Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 18 (737) от 2 мая 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

"Неприемлемая практика”

Антон Седой

Как рассказала руководитель петербургского отделения ОГФ Ольга Курносова, арестовано 52 тысячи экземпляров газет, предназначавшихся для распространения в Москве и ближайших регионах. Тираж был изъят без судебного постановления.

Этот выпуск газеты был посвящен итогам «Маршей несогласных», в котором пострадало около 20 журналистов.

***

С резкой критикой действий российских властей выступила Еврокомиссия: «Свобода выражения и свобода собраний являются очень важными ценностями, по которым Россия взяла обязательства, будучи участницей таких организаций, как ООН, ОБСЕ, Совет Европы”.

Союз журналистов Германии направил открытое письмо Президенту России Владимиру Путину, в котором выражено возмущение применением насилия к представителям СМИ. В документе содержится требование соблюдать свободу СМИ и не мешать репортерам выполнять свой профессиональный долг. США (Белый Дом) также выразили беспокойство в связи с разгоном «Марша несогласных», особо подчеркнув: «Мы также не можем мириться с тем, что были задержаны журналисты», что это неприемлемая практика, нарушающая свободу прессы».

Однако журналистов задерживают не только на «Марше несогласных».

В Самаре сотрудники Управления Федеральной миграционной службы 16 апреля задержали корреспондента «Новой газеты» Дарью Марченко. Она по заданию редакции фотографировала собравшуюся перед зданием УФМС толпу иностранных рабочих. Как сообщил сайт Каспаров. Ру, «задержание журналистки производил лично один из полковников Управления Федеральной службы». Журналистке сообщили, что ее задержали за то, что она вела несанкционированную фотосъемку. Кроме того, у районных отделов УФМС введено дежурство оперативных работников федеральной миграционной службы, которые следят за тем, чтобы журналисты не вели съемку и не брали интервью у граждан из стран СНГ.

А в Барнауле, 18 апреля, после завершения митинга в защиту социально-политических прав граждан, сотрудниками милиции был задержан главный редактор газеты «Голос труда» Алексей Брагин. 

В Московской области неизвестные преступники разбили окно и бросили в помещение редакции газеты «Ступино» две банки с легковоспламеняющейся жидкостью.После взрывов с места происшествия отъехал автомобиль, а огнем был охвачен первый этаж здания. Незадолго до этого уже была попытка поджога, однако тогда следователи посчитали, что в действиях неизвестных отсутствовал состав преступления. А в Архангельской области газете отказали в аккредитации… И т.д. и т.п.

И все эти факты - о журналистах, защищенных специальным законом, защищающем их право на свободу слова и на работу в любом месте.

По мере того, как Россия движется навстречу декабрьским парламентским выборам и выборам президента весной 2008 года, Кремль предпринимает шаги по расширению контроля над средствами массовой информации, в особенности над Интернетом.

Прошел всего день после выборов в региональные органы власти 11 марта, которые показали, что хватка Москвы не настолько сильна, как кажется, а президент уже создал новое агентство, которое будет лицензировать средства массовой информации и контролировать их продукцию. Новое агентство возьмет на себя контроль телевидения, радио, газет и Интернета.

Решение Путина - это тревожное, но вполне логичное продолжение его кампании по установлению жесткого контроля над СМИ. После прихода к власти президент добился создания такой ситуации, в которой он может определять содержание материала, транслируемого по основным общенациональным телеканалам. Российское руководство также предпринимает шаги по созданию ограничений для газет, подталкивая дружественных Кремлю бизнесменов к их приобретению. Последний шаг по созданию ‘суперагентства’ по регулированию деятельности СМИ нацелен на ужесточение такого контроля.

12 марта Путин отдал распоряжение о слиянии Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура) и Федерального агентства по информационным технологиям (Россвязьнадзор). В результате создается единая Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.

Хотя официально такое слияние объясняется необходимостью оптимизации и рационализации процесса лицензирования теле- и радиовещания, реальная цель нового ведомства наверняка будет несколько иной. Бывший редактор ‘Известий’ Раф Шакиров, уволенный за критическое освещение событий, связанных с захватом школы в Беслане в 2004 году, сказал: ‘Это попытка поставить все под контроль, не только электронные средства массовой информации, но и персональные данные людей, таких как блоггеры’.

Интернет дает россиянам доступ к неофициальным источникам информации, а также возможность для откровенной дискуссии. Он также выполняет полезную роль в организации митингов протеста. Участники таких митингов теперь размещают информацию о своей деятельности в Интернете, используя его возможности для общения с более широкой аудиторией. …Сегодня такая открытая информация почти никогда не попадает в официальные сводки новостей традиционных широковещательных или печатных СМИ.

Российские власти начали усиливать давление на Интернет еще до указа 12 марта. В прошлом году они выступили с предупреждением в адрес ведущего независимого информационного сайта gazeta.ru. в связи с тем, что там были опубликованы датские карикатуры на пророка Мохаммеда. Второе такое предупреждение приведет к закрытию сайта.

Особую озабоченность вызывает то, что новое ведомство будет иметь доступ к персональным данным пользователей Интернета. Такая возможность облегчит государству действия по оказанию давления на людей, которые выступают с критическими замечаниями в адрес властей на популярных вебсайтах.

После прихода к власти Путина все крупные общенациональные телеканалы - Первый канал, РТР и НТВ - попали под контроль государства. Это стало частью более масштабных и систематических действий по ограничению потока независимых новостей. Меры цензуры против Интернета, являющегося последним пристанищем для важной политической информации, доступной для рядовых россиян, соответствуют той модели, фундамент которой был заложен в самом начале правления Путина.

Попытки управлять политической дискуссией и тем, что россияне могут смотреть, а что нет, имеет далеко идущие тревожные последствия для приближающихся общенациональных выборов. В более широком контексте это также крупный шаг назад для общества, все больше отрывающегося от своего руководства и от международного общения на политические темы.

Роберт Ортунг - адъюнкт-профессор Американского университета, Кристофер Уокер - директор исследований из организации Freedom House, (“The International Herald Tribune”, США)

Антон Седой, ( по материалам информагентств ПРИМА-News, ИА РЕГНУМ, Интернет-сайтов).


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100