фото

Подходит к концу 2015 год, который ознаменовался 70-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне, а также 70-летием победы человечества над фашизмом во Второй мировой. С каждым годом наше общество теряет участников тех событий, а ведь они непосредственные носители исторической информации о тех годах.

Мы понимаем, что годы берут свое, искажая в памяти каждого человека имена и хронологию событий, даты, звания и должности. Воспоминания и оценки ветеранов субъективны, но эта информация становится бесценной, когда даже сухая архивная справка не может дать ответ на интересующий вопрос. Ситуация с недостачей информации в исследовании события, связанного с Советско-японской войной, затронула и нас.

фотоВ 1930-е годы в Приморье вместе с созданием оборонительных укрепленных районов создавалась густая сеть аэродромов морской авиации. Эти действия диктовались обстановкой во внешней политике СССР на Дальнем Востоке на фоне экспансии японской Квантунской армии в Северо-Восточной Азии. Непосредственное соседство с японским агрессором заставило Советский Союз укреплять свои оборонительные рубежи на Дальнем Востоке.

Напряженная ситуация в регионе сохранялась и во время Великой Отечественной войны. Но после разгрома фашизма на западных фронтах, Советский Союз на конференциях в Ялте и Потсдаме взял на себя союзническое обязательство после трех месяцев со дня окончания войны с Германией начать боевые действия с Японией – последним государством «оси».

8 августа 1945 года советское правительство объявило войну Японии, 9 августа начались активные боевые действия советских войск на 1-ом и 2-ом Дальневосточном, а также на Забайкальском фронте. Две недели активных боевых действий советских войск в Манчжурии и Северной Корее, а позже и на Южном Сахалине, островах Курильской гряды ознаменовались победой советского оружия над японским милитаризмом.

Тихоокеанский флот и его авиация принимали в войне активнейшее участие. 3 сентября был объявлен Днем Победы над Японией. Эти факты Второй мировой войны отражены в школьных учебниках по истории России и известны всем гражданам нашей страны. Но вопросы о частностях в событиях Второй мировой войны начинают интересовать человека, когда им овладевает живой интерес к истории, особенно если эта история имела место быть в том месте, где человек проживает. В связи с этим нужно отметить, что интерес приморцев к краеведению растет год от года, несмотря на отсутствие популяризации истории края среди широких слоев населения, а также отмену уроков краеведения в большинстве школ Приморья.

Эту статью заставило написать нас желание найти дополнительную информацию о единственной потере среди американских гидросамолетов, поставленных в СССР по ленд-лизу, которую понес Тихоокеанский флот. Потеря этого гидросамолета заинтересовала нас по вышеупомянутой причине – четыре из семи членов экипажа гидросамолета похоронены на берегу бухты Спокойной Находкинского городского округа, на территории которого проживают те исследователи, которые занимались изучением гибели данного гидросамолета, в том числе и автор данной статьи.

Катастрофа произошла на второй день Советско-японской войны, 10 августа 1945 года, около бухты Спокойной, что находится на восточном побережье Приморья.

10 августа 1945 года в 12.00 экипаж в составе 7 человек вылетел на гидросамолете PBN-1 «Nomad» («Каталина») 3-ей авиаэскадрильи 16 морского дальнеразведывательного авиаполка Военно-воздушных сил Тихоокеанского флота из базы в бухте Суходол к побережью Кореи приблизительно на широту мыса Болтина (ныне мыс Мусудан, КНДР) для выполнения боевого задания – поиск в море кораблей и транспортов противника и наблюдение за ними с целью последующего наведения на них сил минно-торпедной авиации ТОФ.

Полет был рассчитан на 7 часов. Последнее радиосообщение экипаж передал в базу в 20.44, на этом связь прекратилась. По истечению отведенного времени самолет в базу не вернулся, поиски 11 августа (участвовало три PBN-1) результатов не дали. Тела четырех летчиков были обнаружены в 80 км. к юго-востоку от Суходола рыбаками рыбокомбината в бухте Тазгоу (ныне бухта Спокойная) и захоронены 20 августа 1945 года на берегу этой бухты.

Были захоронены:

командир отряда, капитан Фролов Иван Васильевич;

штурман отряда, лейтенант Шестаков Александр Иванович;

техник бортовой, техник-лейтенант Мирошкин Петр Иванович;

воздушный стрелок-моторист, ст. краснофлотец Девятков Константин Михайлович.

Считаются пропавшими без вести:

летчик, мл. лейтенант Ведерников Виктор Павлович;

радист-оператор радиолокационной установки, сержант Янчук Анатолий Владимирович;

воздушный стрелок, сержант Корсунский Иван Михайлович.

Причина гибели экипажа неизвестна до сих пор, ровным счетом как и причина того, почему самолет сбился с курса при возвращении в базу.

В связи с отсутствием информации о причинах гибели экипажа, а также отсутствием обстоятельств захоронения тел погибших летчиков (по одной из версий, их похоронил местный гарнизон, а группа из 16 авиаполка не смогла добраться из Суходола до бухты Спокойной на процесс опознания), просим откликнуться на эту статью ныне здравствующих ветеранов 16 отдельного морского дальнеразведывательного Порт-Артурского Краснознаменного авиаполка ВВС ТОФ, которые принимали участие в Советско-японской войне, а также родственников ветеранов, не доживших до наших дней, которые смогли бы предоставить при возможности копии фотографий, писем и дневников ветеранов, а также пересказать нам их воспоминания о службе в полку.

Мы хорошо понимаем, что ныне живущим бывшим летчикам, механикам и обслуживающему персоналу 16 авиаполка ВВС ТОФ под 90 и за 90 лет. Но эти люди могут приоткрыть нам завесу тайны вокруг гибели экипажа, а также поведать нам об опыте службы и общения с погибшими летчиками.

Если Вы являетесь бывшим служащим 16 отдельного морского дальнеразведывательного Порт-Артурского Краснознаменного авиаполка ВВС ТОФ, принимавшим участие в Советско-японской войне августа 1945 года, или родственником ветерана, который служил в этом полку в период войны с Японией и поведал Вам свои воспоминания о военных годах полка, убедительно просим Вас позвонить по телефону +7 (914) 689-91-19 или связаться с нами по электронной почте [email protected].

Голосов Владислав,

студент ДВФУ, член клуба «Находкинский родовед»

фото из семейных архивов.

фото