Эти ребята уже в школе столкнулись проблемой отстаивания своей гражданской позиции. За свои взгляды на них давили люди, которые должны были их защищать – их учителя. Мы поговорили со школьником, который полгода назад столкнулся с жёсткой реакцией собственных преподавателей.

Тимур Валиуллин из Хабаровска был одним из волонтёров кампании Алексея Навального. Отличник, из благополучной семьи, проблем с законом никогда не было. Казалось бы, «гордость школы». А нет, директору Ольге Кодиной не понравилось то, что её ученик участвовал в протестной жизни. Итого – жёсткий разговор с Тимуром и его родителями. Запись попала в интернет и агрессивные реплики директора хабаровской школы разлетелись по всей сети. Чего только стоит её фраза: «Тобой заинтересовалось ФСБ»!

И именно с Тимуром мы поговорим о том, что было и что стало.

Расскажи вкратце свою историю.

Началось всё с того, что я дал приятелю наклейку «20!8». Про это узнала директор и вызвала меня в школу с родителями. Мне угрожали ФСБ, говорили, что Навальный – агент США.

Было ли тебе страшно, когда директор тебе угрожала?

Немного страшно было. У неё манера подачи информации была довольно агрессивной.

А когда ты вообще пришёл в политику?

Я заинтересовался политикой после принятия пакета Яровой. Я не понимаю, почему власти пытаются следить за теми, кто не связан с политикой. Меня эта разозлило. Потом, в сентябре, арестовали Соколовского. Для меня это стало неожиданностью, что человека хотят посадить просто за выражение своего мнения. Я начал понимать, что власть у нас своими действиями ведёт страну к средневековью.

Что сейчас стало с директором Ольгой Кодиной?

Она до сих пор директор школы.

Тогда ответный вопрос: как вы теперь с ней общаетесь? Не поступало ли угроз в твой адрес?

Я с ней не общался с того раза, угроз в свой адрес больше не было.

Изменились ли твои политические взгляды?

Мои политические взгляды почти не изменились. Я до сих пор считаю, что свобода человека выше государства. Притом я также хожу на митинги, как, например, пятого мая.

Ты не жалеешь, что с тобой произошёл тот самый случай с директором?

Не жалею. Этот случай показал, что аргументов у моих оппонентов нет, раз мне только угрожают. Также этот случай заинтересовал других ребят из школы ситуацией в стране.

Знаешь ли ты о других похожих случаях, которые случались с другими школьниками?

Знаю. Осенью и зимой постоянно выходили видео, где администрация учебных заведений пугала учеников с оппозиционными взглядами.

Общался ли ты лично с этими ребятами?

Общался, с Семёном Голубовским из Владивостока. На тот момент он мне показался умным для своего возраста человеком, который имеет твёрдую гражданскую позицию.

Раз уже пошёл разговор об общении. Есть ли у тебя в протесте люди, которыми ты считаешь друзьями?

Друг – понятие растяжимое. У меня со многими сложились хорошие отношения и общение с ними не сводится только к разговорам о политике.

И напоследок. Что бы ты хотел пожелать людям, которые сталкиваются с давлением из-за своих политических взглядов?

Не бойтесь. Если на вас давят, значит, вы представляете опасность для полицейско-воровского режима.

Интервью брал Алексей ПАСТЕРНАК.