Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 34 (753) от 22 августа 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Земля-кормилица

300 центнеров пшеницы с гектара. Фантастика или реальность?

Ю.СЛАЩИНИН

(Окончание. Начало в №33)
В общем, формирование структуры почвы, по Пономареву, сводится к следующему: сразу же после уборки озимой пшеницы на поле разбрасывается навоз в смеси с лигнитным углем в размолотом виде, рубленая солома, и все это перепахивается на глубину 10—15 сантиметров, а потом поле заливают водой из расчета 500—600 кубометров на гектар.

В середине сентября (в Узбекистане) поле заливается второй раз по той же норме. Все это дает возможность очень быстро развиваться аэробам, и в почвенном слое накапливается от двух до трех процентов гумуса. В предпочвенную пахоту в начале второй половины октября вносятся по норме аммиачная селитра, суперфосфат и, в зависимости от надобности, известь в необходимом количестве. Пашется поле на глубину 18—20 сантиметров с полуоборотом пласта для перемещения накопленного гумуса к месту расположения корневой системы.

— А как быть, если почва плохая? Оставить паровать?

— Нет плохой почвы, — возмутился Пономарев. — Есть плохие хозяева!.. А пары — расточительство. Смею так утверждать, потому что многие земледельцы оправдывают свое нерадение именно ссылками на “плохие” почвы. Но вот вам пример: Голландия, Дания и Бельгия отвоевывают землю у моря, почвы у них — песчаные, а урожайность — завидуют все. А ведь дело в том, что эти пески они усиленно удобряют. Значит, и нам надо не держать пустующие поля под паром, а удобрять их, повышать плодородие почвы.

— Но чем?.. Нет у нас, как у древних шумеров, речного ила. А химическая промышленность пока не может обеспечить нас в достатке минеральными удобрениями. Может быть, рано нам говорить о сверхурожаях? Слишком дорогая получается агротехника, не по карману нам.

— Дело не в дороговизне. Кому-то, может быть, и дороговато покажется, а кому-то очень дешево, потому что получат зерно по своей цене, значительно превышающей сумму вложений. У нас уже есть очень много крепких колхозов и совхозов, которые, без сомнения, захотят получать сверхурожаи, если поймут, что это возможно. А вот тут-то как раз — в психологическом барьере — все трудности. Беда в том, что современные земледельцы привыкли довольствоваться малыми урожаями — 20—30—50 центнеров с гектара, это всем привычно. А цифра 300 — пугает. Сейчас важно убедить людей, что можем мы получать сверхвысокие урожаи, если будем вкладывать в землю те же сверхвысокие нормы удобрений. На первых порах у нас есть многое из того, чем можно питать почву: камыш, опилки, обрезки виноградных лоз, листва садов — все, что росло на земле, должно возвращаться в землю и тем самым питать ее.

— Тогда еще один вопрос, Петр Матвеевич. А надо ли достигать столь дорогим путем сверхурожаев? Вот в Индии, насколько мне помнится, решили зерновую проблему не кустистыми сортами, а наоборот, за счет низкорослых. Они не полегают, сеют их гуще и собирают повышенные урожаи.

— Убедительный пример, — говорит он, смеясь.— Была урожайность семь центнеров с гектара, а стала четырнадцать. Разве это много?

— Но народ получил хлеб.

— Не спорю. С точки зре-ния решений хозяйственных проблем, это прекрасно и поучительно. Но надо же идти дальше. И Индии, и всем странам надо искать пути максимального увеличения урожайности, чтобы засевать полей меньше, а получать зерна больше, а освободившиеся площади отдать под сады, виноградники, огороды. Проблема снабжения человечества овощами и фруктами стоит второй за проблемой обеспечения хлебом. А максимальный урожай не получишь за счет низкорослых сортов. Тут действуют законы природы. Нельзя от козы надаивать молока по ведру, как от коровы. Так же и растениям нужна определенная масса, чтобы давать оптимальный урожай. Все органы живых организмов, в том числе и растений, развиваются в строго пропорциональном соответствии с естественной конституцией.

В системе Пономарева есть много других нтересных, а главное — полезных предложений. Размеры статьи не позволяют изложить их. Но в любом случае необходимо ответить на вопрос: а как показали себя его кустистые сорта пшеницы в условиях хозяйственного эксперимента? Получено ли по 300 центнеров зерна с гектара на обычных полях?

Для полной ясности сразу оговоримся, что сортам Пономарева нужны не обычные поля, а возделанные по его агротехнике, максимально удобренные. И выращивание пшеницы должно вестись на поливе. На таких полях и на поливе сорта Пономарева не испытывались.

Попытка проверить их была в 1975 году на сортоучастке Среднеазиатской опытной станции ВИР. Однако из-за организационных “неувязок” (то нет трактора, то культиватора и т. д.) закладка опытных посевов на площади 0,5 гектара заняла вместо двух-трех дней 45 дней. В результате оптимальный срок сева был отодвинут на 40 дней. Вместо четырех поливов был проведен только один. Имелись и другие “недоработки”, которые исключают чистоту эксперимента. В конечном счете сорта Пономарева не превысили 37 центнеров с гектара. Но обратите внимание на такой факт. Сейчас мы высеваем 1,8— 2 центнера на гектар и получаем на поливе 40 центнеров. Это —Сам-20. У Пономарева взяли на посев 1450 граммов семян, а получили 196 килограммов зерна. А это— Сам-135.

Так урожайны сорта Пономарева или нет, если даже в экстремальных условиях они в семь раз превосходят районированные сорта? Здесь еще одно достоинство кустистых сортов: из одного их зерна вырастет несколько полновесных колосьев, а потому требуется меньше посевного материала. Экономию подсчитать нетрудно, используя приведенные цифры. Сейчас Пономарев ищет колхоз или совхоз, который бы проверил его сорта в хозяйственных условиях и продолжает свою опытническую работу на делянках, разбитых во дворе. Труд опытника должен получить свое логическое завершение. Видимо, Министерству сельского хозяйства УзССР, его управлению науки надо помочь Пономареву размножить его сорта, проверить как следует по закону и дать им “путевку” на колхозные и совхозные поля. Это тем более важно, когда республика взяла на себя обязательство за пятилетку удвоить производство зерна. Надо помочь отработать предлагаемую им агротехнику получения сверхурожаев — сделать все необходимое для широкого применения в сельском хозяйстве результатов многолетнего опытнического труда Человека, который свершил его для людей. И сказать ему за это большое спасибо.

Ю.СЛАЩИНИН. (Публикация 1991 года. Журнал “Экономика и жизнь” N№11).


Другие статьи номера в рубрике Земля-кормилица:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100