фотоМы подходим к сакральному месту Невского проспекта и всего нашего города – речке Фонтанке,(«Фонтанка» вроде Фонвизина – «фон Визен») самой баронской речке Санкт-Петербурга!

Перед нами мост украшенный конями барона Клодта. Справа, у истока речки, проглядывается Художественно-промышленнная Академия. Основанная бароном Штиглицем. Слева на таком же расстоянии – Витебский вокзал,от которого начинается первая в россии железная дорога. Построенная по проекту барона Герстнера.

Дорога вела не куда-нибудь… А к… слову – «вокзал!» Потому что по ней ездили на конечную станцию. На которой исполнялись произведения Штрауса под управлением самого автора. Собственно, «вокзал» - это сокращение от «зал для вокала»

Можно даже сказать, что барон Пётр Карлович фон Клодт в фигуре обнажённого мужчины-красавца, великана-атлета, укрощающего богатырского коня, изобразил себя, фон Герстнера и фон Штиглица. Зададимся вопросом – а кто же тогда четвёртый мужчина-укротитель?!

Что этот «атлет» - барон, не трудно догадаться! Но как его зовут? Может быть, фон Штирлиц? Нет! Барон Иероним фон Мюнхаузен! Собственно, вся идея изобразить человека-героя , укрощающего «необузданные силы природы», пришла в голову скульптора из мюнхаузеновской истории «Конь на столе».

В детстве мне посчастливилось «отравиться» в Литве. И попасть в ту самую залу. Под ту самую люстру, где и под которой гарцевал барон на укрощённом им жеребце! Даже операционный стол стоял на том самом месте, которое когда-то окружали приведённые в восторг мастерством барона дамы.

В моём случае «дамы в белом» оказались врачами и медсёстрами. Им никак не удавалось запихнуть в мой рот довольно толстенький шланг для промывания желудка. И тогда одна дама сказала, указывая мне на большое распахнутое окно, что именно в него влетел в эту залу барон на укрощённом им арабском скакуне.

От удивления я естественно широко открыл рот, и таким образом был спасён для промывания желудка. Благодаря умелому действию дам и, разумеется, барона Мюнхаузена.

… Если вы помните, памятник барону Мюнхаузену во дворе дома №77 по Невскому проспекту символизирует Ленинградский Клуб сатиры и юмора, когда-то располагавшийся по адресу улица Правды, дом 10 (ДК Пищевиков)

Сегодня в здании располагается элитная гостиница Государственного Эрмитажа. И 21 марта 2018 года по обе стороны Фонтанки и Аничкова дворца состоялась настоящая «дуэль», или «поединок», или «стычка». Между основателем Клуба сатиры и юмора поэтом Ефимом Ефимовским и окончательно вытеснившим Клуб (а заодно – и множество секций ДК: клуб «Восток», академический хор Владислава Чернушенко и т.д., и т.п.) сегодняшним директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским.

фотоСторонники и «секунданты» Ефимовского к семи вечера собрались в Лавке Писателей на Невском, 66 (правый берег Фонтанки), прямо как Александр Пушкин на углу Мойки перед последней дуэлью. А те, кто предпочёл его соперника, в семь вечера заполнили актовый зал Дома Журналиста на Невском, 70 (левый берег Фонтанки)

И началась «жестокая сеча»! Ефимовский прохаживался по теме «от сорокалетия – к тридцатилетию», а Пиотровский – «Культурная столица». Но последнему очень не повезло с окружавшим его в Доме журналистов символом…

Мельников Всеволод

(Продолжение)