Взаимоотношения искусства и религии Сложная — потому что эти сферы, как и любые другие сферы человеческой деятельности, никогда не были разделены непреодолимой перегородкой. Напротив, тесно соприкасаясь, они, взаимосвязанные множеством различных каналов, нередко как бы перекрещивались, иногда — проникали друг в друга. В силу этого и распространилось представление о сходстве и даже некоторой родственности этих сфер, имеющих на самом деле принципиально различное, в известных пределах диаметрально противоположное значение в жизни общества. Более того, по причине длительного господства религии над искусством укоренилось неверное представление о характере их взаимоотношений, прежде всего о роли религии в развитии искусства.

Чаще всего можно встретить мнение — расхожее не только среди представителей религиозного мировоззрения, - будто бы религия и церковь если и не создали искусство, то уж во всяком случае лелеяли и защищали его. Это. заблуждение стало, к сожалению, широко распространенным обывательским представлением. Основано оно, как и всякий предрассудок, на полу знании.

Объективное, с позиций марксистско-ленинского учения, рассмотрение истории искусства, истории религии и их общей истории (то есть истории религиозного искусства) убедительно показывает: подобное представление не имеет под собою никаких научных оснований. Роль религии в развитии искусства, как и вообще в жизни общества, была сторонниками религии, во-первых, извращена, во-вторых, преувеличена. Извращение состоит в том, что эта роль нигде и никогда не была столь однозначно и безоговорочно положительной, как это нередко изображается. Напротив, в общем и целом эта роль была негативной. Позиция религии и церкви по отношению к искусству всегда и всюду была агрессивно тенденциозной и потребительски корыстной.