фото

(Воспоминания о директоре хореографического отделения Владивостокского института искусств ВИКТОРЕ ФЕДОРОВИЧЕ ВАСЮТИНЕ)

«…Белый Лебедь сгорает в космической мгле

Одинокой свечой во спасенье…»

Поэтесса Галина Якунина В.Ф. Васютину

«… Он понял очень рано, что танец – это поэзия тела. Он чувствовал это в себе денно и нощно. И был летящим человеком. И все, кто видел его одухотворенное лицо, понимали, что перед ними Личность, отмеченная Богом».

Журналисты Нина Василевская, Иван Зюзюкин

Великое искусство – балет! Великий волшебник, превративший мою толстенькую одноклассницу в маленькую фею, танцующую польку Рахманинова на школьном празднике сахалинской школы забытого Богом поселка Леонидово. Родители феи выписывают журнал «Советский балет», а в нем юная Жизель – дебют Катеньки Максимовой, ученицы Галины Улановой. И вот уже теплоход «Якутия» везет нас во Владивосток по серому Японскому морю. Вот и прекрасная бухта Золотой Рог, вот и город Спасск-Дальний.

Как только разместили нас в николаевских казармах, где живут семьи офицеров, тут же через виадук над железнодорожными путями бегу искать Спасский Дом пионеров. Пусть страшный паровоз окутывает меня кислым белым дымом, пахнущим углем, и ничего не видно, но я лечу на встречу с великим и святым искусством. Там меня ждут, там меня поймут. Там рай, где некрасивые девочки превращаются в летящих по воздуху фей с красивыми стройными ногами и плавными нежными руками.

Рай возникает на три часа два раза в неделю и почти все воскресенье с десяти до четырех. Короткий перекус пирожком с водой и вперед! К танцу.

Все серьезно: безжалостный станок, потом – то же в центре зала. Занимались до седьмого пота. «Это святой пот»,- – говорил Виктор Федорович. Затем элементы народного танца, а в воскресенье прогон всех танцев. «Виктор Федорович! Мы даже в кино не ходим!». Тихий ответ: «Я никого насильно не держу, но обратно не возьму». Ушли единицы, остались 35 человек. Зато какие танцы он нам ставил! Почти в каждом был сюжет.

«Варежка» начинается на мотив русской народной песни «Ах, ты, зимушка-зима, все дорожки замела». Девушка потеряла варежку, мерзнет рука, а паренек нашел, да не отдает. Сердится девчонка – топотушки дробит и вертушки крутит, да и парень не отстает, мастерство свое показывает.

«Наездники» – туркменский танец. Скачут восемь лихих наездников на необъезженных конях. Вот одного из них конь сбросил, мчатся на него все кони, он пытается от беды заслониться, но в последний момент джигиты повернули коней, парень спасен!

Украинский танец. Солистку, укрытую подсолнухами, вывозили на коляске. А какие «голубцы» с отмашкой мы выплясывали, не каждый сможет.

Молдавский танец «Жок». Такого многообразия движений, да в быстром темпе, я больше не встречала ни в одном детском танцевальном коллективе.

Узбекский танец «Хлопок», китайский танец с разноцветными зонтиками, индийский, «Птичница» с пятилетней Аленкой. Весь город Спасск сбегался на отчетные концерты, яблочку негде было упасть.

Всех танцев не перечислить. Лучше посмотреть фильм Владивостокской студии телевидения «Мы из Спасска», снятый в 1962 году. Материал для костюмов, блестки и пуанты Виктор Федорович заказывал в мастерской Большого театра. Он умел убедить. Виктор Федорович руководил прекрасным взрослым коллективом на цементном заводе недалеко от Спасска и сам танцевал с ними на концертах, хотя у него было больное сердце. Цемзавод помогал деньгами на костюмы, на декорации. Васютин зажег не только нас, детей, но и наших родителей. Костюмы шили наши мамы. Как он все успевал? Сподвижник земли русской! «Фанатик своего дела, в лучшем смысле этого слова», – говорила о нем моя мама.

Он нес искусство людям через детей. Дети становились гармоничными и счастливыми людьми. Он был требовательным педагогом, но очень любил нас, детей.

Помню, как-то зимой я заболела и, к моему великому огорчению, не могла посещать наш рай. Я шла из поликлиники, встретила В.Ф. Мы немного поговорили, он покрепче завязал мой шарфик и велел беречь себя и не торопиться на занятия, чтобы не было осложнения.

Летом он повез нас во Владивосток на краевой фестиваль танца. Но оказалось, что участвуют только взрослые коллективы. Мы выступили перед моряками Тихоокеанского флота на военном крейсере. У наших мальчиков был такой замечательный танец «Яблочко». И, конечно, венгерский, китайский и другие танцы, которые разместились в кают-компании. А еще мы станцевали китайский танец перед делегацией из КНР и очень понравились китайским товарищам. В это время, 1960 год, отношения с Китаем были непростые.

Главное состоялось. Нас заметили. Телевидение сняло фильм «Мы из Спасска». А потом – «Мы тоже из Спасска».

Моего отца перевели в город Горький. Сердце мое разрывалось от тоски: как я буду жить без нашего ансамбля, без Виктора Федоровича!

Краевые власти направили Васютина на учебу в Ленинградское хореографическое училище имени А. Вагановой на педагогический факультет. Виктор Федорович успешно его закончил и создал ансамбль «Белые лебеди», который в 1968 году завоевал в Москве второе место и отправился в турне по стране: Москва, Артек, «Орленок», Хабаровск, Петропавловск-Камчатский и по городам Приморского края.

Через много лет я узнала, что его пригласили во Владивосток, он организовал с нуля хореографическую школу на Второй речке, в которой учились одаренные дети. Здание было, как храм искусства. Его выпускники поступали в известные хореографические училища, танцевали в театрах оперы и балета по всей стране.

Успех, как известно, рождает недоброжелателей. И вот, в восьмидесятые годы один из его учеников, вознамерившись занять его место руководителя, возглавил группу «товарищей», написавших донос на этого святого человека. Кому-то из партийных чинуш Васютин не нравился. Тому, кто всячески тормозил Святое Дело Искусства. И Виктора Федоровича посадили на три года!!! С обязательным привлечением к тяжелым работам.

Талатливый педагог копал канавы, работал матросом в порту. Но сила духа его не оставляла. В тюрьме он писал стихи, без бумаги, на память. Весной кто-то прислал с воли охапку подснежников. Его любили, поддерживали передачами.

Вступились журналисты, родители учеников. И только вмешательство Махмуда Эсамбаева восстановило справедливость. Васютин был освобожден досрочно, но назад, в его школу, его не пустили. Восемь лет он руководил кружком в стареньком клубе.

Пришли новые времена. И он заново построил новый храм искусства на Фонтанной улице. Теперь это уже хореографическое училище. Вот Васютин стоит на беломраморной лестнице, устланной прекрасным ковром, кругом чудесные вазы. В руках его огромный букет роз. Это фото Виктор Федорович прислал мне, которую он помнит маленькой девочкой Галей в Спасске-Дальнем. Его книга «Под созвездием красоты» с его автографом навечно у меня. А еще навечно – его умение летать.

В 90-е годы я, успешный радиоинженер, оказалась не у дел. Муж болен, семья голодает. Но Дворцу культуры завода НИТЕЛ был нужен руководитель хореографического кружка. У меня уже был небольшой опыт этой работы в дочкиной школе, в пионерском лагере.

Директор Дворца взяла меня с испытательным сроком. Я начала со станка и чешской польки. Проштудировала учебник Костровицкой, который нашла в областной библиотеке имени Ленина. Через месяц уже взяли с трудовой книжкой.

Виктор Федорович за два года вложил в меня столько, что я в сорок три года показывала все движения, ноги стояли в позициях, в перекидном приземлялась мягко, почти без стука, хотя вес был 70 кг. Он учил нас создавать рисунок танца. Мое тело помнило все движения из народных танцев. Кроме народных танцев, рискнула поставить маленький балет «Времена года» на музыку «Вальса цветов» Чайковского, за который получила повышение оклада. Всем этим я обязана соприкосновению с гением Васютина. Гениальный педагог и организатор!

Театр оперы и балета в городе Владивостоке – это его мечта, ему это обещала министр культуры Е. Фурцева. Дважды я обращалась к президенту Путину с вопросом, когда же будет построен театр. Думаю, что не только я, но и все друзья и сподвижники В.Ф. Васютина. Мечта Васютина сбылась: театр построен, идет кастинг певцов. Театр прекрасный, современный, настоящая поэзия в стекле.

А вот человек, который мог бы стать художественным руководителем балетной части театра, человек, который создал на Дальнем Востоке, в Приморском крае васютинскую школу танца, человек, который является Достоянием России, опять оклеветан, растоптан и отстранен от дел.

Высшая справедливость требует, чтобы Виктор Федорович Васютин был награжден самым высшим орденом России для гражданских лиц, а Владивостокский театр оперы и балета со временем назывался именем Виктора Федоровича Васютина.

Обращаюсь за поддержкой к ученикам и соратникам В.Ф. Васютина, ко всем дальневосточникам.

Люся Алферова, Оля Гусарчук, Слава Скуратовский, Эдик Ключник, Таня Данилевская, Лена Мамро, Оля Чернецкая, дорогие наши солисты, прошу поддержать меня и обратиться на сайт президента РФ.

Галина Марковна Миневич,

бывшая участница ансамбля песни и пляски Спасского Дома Пионеров,

ученица В.Ф. Васютина.

P.S. Наберите в Яндексе «Васютин – Прерванный полет лебедей», и вы увидите прекрасный фильм Е. Бондаренко, Л. Василенко, оператора А. Смирнова и узнаете горькое продолжение этой истории. А также статью «Плие» журналиста Лады Глыбиной http://www.ug.ru/old/00.25/t39.htm

Васютин продолжает бороться! Так поможем ему!

© Copyright: Идеалистка, 2013

Свидетельство о публикации №213111801256