Мы продолжаем онлайн-программу Школы гражданского просвещения 2019 года.

Для тех, кто пропустил первую и вторую сессии, мы подготовили их текстовые расшифровки (Беседа с Борисом Макаренко и Беседа с Ириной Бороган и Андреем Солдатовым. Теперь можно быстро наверстать упущенное ;)

В мае нас ждет очередная встреча. На этот раз с сопредседателями Московской Хельсинской группы Вячеславом Бахминым и Дмитрием Макаровым.

Тема сессии: Гражданственность как ценность и как действие: http://civiceducation.ru/story/35758/.

Вот круг вопросов, которые мы предлагаем в преддверии этой встречи (как экспертам, так и участникам форума): Что такое гражданственность? Любая ли общественная активность является гражданской (например, благотворительность, волонтерство и в целом добрые дела)? Что такое гражданское просвещение, и чем оно отличается от других видов просвещения (например, научно-просветительских лекций)? Почему гражданственность важна и что от неё зависит?

Так что надеемся этой сессией нам совместно удастся расставить все «отправные» акценты для дальнейшей работы, и для начала понять, почему не образование, а просвещение, и почему просвещение - гражданское.

Сессия состоится 15 мая, начало в 19 часов по московскому времени.

Присоединиться к беседе можно
через сайт Школы: http://civiceducation.ru
канал в YouTube: https://www.youtube.com/user/MoscowSchool/videos
или страницу в Facebook: https://www.facebook.com/civiceducationschool

Участники из Москвы приглашаются на сессию очно - в круглый зал Сахаровского центра по адресу Земляной Вал, 57, строение 5.

А пока, в ожидании встречи, делюсь специальным курсом от Андрея Колесникова для самостоятельного исследования. Он называется: Археология гражданского (само)сознания: истоки, идеи, лица.

И состоит из одноименной книги Андрея Колесникова: http://civiceducation.ru/files/2019/02/Kolesnikov_final.pdf

А также рекомендованного им списка для чтения и просмотра:

- Крамола. Инакомыслие в СССР при Хрущеве и Брежневе 1953-1982. Рассекреченные документы Верховного суда и Прокуратуры СССР, М. 2005

- Александр Твардовский, Новомирский дневник в 2 томах, М., 2009 – любые фрагменты

- Александр Галич, Геннадий Шпаликов – любая подборка стихов

- Наталья Горбаневская, Полдень. Дело о демонстрации 25 августа 1968 на Красной площади. М., любое издание

- Мераб Мамардашвили, Европейская ответственность; Вильнюсские лекции по социальной философии, М., 2012 http://rubooks.org/book.php?book=1845&page=8

- Сесиль Вессье, За нашу и вашу свободу! Диссидентское движение в России, М., 2015

- Петр Вайль, Александр Генис, 60-е. Мир советского человека, любое издание

- Илья Эренбург, Люди. Годы. Жизнь, том 3, книга 7

- Фильм «Июльский дождь» Марлена Хуциева

- Фильм «Комиссар» Александра Аскольдова

- Лариса Мондрус, «Твист с космонавтами» https://www.youtube.com/watch?v=tg_7FquN9cE

- Б.М. Фирсов, Разномыслие в СССР, 1940-1960-е годы, Спб, 2008

- В. Лакшин Новый мир во времена Хрущева, М., 1991

- Н. Митрохин Русская партия. Движение русских националистов, 1953-1985, М., 2003

- Дина Каминская, Записки адвоката, М., 2009

- Юрий Буртин. Исповедь шестидесятника, М., 2003

- 5 декабря 1965 года в воспоминаниях участников событий, материалах самиздата и т.д., М., 2005

- А за мною шум погони. Борис Пастернак и власть, документы 1956-1972, М., 2001

- Василий Аксенов, Звездный билет; Таинственная страсть – любое издание

- Сергей Гандлевский, повесть «Нрзб», пьеса «Чтение»

- Юрий Трифонов, «Дом на набережной», «Обмен», другие московские повести и-или роман «Время и место»

- Владимир Кормер, роман «Наследство», пьеса «Лифт», статья «Двойное сознание интеллигенции и псевдокультура»

- «Из-под глыб», сборник, 1973

Ключевая идея курса — изучить истоки пробуждения гражданского самосознания, которое ведет к появлению слоя думающих людей и будущей коалиции за перемены в стране; проникнуться духом времени, чтобы понять его. Понять 1940–1980-е — чтобы увидеть: история гражданского самосознания началась не сегодня утром, до Facebook и Telegram были свои социальные сети — гитары, магнитофоны, самиздат, тамиздат; до «Маяка» и «Жан-Жака» — «шалманы», «квартирники» и кухонные разговоры. Мы стоим на плечах гигантов, которые стоят на плечах других гигантов и эта преемственность длится не один десяток лет. В истории пробуждения гражданского сознания есть и свои закономерности, и повторяющиеся сюжеты, что позволяет лучше понять возможности общества граждан в дне сегодняшнем.

Я бы рекомендовала начинать со списка, а завершать это исследование книгой Андрея. А после мы наверняка найдем возможность обменяться мнениями об этом.

До встречи 15 мая в 19:00,
тьютор Школы гражданского просвещения,
Светлана Шмелева