Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 40 (759) от 3 октября 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Мы не победим Голиафа, если будем молчать

Маргарита Пархоменко

Мне до сих пор твердят, что Владивосток похож на Сан-Франциско. Однажды я спросила об этом потомка русских меценатов, живших во Владивостоке, Владимира Глебовича Шевелева. И он деликатно мне ответил: «Не похож в том смысле, что человек сделал, но в том, что Бог сотворил, очень похож».

Александр Сокуров, великий кинорежиссер, который вместе с питерцами сражается с Газпромом против уплотнительных застроек (см. «Арсеньевские вести», №35, «Вавилонским башням – нет!»): «Уверяю вас, скоро как от чумы будут шарахаться от этой стеклянно-алюминиевой архитектуры. Она временна. Если так легко строить – легко и можно снести. Эти формы не требуют напряжения ни вкуса, ни интеллекта. Ни таланта… И как не стыдно возжелать ставить такое рядом со Стасовым, с Монферраном?»

Напоминаю, в центре Дворцовой площади в 1834 году по проекту архитектора О. Монферрана была воздвигнута Александровская колонна – памятник победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Это великолепное инженерное сооружение: колонна не имеет каких либо креплений, она держится за счет собственного веса. Под ее основание забито 1250 деревянных свай. Архитектор талантливо рассчитал местоположение колонны, ее высоту (47,5 м), которая соотнесена с окружающей застройкой и величиной самой площади.

Недавно, по сообщению А. Сокурова, Дворцовую площадь удалось защитить от покушения: не дали московским ребятам разрушить гармонию пространства.

В сооружении Монстра на нашем Океанском проспекте никакой Монферран не участвовал (архитектор равный ему по дарованиям), здание не освящено, народом не одобрено. Оно скоро рухнет, как карточный домик.

Давайте его разберем, чтобы предотвратить беду.

В разговоре с неравнодушным человеком, имя которого Мария П., я встретилась с мнением, которое звучит в устах многих людей: «У меня, как у горожанки и архитектора по образованию, есть мысли по поводу застройки и реконструкции исторического центра города Владивостока. Мысли, как известно, имеют тонкую, но все-таки материальную природу. Новострой рвет ПРОСТРАНСТВО ЛЮБВИ, созданное нашими предками на рубеже 19-20 веков. Мысленно этот хаос хочется стереть с лица милого сердцу Океанского проспекта.

Общеизвестно, что визуальная среда влияет на эмоциональное здоровье и состояние людей. Горожане попали в очень непростую ситуацию. С одной стороны, архитектурное насилие вызывает скрытый внутренний протест. С другой - человек осознает свое бессилие что-либо изменить в лучшую сторону.

«Чудовище» нагло втиснутое в пространство Океанского проспекта, застыло, как фальшивый аккорд в стройном музыкальном ряду. Ежедневное визуальное насилие стирает лицо старого Владивостока в угоду чьих-то меркантильных интересов.

Председатель комитета по архитектуре и градостроительству администрации Владивостока считает, что все новые объекты должны быть построены в соответствии с техническими нормами и безопасны для граждан краевого центра. Я не сомневаюсь, что документация у городских монстров Океанского проспекта в полном порядке. Но смогут ли наши дети увидеть город Владивосток прежним? Смогут ли они оказаться в ПРОСТРАНСТВЕ ЛЮБВИ, память о котором еще хранят старые каменные дома крайневосточного форпоста России? – это больной вопрос.

Стеклянный склеп

Наш город скор на меткие определения. Небоскреб-монстр на Океанском проспекте назвали «Стеклянный склеп». В начале строительства завалился многотонный кран – «зыбка почва под ногами» - и это было знаковое предупреждение.

Что лежало в основании печально известной из Библии Вавилонской башни? Гордыня, тщеславие, неспособность понять других. Конец трагичен.

Как неприятно было тащиться в августовскую жару по проспекту, где некогда по распоряжению экс-мэра были вырублены деревья, которые заменили потом бутафорские елки в кадках, и как радостно было увидеть нетронутый сквер, рядом с домом 21 на Океанском проспекте.

Там отдыхала симпатичная загорелая дама бальзаковского возраста в кокетливой соломенной шляпке.

Я начала издалека;

- Как называются эти красавицы?

- Это рябины.

В середине зеленого массива виднелись две высокие рябины, украшенные красными кружевами спелых ягод.

Рябина, - любимое дерево Марины Цветаевой, дерево покоя, умиротворения.

- А не боитесь, что сквер вырубят?

- Нет. Никто этого не сделает.

- Но ведь совсем рядом, на проспекте чуть-чуть ниже, и вырубили и Монстр-Небоскреб достраивают.

- Покушение было. Приехали спилить якобы старые деревья возле дороги. Пенсионеры – а они у нас бойкие – все из дома высыпали и ринулись на защиту. Шофер развел руками: «Не буду же я с бабушками воевать», и уехал.

Я вспоминаю, как три года назад, погожим сентябрьским деньком я подходила к Тигровой сопке со стороны Посьетской улицы и там огромный экскаватор вгрызался в твердую породу и кромсал кустарники и чей-то огород.

Алла Владимировна Веденская – пенсионерка, преподавательница английского языка - мне рассказывала, что они своими руками посадили несколько десятков лет тому назад около 300 видов деревьев и кустарников. Так что с балконов потом можно было любоваться чудесным уголком – целительный парк окружал дома со всех сторон.

А потом приехали люди с топорами и вырубили все деревья подчистую – дубочки, вишни, жасмин.

Мнения жильцов никто не спрашивал.

И начались многострадальные хождения по разным инстанциям, и писали жители улицы Тигровой, 26, просьбы, чтобы им не перекрывали небо, свет и солнце. И ждали полноценного ответа, а не отписок от мэра, губернатора, МЧС и управление архитектуры города.

Процесс пошел

ВЛАДИВОСТОК, 27 августа, PrimaMedia.

Управление государственного строительного надзора департамента градостроительства администрации края выявило несколько фактов незаконного строительства и реконструкции зданий на территории краевого центра.

Как сообщили РИА PrimaMedia в пресс-службе администрации Приморского края, самые распространенные нарушения – отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, разрешений на строительство, положительного заключения Государственной экспертизы проектной документации, увеличение этажности здания.

Примеры: незаконная реконструкция здания Восточного экспресс-банка по Океанскому проспекту.

1. Вместо согласованных трех этажей там был надстроен четвертый этаж и мансарда… Администрация Приморского края выступила инициатором судебного процесса, направив необходимый пакет документов в районную прокуратуру. По факту незаконных строительно-монтажных работ прокуратура Фрунзенского района Владивостока обратилась в районный суд, где по решению суда первой инстанции заказчик ОАО “Восточный экспресс-банк” обязан демонтировать за свой счет этажи, возведенные без разрешительных документов.

Административное здание по ул. Тигровой,14 в г. Владивостоке строится при отсутствии положительного заключения Государственной экспертизы проектной документации, самовольно увеличена этажность здания – изначально было согласовано строительство 6 этажей, а фактически возведено 12, изменен фасад здания. На сегодняшний день управление государственного строительного надзора администрации края также приняло решение ходатайствовать о демонтаже здания…

По мнению экспертов, Владивосток должен застраиваться исключительно по генеральному плану. Только так можно учесть потребности горожан, сделать Владивосток красивым и комфортным для жизни городом.

Маргарита Пархоменко.
(проект «Пространство культуры»)


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100