фото

Продолжение № 1.

…Третий автор Иван Фомин настаивал на пятиконечной звезде, утверждая, что «звезда» – символ богаче, чем буква «Ж» или «М». И способна выразить то, и другое, и третье без вульгарных намеков и ассоциаций.

При этом свое «давление» на друга и соавтора (архитектора Журавлева) Фомин оказывал довольно своеобразно. Предложил жене Бориса Николаевича позировать для скульптурного образа крестьянки на главном фасаде проектируемого им дома № 68 по Невскому проспекту.

Так буква «М» в лавровом венце, венчающая шпиль наземного павильона станции метро «Площадь Восстания» в конце концов была заменена еще одним подобием рубиновых звезд на Кремлевских башнях.

Но, увы, несмотря на эту уступку, архитектор Фомин наотрез отказался убирать с фасада уже построенного здания статую жены своего товарища! Так она и красуется сегодня, словно банщица в мужском отделении, над голыми телами атлантов расположенного по соседству Аничкова моста.

Позже звезду сняли, ничем не заменив, с наземного павильона метро, и переместили на вершину обелиска, установленного в честь победы Советского Союза в Великой Отечественной Войне посреди площади Восстания.

«Две звезды – это уж слишком! – сказал руководитель проекта Александр Иванович Алымов. –Площадь Восстания – не мундир Леонида Ильича Брежнева! Экономика должна быть экономной!»

Как ни странно, но барон Мюнхаузен имеет к этому обелиску Победы прямое отношение… Причем со стороны Красной Армии, – как, скажем, «военный дипломат». Фильм «Мюнхаузен», снятый Вермахтом в 1943 году, – своеобразный акт признания Германией неизбежности своей капитуляции (после Сталинградской битвы) во Второй Мировой Войне.

Режиссер фон Бакен показал главного героя достойным представителем русского офицерства. Более того, русским патриотом! Народным заступником, сражающимся с итальянским фашизмом и турецким гегемонизмом. И вообще, с жестокостью во всём мире!

Образно выражаясь, русского офицера барона Мюнхаузена точно выпустили из фашистского концлагеря, где его содержали с самого начала войны и отправили под белым флагом на переговоры с красными как «персону грата» для обеих враждующих сторон.

Так что рельеф щитов скульптора Альберта Серафимовича Чаркина, украшающий стелу в ее нижнем ярусе, вполне мог изображать и барона Мюнхаузена, как предвестника победы русских войск.

Однако нам пора покинуть гостеприимную площадь Восстания и двинуться по Невскому проспекту навстречу его началу…

«Животное , на спине которого я сидел, не плыло, а с неимоверной быстротой бежало по морскому дну…» – в XVIII веке еще никто не догадывался, что в этих строках барон описывает первое в мире «метро».

Как вы думаете, что позволило Мюнхаузену вытащить себя за волосы из болота? Нет сомнений, что пример Петербурга. Который целиком стоит на болоте, и – хоть бы что! Да-а-а! Разумеется, сегодня – «как Мюнхаузен» – может каждый петербуржец и даже – гость города…

Становишься у нижней гребенки метро на первую ступень эскалатора. И, взяв себя за волосы, тянешься вверх! Можно – вместе с конем. Если, конечно, вашу лошадь пропустят в метро.

Если мы спустились в метро на Московском вокзале без лошади… То «поднять себя за волосы» на поверхность лучше всего перейдя под землей на станцию метро Маяковская. Наверху пересечем улицу Марата, и с кем-нибудь заодно проникнем во двор дома № 77 по Невскому проспекту. Еще в него можно попасть с Пушкинской улицы.

Установленный здесь памятник самому правдивому человеку вам очень понравится! Монумент изображает барона, вытягивающего себя из болота за косичку. А сооружения, развернутые на просторной детской площадке, иллюстрируют истории из «Приключений барона Мюнхаузена» Э. Распе.

Всеволод МЕЛЬНИКОВ, фото автора.

фото