фото

Щедрые люди счастливее и здоровее окружающих, и вместе с тем их добрые дела часто воспринимаются с подозрительностью, а то и с презрением. Почему? Корреспондент BBC Future обратился за разъяснениями к психологу.

…Сэнди Манн сидела с детьми в кафе, где они часто завтракали – дешево и весело. Такое маленькое удовольствие перед началом школьных занятий. Младший ребенок не хотел пить кофе, который полагался к тостам, и она подумала, что можно предложить его чашку другим посетителям в качестве бесплатного угощения.

Что тут могло пойти не так? «Я думала, что они придут в восторг, и все будет душевно и приятно, – говорит она сегодня. – Вместо этого в меня уперлись недоуменные взгляды. В них читалось подозрение: а не плюнула ли она в чашку? Нет ли там отравы?»

В итоге Сэнди почувствовала, что поступила неверно, хотя она всего лишь хотела угостить людей бесплатным кофе. Манн, психолог из Университета центрального Ланкашира в Англии, тогда только приступила к реализации нового проекта по изучению феномена «pay it forward».

Способен ли один хороший поступок создать «эффект бабочки», распространяющий волны доброй воли по всему миру? Это популярная философская концепция (давно существующая в том или ином виде во многих религиях – Ред.), суть которой заключается в совершении добрых поступков по отношению к незнакомому человеку – в надежде, что тот проявит доброту к кому-то еще. «Идея в том, чтобы создать цепочку, добиться эффекта домино», – объясняет Манн.

Повседневный альтруизм

Задумка Манн заключалась в том, чтобы лично «платить вперед» в течение двух недель и наблюдать за реакцией людей. Ведь, в конце концов, большинство из нас хочет быть чуть-чуть добрее, но в то же время чувствует, что для этого просто не хватает силы воли.

Почему же бывает так трудно проявлять и принимать доброту? Воздастся ли нам добром за добро в реальном мире? Или же современное общество и мы, живущие в нем, просто слишком циничны?

Манн записала впечатления от радостей и разочарований, испытанных ею в этом путешествии в своей недавней книге «Плата вперед: Как одна чашка кофе может изменить мир» (доходы Манн от продажи книги идут на благотворительную помощь пациентам, страдающим мышечной дистрофией).

Как и у многих других людей, интерес Манн к повседневной доброте начался с греющих душу и сердце постов в «Фейсбуке». Ее американская подруга Дебби как-то покупала кофе в кафе для автомобилистов и вдруг обнаружила, что по ее счету уже заплатил другой человек, который подъехал раньше. «Она прожила весь день в прекрасном настроении», – говорит Манн.

В Италии богатые неаполитанцы следовали традиции покупать так называемый «кофе соспезо» в дополнение к собственной чашке, чтобы эту же роскошь могли себе позволить менее обеспеченные сограждане. (Сейчас это принято во многих странах – Ред.).

В числе наиболее известных популяризаторов этой идеи был один из отцов-основателей США Бенджамин Франклин. Как-то одалживая некую сумму денег одному из своих друзей, он объяснял: «Я не претендую на то, что совершаю некий поступок: я всего лишь даю в долг вам, чтобы вы, когда вам встретится другой честный человек, пребывающий в таких же плачевных обстоятельствах, могли отплатить мне, одолжив эту сумму ему, – писал Франклин. – Такова моя маленькая хитрость – сделать добро с помощью малой толики денег».

Сегодня приверженцы идеи «pay it forward» образовали популярное и разветвленное движение. Оно даже дало названия роману и фильму. Задайте поиск в Google по этим ключевым словам, и вы найдете немало душевных историй о щедрости и доброй воле – например, о том, как благородные филантропы анонимно оплачивают дорогостоящие операции, не рассчитывая даже на слова простой благодарности взамен.

Но очень часто самые скромные поступки оказываются наиболее трогательными. Манн приводит случай с 12-летним Джошем Брауном, который нашел в поезде и вернул телефон, забытый незнакомой женщиной. Владелица была так растрогана, что предложила ему небольшую сумму денег за хлопоты. В ответ он написал в записке, приложенной к телефону: «Не беспокойтесь о деньгах, просто сделайте что-нибудь хорошее для кого-то еще».

Эти обыденные альтруисты могут не получить мгновенной отдачи (если не считать тепла от лучей собственной щедрости), но люди, подобные Брауну, получают воздаяние в виде общей удовлетворенности собственной жизнью. Майкл Нортон из Гарвардской школы бизнеса представил самые убедительные доказательства существования этого феномена, регулярно убеждаясь в том, что люди, расходующие значительную часть своих доходов на других, в долгосрочной перспективе оказываются более счастливыми, чем те, кто все тратит на себя.

Что особенно важно, этот эффект не объясняется одним только комфортным стилем жизни на Западе. Нортон проанализировал соответствующие данные, полученные из 130 стран – от США до Уганды.

«Во всех странах – богатых и бедных, на всех континентах люди, склонные отдавать, более счастливы, чем другие», – говорит он. По этой причине он считает, что радость дающего «психологически универсальна», эта черта лежит в основе человеческого естества и не зависит от культуры, к которой вы принадлежите.

Потратив время на помощь другим людям, вы даже можете защитить себя от болезней, говорит Манн. Как показали результаты наблюдений, проводившихся в течение 30 лет, риск заболеть наиболее распространенными болезнями для женщин, которые добровольно занимались благотворительностью, был на 16% ниже, чем для прочих. Возможно, это объясняется более низким уровнем стресса, что, в свою очередь, укрепляет иммунную систему организма.

Существует множество причин, по которым бескорыстные поступки успокаивают тело и разум. Делясь с другими, вы увеличиваете число своих общественных связей (кто же останется неблагодарным, получив милый подарок) и приобретаете ощущение цели в жизни; вы чувствуете, что сделали что-то особенное, и у вас возникает причина, заставляющая вас вставать из постели по утрам.

Поскольку люди – общественные животные, это может быть заложено в нашем естестве, сложившемся в процессе эволюции, говорит Нортон. Так же, как мы испытываем потребность в жирах и сахаре, в нас живет естественное желание помогать другим людям.

Радость дающего и подозрения принимающих

Со своей стороны Сэнди Манн убедилась, что заслужить «радость дающего» бывает непросто. «Я с самого начала была настроена так, что это не должно стоить дорого, – объясняет она. – Поэтому я поставила себе задачу ограничить стоимость каждого такого акта одним фунтом». (Один фунт по нынешнему курсу – примерно 100 рублей – Ред.)…

Первоначальное недоверие возникало в каждый из последующих 13 дней эксперимента, в ходе которого она предлагала незнакомым людям зонт или оплату парковки, а также пыталась пропустить вперед покупателей в очереди в кассу в магазине. Лишь после того, как она давала рациональное объяснение своим действиям, например, говорила, что ждет кого-то у кассы, люди принимали ее предложение.

Оглядываясь на свои опыты, Манн объясняет реакцию людей своего рода «опаской чужака»: «Мы воспитаны так, что ждем подвоха от незнакомцев». И все же были случаи, когда ей действительно удавалось повлиять на жизнь других людей.

«Один мужчина взял у меня шоколадку и сказал потом, что как это здорово – сеять любовь вместо ненависти, – рассказывает Манн. – Когда знаешь, что смогла поднять кому-то настроение и что-то изменить – это ни с чем не сравнимое чувство»…

По ее собственному опыту, простой комплимент в адрес встреченных людей оказывается одним из самых простых и благосклонно принимаемых проявлений доброты. В общем и целом она надеется, что ее книга поможет напомнить всем нам, что иногда проявление доброты – само по себе награда.

«Что мне хотелось изменить, так это представление о том, будто всегда и во всем есть некий скрытый мотив. Вы можете быть добрым просто ради того, чтобы оставаться хорошим».

Дэвид Робсон, BBC Future, в сокращ. (фото с сайта BBC)