фото

Кого здесь наказывать, кого привлекать, сроки прошли. Это скорее историческая проверка... Тайной гибели самолета «Савоя C.55X» в Хабаровском крае занялось следствие через 80 лет.

Облик пассажиров и экипажа, разбившихся в 1935 году на самолете «Савоя C.55X» на востоке Хабаровского края, попытаются восстановить по методу портретной реконструкции Герасимова.

Сейчас все костные останки (193 ед., в том числе и 5 черепов), изъятые в п. Лазарев Николаевского района доставлены в Хабаровск. В КГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» назначена первая судебно-медицинская экспертиза.

На месте крушения самолета с 28 сентября по 5 октября с.г. работала бригада следователей и экспертов-криминалистов Дальневосточного следственного управления на транспорте СКР (Комсомольской отдел на транспорте), а также группа от Хабаровского краевого отделения ВООПИиК (Общественный совет по изучению и сохранению исторического наследия российского Дальнего Востока).

Это была завершающая экспедиция, которая призвана не только попытаться раскрыть тайну гибели самолета через 80 лет, но и после всех экспертиз, в том числе судебно-медицинской генетической идентификации, захоронить пассажиров и экипаж в братской могиле в Хабаровске. Их останки все эти годы лежали на земле на месте аварии на горе, и только часть из них, по инициативе местных жителей, набредших на обломки самолета, несколько лет назад была прихоронена на краю местного кладбища в п. Лазарев. Сейчас все останки собраны у экспертов.

Пролетел на север

Пассажирский гидросамолет (катамаран) «Савоя C.55X» (борт № СССР Л-840) 26 июня 1935 года вылетел по маршруту Александровск-Сахалинский (административный центр Сахалинской области) – Хабаровск. На борту было 9 пассажиров, включая ребенка и 3 члена экипажа – всего 12 человек. Полетное время в пути – 5 ч. 20 мин., протяженность – 1200 км (через п. Де-Кастри).

С Сахалина борт взлетел 26 июня 1935 года в 10 ч. 40 мин. Больше его никто не видел. Сейчас можно понять, что разбился самолет примерно через час полета, ориентировочно после 12 ч. дня (последний радиосеанс был в 11 ч. 58 мин., должен был выйти на связь через 1 ч. 10 мин.).

Маршрут гидросамолета лежал от Александровск-Сахалинского через Татарский пролив с заходом на материк (ворота материка) в районе оз. Большие Кизи, и далее, оставляя слева п. Де-Кастри, поворачивая курсом к п. Софийск, выйти на Амур. И по реке, как по путеводной нити, в Хабаровск, по правой стороне.

Однако, из-за тумана, командир корабля, прославленный летчик, спасатель челюскинцев, Александр Светогоров ворота материка почему-то пролетел. Он взял курс на север, и пролетев еще 50 км, оказался за п. Лазарев, в районе р. Тыми.

По одной из версий, именно по этой реке, он намеревался выйти на Амур, однако не учел, что все реки в этом районе текут в другую сторону – в Татарский пролив (за перевалом, на границе Ульчского и Николаевского районов все реки текут наоборот от Татарского пролива в Амур), и таким образом, ориентируясь по реке, зашел по ней в каменную ловушку из гор – в верховья Чертова хребта.

На небольшой высоте самолет задел макушку лиственницы, оторвал одну лодку, потом машину резко повернуло против оси и следующий удар уже пришелся по кабине пилота (нами найдена рулевая колонка, которая переломилась пополам, штурвалы в виде рулей обломаны по кругу). При таких ударах, вряд ли кто выжил...

Поиски Светогорова

Вот что передавало ТАСС 3 июля 1935 года: «Пропал самолет под управлением пилота Свя[е]тогорова. Гидросамолет «Л-840» под управлением пилота Свя[е]тогорова, вылетевший 26 июня из Александровска на Сахалине в Хабаровск, до сего времени не прибыл к месту назначения. На борту самолета кроме пилота, борт-механика и радиста, 8 пассажиров. 26 июня в 11 часов 30 минут радист аэропорта Нижне-Тамбовска принял радиотелеграмму от Свя[е]тогорова «Лечу в тумане, потерял ориентировку, сообщите погоду». Сводка о погоде была переда на Свя[е]тогорову. Больше от него радиотелеграмм не поступило. В день вылета из Александровска погода была пасмурная, но летная. На поиски Свя[е]тогорова послали 4 самолета. Оповещены пароходы, находящиеся в Татарском проливе».

И вот сообщение ТАСС через неделю, 11 июля 1935 года: «На поиски самолета Свя[е]тогорова. Поиски самолета Свя[е]тогорова продолжаются всеми средствами. Пока местонахождение его не обнаружено. Пилот Мазурук, начальник политотдела управления гражданского воздушного флота Остапенко, вылетевшие для проверки сообщения, будто бы самолет Свя[е]тогорова замечен направимшимся в долину реки Медвежьей, вернулись обратно. Признаки самолета не обнаружены. 7-го июля утром Мазурук и Остапенко снова вылетели в поиски».

Ранее, 1 июля 1935 года на заседании бюро Далькрайкома ВКП(б) (протокол №107) была образована комиссия по розыску самолета в составе: Остапенко, Лапина и Западного (Кессельман) – начальника УНКВД по Хабаровской области.

На разбившийся самолет «Савоя C.55X» набрели охотники. Он упал в 67 км от п. Лазарев Николаевского района Хабаровского края (тогда это было нп. Лазарево Нижнеамурского района в составе Нижнеамурской области, где областной центр – г. Николаевск-на-Амуре Дальневосточного края), на горе Медвежьей Чертова хребта, в верховьях р. Тыми.

Уже 31 августа 1935 года на заседании бюро Далькрайкома ВКП(б) (протокол №121) было сделано заключение комиссии дальневосточного краевого комитета ВКП(б) по материалам обследования дальневосточного территориального управления Гражданвоздухофлота (в составе комиссии: Барминский – особый отдел ОКДВА и УГБ, Листовский – крайком комсомола, Хорин – ОВС ОКДВАрмии, Мильвид – ОВС ОКДВАрмии).

В частности, в главе VIII заключения «Катастрофа Светогорова» указано, что причиной стала «нелетная погода». Там же написано, что Светогоров в дни перед катастрофой был явно перегружен, совершил с 24 июня несколько перелетов с Сахалина в Хабаровск и обратно, сидел на трассе на вынужденных посадках. В июне 1935 года за 15 дней налетал 75 часов, выполнив всю месячную норму.

26 июня 1935 года борт, прилетев из Хабаровска на Сахалин ранним утром (в 7 ч. 05 мин.) через 3 часа, был затребован диспетчерской телеграммой на возврат в Хабаровск.

Причем, когда уже после катастрофы стали разбираться, то диспетчер Бураго в Хабаровске не смог пояснить, почему он отправил такую телеграмму и зачем так срочно в Хабаровск потребовалось возвращать самолет.

Установлено, что 15 сентября 1935 года гидросамолет «Савоя C.55X» – борт № СССР Л-840 (заводской №10531) был исключен из реестра самолетов Гражданвоздухофлота (ГВФ), где был приписан к 13-му гидроотряду дальневосточного управления ГВФ (база в Хабаровске).

Повторимся, все эти годы, к месту авиакатастрофы было совершено, предположительно, до восьми подходов, но останки людей так и лежали нетронутыми. Растаскивали только самолет и ценные вещи.

Что осталось от самолета?

Спасти два самолетных двигателя (силовые установки «Изотта-Фраскини Ассо» – «Isotta-Fraschini Asso 750») от «металлистов» решился местный житель – энтузиаст Иван Шило. В августе 2008 года он с сыновьями проделал целую операцию по поднятию с горы движков. Они к слову, в отличном состоянии и один из них можно хоть теперь запускать. Двигатели «Савои» теперь находятся в Комсомольске-на-Амуре и по материалам доследственной проверки ДВСУТ, переданы на ответственное хранение Ивану Шило.

Что же касается «запущенной» в СМИ версии, что Светогоров спасся*, и еще с кем-то вышел на берег Татарского пролива, где был принят за беглого каторжника и убит, не выдерживает никакой критики.

Уже в 2006 году работники местного леспромхоза, пробивая просеку в тех местах, где разбился самолет, нашли серебряные часы Буре (№518750) с дарственной подписью: «тов. Свя[е]тогорову А.П. за успешный перелет Хабаровск-Камчатка 31[0].VI-29.VII.33 г. ПП ОГПУ ДВК» (теперь эти часы в запаснике Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова).

Там же, на месте аварии, был найдет кожаный чехол – Грамота на знак «Почетный работник ВЧК-ГПУ (XV)». Именно этим знаком «За участие в спасении челюскинцев» 7 июля 1934 г. был удостоен Александр Светогоров. Ему присвоено звание «Почетный чекист», также он награжден знаком «Почетный работник ВЧК-ГПУ (XV)» к 15-летию ВЧК-ГПУ. В самолете больше никто такой награды не имел!

Правда, кроме «корочки» Грамоты, внутри нее ничего не сохранилось. Об этом нам рассказал местный лесник и краевед Александр Приходько. Именно ему передали лесорубы в 2006-м эту реликвию, а он в сентябре с.г. отдал ее в Приморскую региональную молодежную общественную организацию «Поисковое объединение «АвиаПоиск», ее руководителю Ярославу Ливанскому, который приезжал из Владивостока на место аварии самолета в п. Лазарев.

Также во Владивосток уехала и именная табличка (шильдик) «Первачу к-[расно]ф[лот]цу Шереметьеву А. от личного состава Мор-авиа-парка». Антон Васильевич Шереметьев был директором Тымовской машинно-тракторной станции (МТС) на Сахалине и был пассажиром того злополучного рейса. При нем был наградной пистолет Коровина (ПК), он вез около миллиона рублей (выручка МТС) в Хабаровск вместе с главбухом Степаном Щетининым. Но, как уверяет все тот же лесник Приходько, «пистолет рассыпался в руках у лесорубов», от него осталась только табличка. Что касается денег, то их в наше время не находили. А есть информация, что место аварии посещала бригада НКВД.

Ну и уже в последней экспедиции, на горе, на месте аварии, был найден фрагмент манжеты рукава с галуном (тремя лентами) командира корабля. Это рукав кителя Светогорова!

Историческая проверка

Сейчас по факту найденных человеческих останков на месте катастрофы самолета «Савоя C.55X» комсомольский отдел на транспорте ДВСУТ СКР проводит доследственную проверку.

Как пояснил заместитель начальника комсомольского отдела Дальневосточного следственного управления на транспорте СКР Константин Тихоньких, с момента событий прошло 80 лет, сроки давности все давно вышли. Кроме того, тогда действовало другое законодательство и не было в Уголовном кодексе статьи о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности крупный ущерб и смерть более двух лиц (нынешняя ст. 263 УК РФ).

– Кого здесь наказывать, кого привлекать, сроки прошли, – говорит Константин Тихоньких. – Это скорее историческая проверка. Но мы примем все меры к установлению всех обстоятельств гибели самолета. Все документы, касающиеся полета воздушного судна, его движения, – мы уже запросили.

И по самой последней информации, судебно-медицинский эксперт попробует восстановить с помощью антропологической реконструкции по методу портретной реконструкции М.М. Герасимова облик пассажиров и экипажа «Савоя C.55X». Известно, что метод восстановления лица по черепу предоставляет возможность осуществить прямое сопоставление физического типа людей прошлого и настоящего.

Археолог, доктор исторических наук, Михаил Герасимов за свою жизнь создал целую галерею портретных реконструкций исторических лиц. Теперь предстоит восстановить облик летевших на самолете «Савоя C.55X». Фотографии Александра Светогорова уже переданы эксперту.

Константин Пронякин,

участник экспедиции

Хабаровск – п. Лазарев – гора Медвежья Чертова хребта – Хабаровск.

P.S. Как пояснил председатель Общественного совета по изучению и сохранению исторического наследия российского Дальнего Востока (штаб-квартира в Хабаровске) Геннадий Басюк, пассажиры и экипаж самолета «Савоя C.55X», по желанию родственников будут захоронены в братской могиле на центральном кладбище в Хабаровске. Для разрешение на захоронение Совет подготовил и вручил письма мэру Хабаровска Александру Соколову и губернатору Хабаровского края Вячеславу Шпорту.