Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 9 (989) от 28 февраля 2012  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Александру Калягину, артисту и коллаборационисту

Владимир ВАРФОЛОМЕЕВ, «ЖЖ», фото РИА «Новости».

Сегодня со страниц правительственной газеты народный артист России, председатель СТД Александр Калягин потребовал прекратить «истерическую травлю» сторонников В. Путина, развязанную «группой журналистов и группой мнящих себя прогрессивными членами общества». Неделю назад один белодомовский чиновник говорил о «вакханалии», сегодня уже упоминается «травля», да ещё под «экстремистским» соусом. Градус общественной тревоги явно накручивается теми, кто, будучи на стороне власти, считает себя при этом пострадавшей стороной.

Позвольте, Александр Александрович, я вам расскажу, какой бывает настоящая «травля» тех, кто не стесняется сотрудничества (фр. – collaboration) с авторитарными или диктаторскими режимами. Расскажу на примере ваших коллег-артистов.

29 января Януш Клосинский вышел на сцену Национального театра Варшавы. Спектакль «Свадьба» по одной из самых знаменитых пьес классика польской драматургии Станислава Выспяньского не обещал никаких сюрпризов.

Историческая драма, однако, разыгралась в тот вечер не только на сцене, но и в зрительном зале, и за кулисами. Как только Клосинский в роли старого еврея появился перед публикой и попытался произнести первую реплику, зал разразился оглушительными аплодисментами.

Сначала никто не понял, что именно произошло, и почему вдруг зрители захлопали: момент выхода второстепенного персонажа отнюдь не был кульминационным в пьесе, и обычно его появление публика воспринимала куда спокойнее.

Потом всё стало ясно. Это были не обычные театральные аплодисменты. Это было захлопывание, т.е. попытка срыва спектакля. Овации и выкрики с мест не прекращались до тех пор, пока Клосинский оставался на сцене.

«Он вернулся за кулисы бледный, как мертвец», – вспоминал позднее тогдашний директор Национального театра Адам Ханушкевич. Он предложил 61-летнему актёру больше не выходить на сцену, пообещав доиграть спектакль без его героя, но Клосинский отказался.

Во втором отделении он вновь появился перед публикой и снова был жестоко освистан. «Хлопали все 1000 человек, сидевшие в зале!» – возмущался директор, отмечая, что, когда всё уже закончилось, члены труппы подходили к своему коллеге и пожимали ему руку в знак поддержки.

Это случилось в январе 1982 года, примерно через месяц после того, как генерал Ярузельский объявил в стране военное положение, сопровождавшееся массовыми арестами и ограничением гражданских свобод. Значительная часть польской интеллигенции встретила военные порядки в штыки, но были и те, кто публично выступал в поддержку Ярузельского. Одним из них Януш Клосинский и оказался.

В старейшем театре страны он служил более десяти лет и, занимаясь не только творческой деятельностью, уделял время партийной работе – артист был секретарём местной ячейки ПОРП (польский вариант коммунистической партии).

В телеэфире со словами поддержки Военному совету национального спасения во главе с Ярузельским он, согласно воспоминаниям директора театра, оказался не по собственной воле. «Нас вызвал министр культуры и сказал: я обращаюсь к вам от имени ЦК с просьбой выступить по телевидению по поводу военного положения». Клосинский не отказался, а вот директора через некоторое время сняли с должности как политически не слишком благонадёжного.

Многих возмутил не только сам факт такого выступления, но и то, что, выражая на всю страну благодарность Ярузельскому за «наведение порядка», он говорил от имени других деятелей культуры. «Это неправда, я не говорил «мы, актёры», а лишь имел в виду, что мы – это часть польского общества», – оправдывался позднее Януш Клосинский.

Виноватым, впрочем, он никогда себя не чувствовал.

А потом наступило 29 января. Кто именно организовал массовое захлопывание артиста, так и неясно. По одной версии, всё устроили оппозиционно настроенные студенты театральных училищ Варшавы, и это была заранее продуманная акция, по другим данным – всё произошло почти стихийно.

Как бы то ни было, сотни зрителей, пришедших в театр в тот пятничный вечер, недвусмысленно выразили своё отношение к поступку заслуженного артиста.

Не особо оспаривая, кстати, право общества на такую реакцию, по сути, Клосинского возмутила форма, которую выбрали участники протеста: «Осквернены храм, театр и великий Выспяньский, поэту просто плюнули в лицо. Это как если бы верующим не понравилась церковь, и они сорвали мессу».

Далее артист предложил свой вариант разрешения спора: «Могли бы сделать это на улице, например, бросив в меня яйцами». Проявил тогда пострадавший и великодушие к зачинщикам: чины из польского МВД готовы были провести расследование случившегося в театре, но артист, по его собственным словам, попросил этого не делать.

Клосинский был далеко не единственным представителем польской интеллигенции, кто в годы военной диктатуры поддерживал власти и был в той или иной форме подвергнут за это обструкции. Актёр Станислав Микульский, лично друживший с Ярузельским, и певец Казимер Ковальский тоже были освистаны во время своих выступлений, а писателю Войцеху Жукровскому пришлось разбирать посылки с собственными книгами, которые массово возвращали его недавние читатели.

После 29 января 1982 года Януш Клосинский, здравствующий и ныне, больше никогда не выходил на театральную сцену.

Однажды, Александр Александрович, вы задали риторический вопрос: «Если я член партии, то непременно карьерист и вообще – говно?» Всякое, знаете ли, бывает...

Владимир ВАРФОЛОМЕЕВ, «ЖЖ», фото РИА «Новости».


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100