фото

Самые печальные слухи о судьбе Школы педагогики ДВФУ ходят на протяжении нескольких последних лет. Якобы, недалек тот час, когда это учебное заведение исчезнет, оставшись лишь в памяти уссурийцев. Тот факт, что данный вуз, являющийся преемником Уссурийского государственного педагогического института, может прекратить свое существование, подтверждает кандидат юридических наук Алексей Глушаков.

Выпускник УГПИ, имеющий опыт научной и преподавательской деятельности в ведущих вузах Санкт-Петербурга с 2001 года, предлагает свое решение сохранения Школы педагогики – учебного заведения, без которого немыслимо существование Уссурийска.

– В последнее время в Школе педагогики наблюдается существенный недобор абитуриентов. Это первый признак того, что наступило кризисное время, – говорит Алексей Юрьевич. – В текущем году здесь на бюджетную основу набрали немногим более 100 человек. Для Школы педагогики это ничтожные цифры. Это закономерно приведет к сокращению учебной нагрузки и увольнению преподавателей.

Второй признак наступившего кризиса – выведение зданий и сооружений из учебного процесса.

– Каких именно?

– Двух учебных корпусов, в одном из которых базировались факультеты: исторический, географический и факультет начальных классов. И учебный корпус физико-математического факультета, представляющий собой историческое здание возрастом более 110 лет.

– Если не ошибаюсь, физмат еще частично функционирует.

– Здание эксплуатируется частично в виду того, что там находятся лаборатории, которые было очень сложно быстро перенести из корпуса. Но, в целом, в учебном процессе здание фактически уже не используется.

– Они выведены из учебного процесса на какое-то время или на продолжительный срок?

– Я могу лишь оперировать той информацией, которая имела место в местной прессе, что, на самом деле, очень печально. И в течение какого срока их не будут использовать, там не указано. Единственное, учебный процесс на физмате, как было сказано, приостановлен в связи с появлением в здании грибка. Причиной его возникновения, как отмечается, стал неправильно проведенный ремонт после затопления подвалов во время наводнения в 2017 году. Но вернутся ли студенты в это здание после ремонта, неизвестно, как и время проведения нового ремонта.

– Значит, прямой информацией от того же директора Школы педагогики или его заместителя вы не обладаете?

– Да.

– Сами не выходили на директора?

– Нет. Пока еще не пришло время. Сейчас речь идет не о том, чтобы вернуть здания и сооружения в учебный процесс, а об общем подходе к спасению Школы педагогики.

– Школа педагогики Дальневосточного федерального университета была преобразована из Уссурийского государственного педагогического института порядка 12 лет назад. Что они изначально декларировали и к чему пришли к настоящему моменту?

– Мы прекрасно понимаем, что Школу педагогики создали искусственно. Это был не естественный ход вещей для бывшего УГПИ. Его включили в состав ДВФУ, но, к сожалению, не учли, что это образовательное учреждение находится достаточно далеко от самого образовательного кластера ДВФУ на острове Русский. Это стало одной из причин, породивших неуспешность Школы педагогики. Другая и самая главная причина – несоответствие целей существования. Если для УГПИ всегда было целью – воспитание педагогических работников для нужд Приморского края и России в целом, то цель у ДВФУ при его создании изначально была абсолютно другой. Она заключалась в том, чтобы стать ведущим образовательным учреждением в подготовке специалистов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. ДВФУ, в первую очередь, был ориентирован на привлечение большого количества иностранных студентов.

Большинство студентов УГПИ всегда составляли жители Уссурийска и близлежащих населенных пунктов. Вуз имел ярко выраженный местный территориальный характер. У него была простая цель – обучение школьных учителей! Кому нужны учителя для России в той же Южной Корее или в Японии? И получился перекос: общий подход к ДВФУ создал проблему для Школы педагогики, которая в цель существования ДВФУ абсолютно не укладывается.

Еще одна причина заключается в следующем.

Министерством науки и высшего образования было снижено количество бюджетных мест, на которые можно набирать студентов в Школу педагогики. Раз снижают число бюджетных мест, соответственно, учебное заведение вынуждено набирать абитуриентов на платной основе. А теперь получается та самая проблема нахождения Школы педагогики в ДВФУ. По своему уровню ДВФУ относится к типу научно-исследовательских учебных заведений и создан быть лидером образовательного процесса в этой части страны. По сравнению с другими, менее значимыми вузами, подобным вузам Министерством по науке и высшей школе устанавливаются требования к минимальному количеству баллов по предметам ЕГЭ у абитуриентов, необходимых для поступления. В ДВФУ и, соответственно, и в Школе педагогики, они выше.

Теперь абитуриенты из Уссурийска и его окрестностей четко понимают, что количество минимальных баллов ЕГЭ, необходимых для поступления в том же ВГУЭС, нужно меньше, чем в ДВФУ. И, соответственно, в его филиале – Школе педагогики. Это применимо и при поступлении на коммерческой основе! Так зачем им оставаться в Уссурийске, когда можно поехать учиться во Владивосток во ВГУЭС?!

И получилось, что процессы совпали. Первый – это внезапное и искусственное сокращение бюджетных мест. Причем у меня есть информация, что руководство Школы педагогики обращалось и к губернатору Приморского края, и в Министерство науки и высшего образования с просьбой выделения большего количества бюджетных мест. Но поддержки, я так понимаю, они не получили. А второй процесс, что из-за высокого минимального проходного балла по ЕГЭ в Школе педагогики абитуриентам стало не выгодно поступать в это учебное заведение. Ведь при прочих равных условиях можно пойти учиться в другие вузы, например, г. Владивостока. Кроме ДВФУ, конечно.

– Если ничего не менять, и все останется по-прежнему, то что ждет Школу педагогики в ближайшее время?

– Через два года ее не будет. Об этом мне было устно сказано одним из руководителей ДВФУ.

– Обучающимся в Уссурийске студентам дадут доучиться, а потом всё закроется? Или переедут на Русский остров и будут доучиваться там?

– Ничего об этом сказать не могу. Мне было четко заявлено о том, что Школе педагогики осталось существовать года два.

– Если ничего не изменится и все закроется, как быть тогда со зданиями? Ведь помимо четырех учебных корпусов у Школы педагогики есть еще несколько общежитий…

– Это всё – федеральная собственность. Пока. Возможно, постепенно федеральное имущество выведут из оборота. Думаю, можно будет ожидать процедуру продажи. Не исключаю, что что-то передадут Уссурийскому городскому округу. Уже несколько лет назад говорилось о том, что здание факультета начальных классов, вроде бы, как Школа педагогики, передает муниципалитету под размещение школы.

– Если случится самое плохое, как это скажется на школьном образовании Приморского края?

– Во-первых, у нас уже сейчас существует весьма значительная нехватка школьных учителей. По состоянию на 1 сентября 2019 года, школам Приморья требовалось 1070 учителей. Но это далеко не всё. Мне точно известно, что у нас очень низкий процент учителей с высшим педагогическим образованием, которые работают в школе. Во Владивостоке, вообще, проблема найти в школу человека с высшим педагогическим образованием. Сейчас учителем у нас может работать любой человек с высшим образованием, который прошел профессиональную переподготовку в рамках 72-х часов. Или даже 36 часов. Отучился тот же технолог или инженер в течение 36-ти часов, и вот он – готовый учитель биологии или математики. Они не знают ничего о педагогике, о дидактике. Но они работают в школе. А учителей, получивших специальное образование, не хватает.

– В конечном счете, это сказывается на общем образовательном уровне учащихся…

– Однозначно. Образовательный уровень учащихся школ снизился, причем не только в Приморье, но и, в целом, по стране.

– Тогда чтобы не случилось самого худшего, что необходимо сделать со Школой педагогики, и кто этим должен заниматься?

– Необходимо на базе Школы педагогики ДВФУ создать другое образовательное учреждение высшего профессионального образования. Я предлагаю создать государственный университет Приморского края и сделать его основой нового образовательного кластера, который помимо педагогических работников будет вести подготовку специалистов для нужд муниципального развития Приморья. То есть специалистов в сфере культуры, туризма, муниципального управления, муниципальной экономики, первичной медицины, может быть, муниципальных юристов. Тех специалистов, в которых у нас испытывается гигантский недостаток. И это только приблизительный перечень направлений подготовки, которые могут быть. И в том числе, конечно же, будет полностью сохранена учительская компетенция.

Помимо этого, в его состав по мере необходимости можно будет включать и реформировать проблемные учебные заведения среднего профессионального и высшего профессионального образования. Таким образом, подобный вуз одновременно спасет учебные заведения, находящиеся в кризисном состоянии в Уссурийске, и одновременно создаст условия, при которых мы будем постоянно получать приток специалистов от этого образовательного учреждения для нужд нашей местной жизни.

Учредителем университета станет правительство Приморского края.

– К кому вы обращались с данным вопросом?

– По поводу привлечения внимания к проблеме Школы педагогики я в мае 2020 года впервые обратился в Министерство науки и высшего образования, к министру Валерию Фалькову. В начале ноября мною были направлены обращения с описанием разработанной мной концепции к губернатору Приморского края и в Законодательное Собрание Приморского края, Приморскую краевую организацию профсоюза работников народного образования и науки РФ. Ответ пришел пока только от Законодательного Собрания, в котором мне пожелали успехов в моей деятельности.

Более десяти лет назад Уссурийск уже потерял один вуз – Уссурийское высшее военное автомобильное командное училище. На очереди – исчезновение Школы педагогии. Мне известно, что в последнее время уменьшилось и число студентов сельскохозяйственной академии. То есть кроме школ может не остаться ничего.

– Есть колледжи.

– Да, есть. Но они привлекательны не для всех абитуриентов. Вузы существуют для того, чтобы задерживать молодежь, которая живет в городе за счет ее вовлечения в образовательный процесс. И также привлекают в образовательные учреждения иногородних. Когда мы лишаем Уссурийск образовательной компетенции высшего образования, тогда чем мы будем привлекать молодежь и задерживать ее в городе? Значит, Уссурийск станет аутсайдером социально-экономического развития.

Битва за Школу педагогики это, на самом деле, битва за будущее Уссурийска. Если мы ее проиграем, то уже не сможем говорить об эффективном развитии города. И будем точно наблюдать ситуацию, когда он превратится в заштатный городок у железнодорожной станции. Говоря другими словами, в теряющую жителей сельскую территорию.

Я прошу всех, кому дорог Уссурийск и его будущее, не быть равнодушными к этой проблеме. Люди, живущие в Уссурийске, должны задуматься о судьбе своего города и всего Приморского края.

Роман ВИНОКУРОВ.

Фото автора.