фото

Роман М.А. Булгакова не раз экранизировался. Но любитель театрального искусства и творчества Михаила Булгакова может по пальцам перечесть удачные постановки и экранизации по роману «Мастер и Маргарита».

Особенно сложен спектакль для постановки на сцене театра – невероятные фантастические сцены, требующие спецэффектов, общечеловеческий и философский смысл спектакля, показывающий глубины человеческого бытия и сознания, требуют особого таланта от режиссера-постановщика. За историю театрального искусства таких режиссеров-постановщиков единицы.

Тем не менее, спектакль, который состоялся на сцене «Феско-холла», прошел при полном аншлаге. Приятно удивило то, что творчество Булгакова вызвало такой ажиотаж у приморской публики. Свободных мест в зале практически не было.

Культовое произведение Булгакова в интерпретации режиссера Валерия Беляковича

фотоТот, кто хотел увидеть классическую постановку по роману Булгакова, был удивлен. Режиссер-постановщик Валерий Белякович предложил свое нестандартное видение романа: своеобразное сценическое оформление, перемешанные части романа, шутки и вставленные несуществующие диалоги, при этом сумев сохранить сакральный смысл и глубину от осознания вечности, присущие роману Булгакова.

Сам спектакль длился два с половиной часа. Уместить весь роман в рамки одного спектакля просто невозможно, поэтому артисты «Арбата» взяли за основу главные сцены романа. Конечно, среди них были легендарная встреча Берлиоза и поэта Бездомного с Воландом на Патриарших прудах, определение поэта Бездомного в клинику для умалишенных, встреча Мастера и Маргариты и, конечно, бал у сатаны, на котором Маргарита стала королевой и приветствовала гостей, пришедших на бал к сатане, фразой «Королева в восхищении!».

Интерпретация произведения Булгакова получилась оригинальной. Несмотря на то что в основу постановки легли лишь избранные части романа, спектакль получился удивительно органичным – одна сцена перетекала в другую.

В палате для умалишенных, где очутился Иван Бездомный, появляется Мастер, переживающий свой неудачный дебют в литературе и расставание с любимой. Радость знакомства перетекает в смутные воспоминания о романе, и Мастер в бреду вспоминает сцену из своего романа, где главные герои – Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри.

Незримые и зримые участники московских событий

В ходе всех московских событий, описанных в романе Булгакова, присутствуют Воланд и его свита. Они присутствуют на сцене, то как непосредственные герои московских событий порой, то как потусторонние силы, которые незримо наблюдают жизнь нынешних москвичей со стороны, при этом периодически саркастически высказываясь и позволяя шуточные выходки.

Находящийся в психиатрической клинике Иван Бездомный порой не может понять, что с ним произошло – действительно ли он видит происходящее с ним или это лишь плод галлюцинаций.

В связи с этим, при появлении Мастера в палате Ивана Бездомного между ними завязывается спор, умалишенные ли они на самом деле, или не они лишились рассудка, а те, кто не видит того, что доступно им.

Мастер утверждает, что умалишенные они с Иваном Бездомным, но это вызывает только радость у него. Печаль поражает Мастера при воспоминаниях о его романе, не вышедшем в печать, и о расставании с любимой женщиной, посланной, как ему казалось, самой судьбой.

От кошмара к возвышенному…

В постановке Иван Бездомный читает написанное им стихотворение: «Лучше всех страна моя родная, человек в ней сам себе хозяин, прославляет трудовой свой век наш родной советский человек».

Он читает эти строки Михаилу Берлиозу. В их разговор вторгается служанка Воланда Гелла, которая усмехается такому направлению мысли поэта. Потом Гелла с присущим ей нахальством читает эти строки Бездомному в кошмарном видении, когда поэт очутился в сумасшедшем доме.

Иван Бездомный пытается вспомнить эти строки при знакомстве с Мастером, но забывает и, стоя на коленях, говорит, что его стихи бездарны и поэтому он больше никогда стихотворений писать не будет.

В данной постановке немало фарса. Например, Берлиоз и Бездомный поднимают бокалы, Бездомный произносит тост «Выпьем сдуру за культуру!»

В этом тосте проявляется отношение автора к творчеству подобного рода поэтов и писателей, которые в настоящем искусстве ничего не смыслят.

Актеры играли очень живо, эмоционально и талантливо. Гелла вышла распутно-нахальной красоткой, кот Бегемот – балагуром, а Мастер и Маргарита возвышенными людьми, для которых соблазны мира – жалкий трюк и пародия на жизнь, потому что они жили только романом и своей любовью, которая внезапно поразила их сердца в первую встречу.

Одной из самых колоритных сцен спектакля получился эпизод романа, когда Воланд просит Бегемота принести страницы романа, исписанные мастером, которые тот в пылу отчаяния почти полностью сжег в камине.

«Рукописи не горят», «Все будет правильно – на этом построен мир», – произносит Воланд, будто утверждая вечные истины. На этой жизнеутверждающей ноте завершился спектакль.