фото

Настоящее искусство – удел тех, кто не думает о богатстве и славе. Творческие люди действительно не от мира сего. Витают где-то в облаках, не думают о дне насущном – живут по закону свободы Мысли и Слова. Они избраны Богом для исполнения великой цели: напоминать людям о миссии на земле – любить и жить мирно.

В искусстве зашифрована тайна бытия, заложена энергия Времени. Оно не знает границ. Это придает произведениям вечность: Моцарт, Бетховен, Пушкин, Толстой, Рублев, Шишкин, Майя Плисецкая, Махмуд Эсамбаев. Люди гоняются за вещами и богатством, а умирают от духовного голода. Современное общество принимает глупость за разум, насилие за человеческую силу, страсть за любовь, вседозволенность за свободу. К сожалению, совершенный человек с сильной волей становится редким сокровищем в обществе, и как только он добивается поставленной цели – познает истину бытия – находится предатель, пытающийся стереть его с лица земли. История знает много таких примеров.

А мы сегодня говорим о нашем современнике Викторе Федоровиче Васютине. Он создал балетную школу, которая получила мировую известность. Старенькую добротную казарму во Владивостоке на ул. Фонтанной Васютин превратил в настоящий храм искусства, в котором, словно ангелы, спустившиеся с небес, обитали дети.

Когда В.Ф. Васютина признали как Мастера, начались его личные проблемы в обществе: учителя танца оклеветали, пытались морально «раздавить» в застенках СИЗО.

Трудиться и жить мирно способна только творческая личность. Самый страшный враг в жизни – невежество. Устои общества уничтожаются невежественными людьми в пустой ненависти, зависти, злобе, мести и лжи, такие люди отуманены искусственным величием. В невежественном обществе все приходит в упадок. Вот и искусство стало безликим, как и сама жизнь.

50 лет служил Маэстро Васютин балету. В своих мечтах он видел храм высокого искусства в любимом Владивостоке. Даже в 1974 году при встрече с министром культуры СССР Екатериной Фурцевой говорил только о Приморском театре оперы и балета. Зная успехи педагога-хореографа, Фурцева поддержала Рыцаря Танца:

– Не вы должны меня уговаривать, – говорила Фурцева Васютину, – а я вас…

И вот встреча Маэстро с мечтой состоялась – в октябре 2013 года распахнулись двери долгожданного театра оперы и балета. Теперь у Владивостока на законном основании появился статус города высокой культуры. Дальневосточной столице предоставлена возможность проведения международных конкурсов оперных певцов и мастеров балета.

Два комфортабельных зала театра позволяют осуществлять постановки любого уровня сложности. Наличие подъемных площадок, многоуровневая оркестровая яма, выдвижной балетный пол, уникальное акустическое решение – все это делает театр самым современным в России.

Тернистая дорога к храму вела Васютина 43 года. Специалисты отдела культуры пригласили опального хореографа на открытие театра. Для него это было самым радостным событием за истерзанные судебными волокитами годы. После открытия мы с Васютиным долго-долго беседовали. Было о чем поговорить.

– Виктор Федорович, как вас встречали?

– Я был рад и удивлен. Все меня узнавали, раскланивались и поздравляли. Метаморфоза жизни – вчера гнобили, сегодня уважают...

Решил на неделе сходить к новому руководителю университета, поблагодарить профессорский состав за поддержку. Пришел к ректору ДВФУ. Сергей Владимирович Иванец не предложил мне присесть. Я стоял перед ним у порога кабинета, как нашкодивший студент.

Все же сказал, что хочу предостеречь: такие Куриловы могут и его оговорить, состряпать любое дельце, потому что нет у них ни чести, ни совести. В этой жизни Куриловых интересуют только деньги.

Я человек доверчивый, сразу его и не разглядел. Сначала он был любезный, внимательный, а как добился своего, потерял ко мне интерес. Хотя бы для вида святых 40 дней потерпел. Сразу на второй день начал рубить штатное расписание, увольнять ненужных людей.

– Экс-губернатор Дарькин утверждает, что проект театра продвигал с подачи Ларисы Белобровой – его супруги, это ее заветная мечта.

– Хорошо «мечтать» на готовом материале. Они давно «положили» свой алчный глаз на театр, да тяму не хватило. Когда-то Лариса Белоброва, актриса драмтеатра, присутствовала на экзамене в балетной школе. Во время выступления детей она сидела, насупившись, что-то мучительно обдумывала.

После экзамена я пригласил ее в кабинет и предложил написать свое мнение о школе в книге отзывов. В это время меня вызвали по решению неотложных хозяйственных вопросов. Я извинился, предложил гостье чаю, кофе и вышел из кабинета.

Буквально через 5 минут вернулся, а ее нет, и в книге нет никакой записи. Как это понимать: неграмотная, невоспитанная или завистливая женщина? Хотя бы написала: «Мне не понравилась ваша школа…».

Я попытался ее остановить, она даже не повернулась в мою сторону. Как вы знаете, получил по полной.

Слава Богу, театр открылся, и я увидел его своими глазами. Поднимался по красной ковровой дорожке с сыном Ярославом. Ощущения непередаваемые: и радость, и горечь пережил заново, но радость, конечно, переполняла. Шесть моих учеников будут служить театру!

Как ни старались прихватизаторы вычеркнуть имя Васютина из памяти народной, из трудовых успехов города, не получилось. Историю переписать невозможно. Единственное огорчение – архитектура подкачала, точнее, ее отсутствие. Здание театра не соответствует статусу высокого искусства. Это мое мнение.

– После открытия театра были звонки с поздравлениями?

– Были. У меня душа ликовала. Вся жизнь снова пронеслась в этот вечер: был триумф, потом был страшный вакуум, теперь, думаю, снова пришло признание. За искусство и красоту пришлось претерпеть многое.

Но теперь меня терзают думы: надо этот театр сохранить. Я, как организатор и руководитель, понимаю, как сложно его содержать. Год тому назад меня обещала пригласить к себе в Белый дом госпожа Василькова. Но так и не удосужилась, а у меня есть много хороших идей.

Как бы Храм опять не заполнили менялы. Они могут организовать показ легкомысленного шоу – устроят просто концертный зал. Необходимо сохранить и балетную школу. Дети тоже могут танцевать классику. Я это показал на отчетных концертах.

– Опять та же госпожа Белоброва как-то сказала в интервью: «Мы должны признать, что хореографическая школа Владивостока по своему уровню не имеет ничего близкого с подобными школами Москвы и Санкт-Петербурга. Как ни прискорбно это сознавать, но с этим ничего не поделаешь…».

– Публичным людям: артистам, политикам, педагогам надо знать историю города, тогда не будет подобных нелепиц.

Наша балетная школа восхищала не только российскую публику, но и иностранцев. Американцы, французы, японцы высоко оценили способности приморских детей. Есть фильм о нашем балете, восторженные публикации и многочисленные фотографии.

– Я брала интервью у Мстислава Запашного. Спросила, чем удивил его Владивосток. Первое, что он отметил – это открытие театра оперы и балета, которое стало событием года, а вы даже не почетный житель города…

– Без комментариев. Чиновники должны были гордиться моей школой, а не делать на ней деньги. Все-таки Екатерина Фурцева была мудрым политиком, заботилась о культурном наследии страны.

Сейчас спорт широко набирает обороты. Это хорошо. Дети с малых лет заняты полезным делом, не носятся неприкаянно во дворе, значит, это спасет их от наркотиков.

Но надо поднимать и культуру. Если бы Владимир Владимирович полюбил искусство, так, как он любит спорт, можно было бы снова горы свернуть!

Все ищут национальную идею, так она на поверхности: поднимем культуру и спорт, и Россия встанет с колен. Другое дело, кому это надо?.. Давно известно, что искусство воспитывает патриотизм, а это выше, чем достижения в любом виде спорта.

Культура и спорт – это две ноги одного организма. Они по природе своей идут в одном направлении, а не рвут организм на части. Патриарх Кирилл в своей проповеди говорит о много чего, но ни он, ни Путин ни разу не затронули проблему культуры. Это меня очень настораживает.

– Для патриарха все, что связано с культурой, – лицедейство. Но танец – язык интернациональный. Он понятен абсолютно всем.

– Ко мне в школу приезжали люди из Канады, Франции, Кореи и Японии, не надо было никому ничего объяснять и доказывать.

Секретарь крайкома Павел Афанасьевич Антохин говорил: «Вот Васютин выпускает своих буденовцев, и зал рукоплещет. Не надо никаких лозунгов, народ кричит: «Ура!», и слеза прошибает».

Советскую власть оплевали, а у них было больше ответственности и любви к искусству, чем у нынешнего правительства.

По поводу патриарха, меня приглашали на открытие католической церкви во Владивостоке. Я подготовил балет «Шопениана». Святой отец не скрывал слез умиления, когда танцевали дети. Красота равна святости. Высокое творчество поднимает дух. А наша церковь прячется за обрядами от всего живого. Господь им судья.

Сейчас проводится целенаправленная политика – поставить Русь на колени. Можно при желании восстановить заводы и фабрики, но страшно, когда ломают душу… Веками воспитывалась духовность народа. За 20 лет разрушили все до основания.

Слажено работает программа Даллеса. Никита Михалков поставил фильм о мертвой деревне «Чужая земля». Как-то в программе TV «Поединок» политики бились в истерике: программа Даллеса – выдуманная фальшивка. На что Михалков спокойно парировал: «Фальшивка? А почему же тогда все состоялось по плану?»

фото

Ломают Русь при помощи русских дураков. Как-то я спросил у депутата государственной Думы С.П. Горячевой: «Неужели в партии «Единая Россия» нет умных людей, которые понимают, куда это ведет?». Она ответила: «Почему нет? Есть. Но их сразу убирают».

А помните, господин Кох был вторым человеком в стране после Ельцина. Он сбежал в Америку и выступил в прессе, что русских надо уничтожить, потому что они мешают жить и развиваться всем остальным.

Если бы телевидение, ящик Пандоры, нам не мешало… Я считаю, что телепередачи помогают обществу деградировать. Галкин женился, извините, на бабушке – попса захлебнулась в восторге. И пошел бум – бабушки стали нарасхват.

Недавно показали фильм «Сын отца народа». Спасибо режиссеру, который показал Сталина нормальным человеком, как он переживал за Россию. Я часто задаю журналистам вопрос: «Если бы в войну у власти стояли Горбачев, Ельцин или Путин, мы бы победили?» В ответ скорбное молчание.

Обратите внимание, чем больше они порочат советскую власть, тем больше людей от них отворачивается. Рейтинг «Единой России» падает. Они уже не знают, каким местом повернуться, начинают заигрывать с народом, а игры до добра не доводят. Зачем же все валить на Сталина?

После перестройки повременщики у власти трижды перешагнули количество жертв, которые были при Сталине. Сколько парней положили в Афганистане, Чечне и при переделе государственного имущества? Ради чего гибли молодые дееспособные люди?

Мне запомнились высказывания русских народных актрис Талызиной и Марковой. Маркова как-то сказала: «Я русское хочу!». А Валентина Талызина с горечью призналась: «Я только теперь поняла, что нас уничтожают».

Умерла талантливая актриса Наталья Богунова, и никто из театра не пришел проводить ее в последний путь. У Татьяны Догилевой спросили: «Какую вы получаете пенсию?» Она ответила: «Стыдно сказать – 7000 рублей». Как можно прожить на такие деньги?

Зато государственные чиновники гордо рассказывают, что перечисляют свою пенсию в фонд мира. Широкий жест с барского плеча.

– Извините, а у вас какая пенсия? Вам хватает?

– Хватает, потому что больше не дают. Получаю 8000 рублей. Я 50 лет отдал служению искусству, воспитывал в детях патриотизм, величие духа и красоту души. За квартиру заплачу, и жить не на что. Это и есть геноцид русского народа.

* * *

Беседа наша затянулась. Не буду пересказывать подробно. О его нелегкой судьбе было много публикаций, читайте книги Виктора Васютина.

В автобиографической книге «Звезда и крест» талантливый педагог показал свой жизненный путь, усыпанный шипами и розами, как пронес по жизни то ли дар божий, то ли крест божий. Творчество выше молитвы – это беседа с Творцом. Развращенные властью дельцы истребляют праведников, называя их мятежниками,

– Как дальше жить будем?

– Будем жить, отравленные горечью, и уповать на иммунитет. На днях купил баночку сайры, на банке выдавлено – 1 рубль! Живем еще продуктами СССР и обливаем его грязью.

Нас уверяют: забудьте, что было раньше, забудьте, что вы русские. За эти 70 лет было не только плохое, но и много хорошего: целину подняли, Днепрогэс возвели, в космос полетели – была могучая Держава.

Русских все уважали, русских не избивали за границей и в тюрьму не сажали, а теперь окружили себя бандитами, ворами и на жизнь жалуемся. Сердюков украл немыслимо сколько, а до сих пор на свободе. Правительство не способно разобраться с такими «деятелями».

Меня возмущает преклонение перед западом. Россия всегда была велика талантами, теперь нам надо ждать, пока кого-то из наших за границей признают. Почему мы должны копировать даже слова американские, например, дебильно-щенячье – «Вау!».

А обращение: «Дамы и господа!». Вы можете представить соседку тетю Катю госпожой? Раньше привечали – сударь и сударушка! Красиво, доброжелательно, что значит, чистота русского слова!

Сейчас идешь по улицам, и создается впечатление, что мы живем в оккупированном городе. Нет ни одной нормальной вывески – все иностранщина. Кому это надо? Где наше слово? Где наша русская культура? Мы действительно живем в оккупации…

А на телевидении как ведут себя ведущие? Только и слышишь: «Круто, лажа, чувак, ничего себе!» Блатной жаргон. Как это, «ничего себе», себе и ничего?

Это и есть конец света. Нечисть подтягивается к России со всех сторон. Нас грызут с вожделением, как шакалы, и мы позволяем – этому способствует наше правительство, Москва продажная, извините за грубость.

Мы едим отравленные продукты, у нас ничего не производится, радуемся импорту. Страшная лекарственная атака направлена на разрушение здоровья нации. Сделали из могучей державы сырьевой придаток.

Когда я еду из Владивостока в Спасск, то сердце сжимается от боли – все поля заброшены, поросли сорняком. Завтра нас могут уморить голодом. Позорище! На богатой земле своего ничего не выращиваем.

Я не верю, что правительство не видит эти «убитые» поля. Ведают, что творят.

В очередной раз меня удивил Владимир Путин, когда обратился к человеку, как бы с благодарностью, была трансляция опять же по телевизору: «Мужик! Ты настоящий мужик!» Заглянул бы в словарь Даля. «Мужик» – невежественный, темный, необразованный». Он оскорбил или поблагодарил хорошего человека?

Самое страшное, после него эту заразу все подхватили: «О, ты хороший мужик! О, ты настоящий мужик!» Разве можно так относиться к своему народу? Кругом безмозглые поступки.

А сколько талантливых педагогов уволили без выходного пособия… Теперь не нужны образованные воспитанные люди, оно и понятно, темными легче управлять.

В суде я так и говорил: «Да, я виноват, что у меня нет проституток и наркоманов, что мои воспитанники не ругаются матом, не пьют, правильно сидят за столом, умеют пользоваться столовыми приборами – знают, в какой руке держать вилку и в какой нож, приветствуют всех с почтением, доброжелательно».

Такие педагоги сегодня не нужны. Опасная тенденция. Почему нужны годы, чтобы все увидели это воочию?

Скажите, ну зачем госпоже Васильевой (экс-глава департамента имущественных отношений Минобороны РФ) столько бриллиантов? Я свою последнюю зарплату отдавал на ленточки, на блесточки, чтобы шить концертные костюмы, когда не было возможности, но на меня надели наручники и отравили мою жизнь судебными разбирательствами.

Так кому сейчас служат судьи? Сатане?.. О каких принципах можно говорить? Надо сказать, судьи расписались в собственном непрофессионализме – признали, что мое «дело» сфабриковано. Недавно слышал в народе разговор, мол, надо бы построить больницу, а денег нет. На самом деле все очень просто: забрать наворованные деньги у Сердюкова и бриллианты у Васильевой. Можно построить не только больницу, но и балетную школу, и решить другие проблемы страны.

– А чудеса в жизни бывают?

– Ну как без них! У меня на усадьбе в Спасске каждый год цвела калина. Когда меня в 2005 году осудили, калина моя вдруг не только перестала плодоносить, но даже листьев не распускала, и я решил ее вырубить. Пришел в сад, посмотрел веточку, а она живая. Я жалел ее, приговаривал: «Проснись, голубушка, проснись!»

И вдруг, когда меня в марте 2013 года оправдали, калина зацвела, да так пышно. Разве это не чудо?! Кисти свисали до самой земли, склонялись передо мной. Оказывается, все эти годы калина оплакивала меня, разделяла мое горе. Настоящая верная подруга.

В этом году богатый урожай – и варенье наварил, и насушил, и людям раздал. Я понял, жизнь все-таки прошла не зря. Как только ни обливали нечистотами, а храм искусства вознесся моими молитвами на берегах Амурского залива.

Васютин создал 5 балетных школ в Приморском крае. Венцом его работы стала школа на Фонтанной. Виктор Федорович всю жизнь посвятил развитию культуры в крае. Ученики Васютина танцуют в лучших театрах мира и России. А еще отличник просвещения озвучил национальную идею: развивать науку, искусство, спорт, и качество жизни многострадальной Росси изменится.

Истинное искусство отбрасывает все фальшивое, оно выше политики.

И дай Бог Виктору Васютину жизненных сил, творческой энергии, последователей и почитателей его таланта, а нам ясности ума и умения слышать свое сердце, понимать, что плохо, а что хорошо. Все в мире меняется, но сила искусства остается вечной.

Наталья БРИЗ.


P.S. В.Ф. Васютин – заслуженный работник культуры Российской федерации, ветеран труда, лауреат премии журнала «Балет». Наш земляк награжден многими медалями и правительственными наградами. Он должен получить статус «почетного жителя города Владивостока».

фото

В редакции газеты «АВ» продается книга Васютина «Звезда и крест».