Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 14 (629) от 31 марта 2005  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Загляни в глаза Катуни!

Маргарита Пархоменко

Хочу вас порадовать - художник Афанасий Гелич привёз свои работы с Алтая, где он сейчас проживает, и предлагает зрителю своё понимание мира. Мы все путешественники, только разного калибра. Художники, как “очарованные странники”, разбредаются по свету. Один едет на север, в страну высоких полярных широт, как Иван Васильевич Рыбачук.

Для Фёдора Конюхова вселенная - среда его обитания. Афанасий Гелич углубился в горы, он постепенно берёт их высоты на Алтае. Зенит его восхождения - гора Белуха.

“Время собирать камни”

Афанасий Гелич: - Сейчас самосознание наших людей, к коим я и себя отношу, на довольно низком уровне. Слышишь, в основном, негативные разговоры: наша страна такая-сякая, мы ничего не можем сделать, все виноваты и так далее. Хорошего просто не отмечают.

Журн: - Так ведь начни с себя.

А.Г.: - Да. В то же время уже начался процесс собирания русского духа. Как во времена татарского нашествия был духовный упадок, и только появление великого Сергия Радонежского сыграло роль стяжания этого духа. Вот сейчас такое же время “собирать камни”.

Журн.: - Год мы не виделись, что нового в вашем творчестве?

А.Г.: - У меня в картинах появились образы Храмов, мне даже приходилось себя сдерживать, чтобы в каждый пейзаж Алтайских хребтов, долин и реки Катуни не вписать простой по форме Храм - Дмитриевский Собор или Храм Покрова на Нерли. Мы ещё не осмыслили высокого значения русского зодчества, русской культуры, и сейчас необходимо вернуться к своим истокам. Тема Алтая у меня зазвучала как обращение к этим истокам. Образ Храма, его золоченые купола - это символ единения, и люди собираются под куполом в Соборной молитве, чтобы возрасти духом.

Журн.: - Можете назвать первый ваш Храм, куда вы вошли и что-то неизъяснимое почувствовали?

А.Г.: - Лет пятнадцать назад у меня была поездка по “Золотому кольцу” России. Во Владимире, когда я подошёл к Дмитриевскому собору, а потом прикоснулся рукой к белому камню, меня что-то пронзило. И вот это ощущение, когда чувство времени ушло, и ты почувствовал сопричастность к некоей душе, живёт во мне до сих пор.

Это потрясающее чувство я потом испытал на Алтае, поднимаясь в горы на 3000 метров. Там возникает чувство, что ты в Храме. И, может быть, там я нащупал своё направление.

Журн.: - Свою любовь к миру. И зритель, я вижу, не равнодушен. А картины покупают?

А.Г.: - Покупают. И меня это радует. У самых простых людей появилась потребность иметь картину художника, написанную живой рукой. Приходят люди, извиняются: “Я ничего не понимаю в искусстве”, но подходят к картине, и она в десятку бьет. Человек чувствует искренность не рассудком, а сердцем.

Журн.: - Сейчас мы прикоснулись к понятию “энергетика”.

А.Г.: - Великий Ван-Гог бился со своим корявым рисунком, он начал поздно писать, но по степени искренности, сердечного тепла он затмевает сотни маститых художников. У меня была с ним интересная встреча в Пушкинском музее в Москве - “Красные виноградники в Арле”. Сначала я эту картину не заметил, она висела в углу стены на расстоянии метра. Когда я подошёл, на меня полыхнуло пламя, так бывает, когда открываешь дверцу печи. Я ощутил натуральный жар, сначала не поверил, подошёл, отошёл, побродил по залу, ещё раз подошёл, опять полыхнуло огненной стихией. Такое же ощущение у меня было от картины Андрея Рублёва “Архангел Михаил”. Обнаженность художника, жар его души фиксируется намертво на холсте и не исчезает со временем, хранится веками.

“Святая Русь жива”

Когда мы общались с приморским художником, в Москве в картинной галерее на Манежной площади экспонировались работы Павла Ряженко, который в своём творчестве помимо самовыражения ставит целью поддержание в зрителе чувства собственного достоинства.

П. Ряженко: - Современная либеральная общественность и разные СМИ навязывают русскому человеку мысль, что он несчастный и ущербный оттого, что ему почему-то до сих пор нравится Суриков, Римский-Корсаков, что он отсталый и необразованный оттого, что читает Достоевского. И если он матом не ругается, то это тоже отставание. Наш зритель нравственно здоровый человек, если он любит традиционное русское искусство”.

Затрагивая все исторические эпохи, Павел Ряженко пытается показать, что Русь жива и остается святой и поныне.

Такая радость, что два художника, разбросанные в пространстве от Москвы до самых до окраин, имеют сходные духовные вибрации. А это значит, что наша Русь процветает искусством.

Маргарита Пархоменко.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100