Буквально пару месяцев назад президент России сообщил россиянам, что озабочен школьным образованием. Рекомендовал сократить число контрольных заданий. И желательно упростить систему образования, которая, по его мнению и родителей учеников, на сегодня очень сложная, а нагрузки на детей колоссальные.
Несколько лет назад сынишка моих родственников пришел в первый класс, не умея ни читать, ни писать. И это стало чуть ли не шоком для учителей школы. Мол, они не понимают, как такое могло случиться в городе, а не в глухой деревне. В результате, родителям этого пацана пришлось нанимать репетиров по всем предметам, чтобы подтянуть сына в новой школьной программе.
Кстати, на мой взгляд, репетиторы присутствуют в жизни школьников все десять лет обучения. Можно, конечно, и без них обойтись, если родителей не волнует конечный результат обучения. Если они не хотят дать ребенку высшее образование. Мне кажется, что репетиторство на сегодня – крутой бизнес, который отлично кормит, якобы, несчастных педагогов всех уровней.
В этом году в первый класс пойдет мой внук. И уже год он занимается платно раз в неделю у педагога, которая обещает гарантированно подготовить его к учебе в первом классе.
Из моего личного опыта. В 1960 году я пришел в первый класс, не умея ни читать, ни писать. Как, впрочем, и все двадцать пять моих одноклассников начальной школы. Через полгода мы освоили чтение и арифметику. Без напряга, без репетиторов, про которых никто тогда и близко не слышал.
И с первого класса по восьмой мы занимались по обязательной для всех школ Союза учебной программе, которая, по моему мнению, была и остается идеальной. Ведь по окончанию восьми классов учительница по русскому языку и литературе Русакова Валентина Алексеевна сказала, что она отдала нам все, что знала.
За восемь лет обучения мы узнали основы алгебры, геометрии, физики, химии, литературы и русского языка. А самое наиглавнейшее, мы узнали, кто на что способен. Узнали свои личные способности, увлечения, свой интеллект.
И уже для двух третей учеников десятилетка стала пустой формальностью. 9-10 класс многим ничего не дал, как и автору этой статьи. Считаю, пустое времяпровождение. Просто у нас детство продлилось на два года. Выпускница десятого класса была уверена, что Ленин родился в Сокольниках, о чем и поведала на выпускном экзамене.
Многие, кто попрактичней, кто осознал свои способности, продолжили учебу в техникумах и профтехучилищах. И стали классными специалистами, с перспективой дальнейшего обучения. Может, главная задача школы в том, чтобы выявить способности ученика, чтобы направить его по правильной линии жизни.
И совсем необязательно «грузить» десятиклассников институтскими задачами, которые понимают 1-2 ученика из класса. Из нашего выпуска, а это больше 50 школьников, получили высшее образование от силы 7 человек, став среднестатистическими специалистами в своих областях. По настоящему талантливых людей в нашей школе было 5 человек за последние 40 лет.
Вот и скажите, какой смысл вбивать в головы основной массы детей знания, которые они не понимают и не поймут никогда? Многие в высшей математике не разбираются, даже учась в институте. 
С каждым годом школьная программа становится все сложнее и сложнее. Вот и растет число репетиторов, которые за большие деньги не учат детей, а натаскивают на определенные предметы. Получается, что обычная учеба превращена в бизнес?
Очень похоже, что нынешняя школьная программа «заточена» на его развитие. Кстати, сегодня и высшее образование в нашей стране возведено в ранг крутого бизнеса, как я думаю. Ведь в каждом высшем учебном заведении можно учиться за деньги.  
У каждого человека свой уровень умственных способностей, так называемое, «ай кю». Природный ум и образование – вещи, может, и родственные, но не равнозначные.
Образование шлифует ум, но, к сожалению, не добавляет его человеку. На мой взгляд, это хорошо видно на руководителях страны Советов, да и России тоже.
Имея фундаментальное образование, они не только не смогли сделать СССР страной великой и процветающей во всех отношениях, но, в конце концов развалили государство. Не хватило ума, как говорят обычно в народе.
Полагаю, образование никогда не сделает человека талантливым, если его «ай кю» не соответствует этому самому таланту. Проще говоря, человек никогда не станет Пушкиным, закончив крутой литературный институт имени Горького. Талантливых и просто умных – единицы.
Думаю, это понимает власть и создает для умников и умниц элитные школы и гимназии, в которых ученик со средними способностями не потянет учебу. Также в стране много фактически платных школ, в которых обучение ведут высокооплачиваемые педагоги, может быть, и не от Бога, но очень высокой квалификации.
По другому не может быть в стране, где есть бедные, богатые и очень богатые. Так вот эти самые богатые создают для своих детей комфортное и качественное обучение. Платят за год обучения в элитных школах до полумиллиона рублей. Есть директора школ – долларовые миллионеры.
В таких школах знания даются талантливыми педагогами своим ученикам доходчиво, без лишних усилий, без сложных домашних заданий. Ведь все, что нужно знать, ученики получили во время уроков. Такие школы созданы по образцу лучших учебных заведений цивилизованных стран.
Сегодня получить высшее образование – не проблема для ученика, у которого не очень высокие умственные способности. Главное, чтобы у него было желание учиться, а у родителей – деньги. Сегодня в институтах много специальностей, которые на практике никому не нужны, как я считаю.
А вот стоит ли делать из классного специалиста рабочей профессии, прилагая неимоверные усилия, посредственного специалиста с высшим образованием, вопрос открытый. Ведь на пути ученика со средними способностями, по моему мнению, непреодолимой преградой встало ЕГЭ, против которого ополчились многие родители и педагоги. Они требуют отменить ЕГЭ, собирают петиции, чтобы вернуться к старой схеме проверки знаний через обычные экзамены. Ведь при прошлой системе можно было легко договориться с преподавателями, которые с радостью ждали этого договорняка, как я полагаю.
Сегодня ЕГЭ лишил их громадного бонуса, который они имели при вступительных экзаменах. Я это знаю не понаслышке. Старшей дочери в политехническом институте поставили двойку за сочинение на вступительном экзамене. Через день исправили на четверку, когда к ним в институт пообещала приехать с разборкой кандидат филологических наук, которая полгода учила мою дочь.
С младшей в этом же институте получилось проще. При окончании полугодовых подготовительных курсов сдаются экзамены, которые автоматом становятся вступительными, пятьсот долларов за экзамен гарантирует пятерку, кто заплатил, тот и поступил, как я полагаю. Преподы, не могу их назвать по другому, найдут сто способов, чтобы занизить оценку на экзамене.
Ужесточение ЕГЭ – это путь к подготовке специалистов очень высокого уровня. Вернее, выявление талантливых, очень умных и просто умных учеников, которые в будущем могут стать золотым фондом страны. Ведь сегодня никто не оспаривает стопроцентный результат по ЕГЭ всего десятком выпускников средних школ по всей стране.
Было бы отлично, если бы в школе сделали обязательным восемь лет обучения по стандарту советской школы. Сняли бы огромную нагрузку с учеников. А уже дальше пошли бы по стопам лучших стран в образовании. Как в той же Финляндии. Но тогда, полагаю, придется сокращать тетенек из разных там краевых, областных и районных отделов образования, которые уютно обосновались при образовании, никого не обучая. И которые будут однозначно против, как я считаю. Очень хотелось бы узнать, сколько у нас в стране проверяющего люда в образовании?
Что я хочу сказать этой статьей? Давайте пожалеем наших деток хотя бы в первые четыре года начального обучения.
Понятно, что родители хотят видеть своих отпрысков в будущем успешными в жизни. Хотят, чтобы они носили костюмы и галстуки, а не рабочие комбинезоны и спецовки. Многие не понимают, что лучше молодому человеку стать классным специалистом рабочей профессии, чем заурядным спецом, протирающим штаны в конторе «Рога и копыта».
Самое страшное то, что громадные умственные, а значит и физические нагрузки в течение десяти лет могут «выжечь» в ребенке желание не только учиться, но и работать в будущем, как я думаю.
Наиглавнейшее для любого человека – это найти свой путь в жизни. И желательно при этом меньше делать ошибок. Это я заявляю, опираясь опять же на свой личный и многолетний опыт.
Я закончил Владивостоксую мореходную школу в 1971 году. За год из нее выпускалось больше пятисот специалистов для торгового флота. И, в частности, для ДВМП. Через несколько лет в плавсоставе остались единицы. Люди поняли, что это – не их путь в жизни.
А сколько выпускников из высших морских заведений без сожаления расстаются с работой, которую выбрали по незнанию?
К чему я это? А к тому, что в СССР отлично работала система средне-технического образования. При ней, начав обучение в четырнадцать лет, к двадцати годам молодой человек, отслужив два года в армии, точно знал, куда пойти работать. Во всяком случае, определял свои жизненные цели.
Сегодня профтехучилища, которые готовили специалистов рабочих профессий, почти все уничтожены.
На мой взгляд, есть очень простой и быстрый способ в разы увеличить эффективность всего российского образования – это повысить зарплату педагогов. Это, кстати, касается и медицины. Ведь конкуренцию никто не отменял. Как и естественный отбор по Дарвину.
Отличная зарплата для этого – очень хороший стимул, что подтверждено системой развитого капитализма.
Опять же из личного опыта. На судах ДВМП, которые работали на Индию с заходом во все крутые порты мира, типа Гонконга и Сингапура, дисциплина была на самом высоком уровне. Ведь тебе в затылок дышали, по крайней мере, не меньше десятка дисциплинированных конкурентов самого высокого класса.
А вот на судах северного направления, работающих в глухом каботаже, дисциплина была на три с минусом. Ведь на таких судах особо никто не стремился работать. Вывод напрашивается однозначный.
Благими пожеланиями вымощена дорога в ад. И все написанное – махровая утопия.
По-моему, при нынешней системе преобразования в системе школьного образования просто невозможны, потому что страной рулят простые люди. Кто это такие, я писал в своей давнишней статье.
А простые люди живут днем сегодняшним. Завтра для них – далекое и очень непонятное. И которое наступит, по их понятиям, очень и очень не скоро, что тоже является глобальной ошибкой.
А, может, все проще, на самом деле? Может, тем людям, которые отвечают за образование, глубоко плевать на конечный результат? Главное – свое «теплое» местечко и уютное в нем нахождение? Думаю, это ближе к истине, что и подтверждает наша непростая российская жизнь.
Будем надеяться на лучшее. Будем верить в светлое будущее страны, и нас, ее граждан. А иначе и жить не стоит.