывается в контекст исторической застройки.

Другое произведение упомянутой проектной организации строится сейчас, демонстрируя «новаторский» подход к градостроительству. Слева от Народного дома, разрушив большую часть склона и часть площадки перед зданием, строители компании ООО «ПО ДИНАС» выкопали огромный котлован для строительства 25 этажного «элитного жилого дома». Высота здания в 4 раза превышает допустимую (по условиям сохранения исторического масштаба застройки и градоформирующей роли памятников архитектуры). Архитектура и цвет фасадов нарочито противопоставлены всей сложившейся архитектурной среде. А памятник в проекте попросту отсутствует. Под его адресом этот самый элитный дом.

Возникает вопрос – какие градостроительные идеи движут архитекторами? Кто руководит их профессиональной волей? Кто регулирует застройку в центре города? Что это – профессиональная безграмотность или святое убеждение в своей правоте?

Бешеные деньги сметают все на своем пути. Добавьте полное бессилие перед диктатом невежественного заказчика, для которого не существует ничего, кроме коммерческой выгоды. Архитектор из «главного строителя» превратился в слепого исполнителя примитивных желаний того, кто платит. В разговорах главный аргумент: «ограничения застройки в историческом центре мешают развитию города».

Но что нам предлагается в качестве развития – бессистемную (воткнуть туда, где есть свободное место) «рассадку» брутальных монстров, без каких-либо градостроительных проектов, общественных и профессиональных обсуждений, градостроительных советов! Не говоря уже о прямом нарушении Градостроительного Кодекса Российской Федерации и Закона об объектах культурного наследия.

Не развитие это, а самая настоящая деградация. Деградация архитектурной мысли и разрушение уникального ансамбля, замечательной градостроительной идеи, воплощенной настоящими мастерами и профессионалами.

Еще один аргумент: «цена на землю очень высока, невыгодно строить ничего, кроме небоскребов». Но ограничения по высоте и характеру новой застройки в исторических центрах городов существуют в законодательствах всех развитых стран. И неукоснительно выполняются. Значит, есть в этом какая-то высшая выгода?

Известно, что во время второй мировой войны в фашистской Германии действовала так называемая «Доктрина Розенберга». Основная идея: народ, если его лишить памятников культуры, через два поколения деградирует и перестает существовать как нация. Для достижения этой цели были созданы специальные войсковые подразделения, которые занимались планомерным уничтожением памятников культуры на оккупированных территориях, взрывали храмы, дворцы и т.п. Похоже, нечто подобное осуществляется в нашем городе, но обходятся без взрывов. Только что это за войска – дипломированные архитекторы, всемогущие строители, администрация города? И чья это идея – уничтожение российской, а значит, нашей с вами культуры?

Анна Мялк.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100