И здесь опять же придется говорить об оппозиции. Нет, не о системной оппозиции, которая даже не скрывает своё полное сотрудничество с властью, которая лишь имитирует всеми силами оппозиционность своих партий, но на самом деле удобно устроилась в думских креслах, осыпанная деньгами и всякими льготами, четко выполняя приказ «не высовываться» и придавая выборам видимость альтернативности и демократии. Конечно, они всегда на подхвате, если вдруг из слабеющих рук президента выпадет власть, как говорится — всегда готовы! Не зря Сергей Миронов уже помахивал пригожинским молотом, демонстрируя готовность подчиниться новой силе.
Нет, я говорю об оппозиции, противостоящей нынешней российской власти. Что помешало им объединиться и выступить единым фронтом против президента в те времена, когда Путин ещё не смел столь нагло попирать Конституцию РФ, но уже нарушал её всяческими оговорками, позволяющими ему оставаться у власти? Известно, что наибольшим влиянием тогда среди интеллигентных граждан России пользовалась партия «Яблоко», но и самым яростным противником объединения оппозициии, по моему мнению, был и остается её основатель Григорий Явлинский. Действия членов этой партии были наиболее грамотными, и не раз им удавалось отстоять интересы простого люда, но только всё меньше их оставалось среди депутатов. Антиконституционные фильтры, всё более изощренные методы подтасовок на выборах делали своё черное дело.
Да и сам Явлинский дважды фактически вставал на сторону Путина, как я считаю. Первый раз — в июле 2021 года, когда призвал сторонников Навального не голосовать за членов партии «Яблоко». Все мы помним тогдашний призыв Навального голосовать за кого угодно, но только не за «единороссов». Следуя этому призыву, Хабаровский край и избрал губернатором Сергея Фургала, члена партии ЛДПР.
Явлинский же фактически создал ещё один крепкий фильтр при прохождении во власть для членов своей партии, как я полагаю. Вот подарок, так подарок Владимиру Путину!
Второй раз он встал сейчас, по моему мнению, на сторону президента своим призывом: «Главное — прекратить огонь!» Казалось бы, благое дело: заключить перемирие. Но, во-первых, это есть, очевидно, голубая мечта нашего президента, поскольку, удержав под российским контролем все территории, он явится перед россиянами победителем, что даст ему возможность выиграть очередные выборы. Во-вторых, он получит время, чтобы накопить силы и снова ринуться в бой. А в мирной жизни никаких побед у него нет и не предвидится, как я полагаю. И в-третьих, заключив перемирие, сохранит свою, изрядно пошатнувшуюся власть.
Но на пути к этой прекрасной и такой желанной идиллии есть камень преткновения, который Владимир Зеленский никак не может перешагнуть. Да и не только сам Зеленский, но и его многочисленные союзники. Для них остается открытым главный вопрос: с кем они будут заключать мирное соглашение?
Подписывать это соглашение с Владимиром Путиным Зеленский категорически отказался. И дело даже не только в том, что слишком много украинцев пострадало в результате СВО. Наш президент подозревается в военных преступлениях со стороны Международного Уголовного Суда (МУС), и на его арест выписан ордер, по которому его могут арестовать во многих странах, ратифицировавших Римский статут.
Для всех этих стран, очевидно, да и для многих других тоже, Владимир Владимирович не является легитимным президентом, пока не предстанет перед МУС в Гааге и не будет им оправдан (такой прецедент, кстати, уже был на мировой арене).
С этой ситуацией хорошо знакома вся наша оппозиция, которая, главным образом, находится за рубежом. Многие уже считают себя готовыми занять место за столом переговоров, но у украинской стороны есть небезосновательные опасения, что новые лидеры России будут обладать теми же имперскими амбициями, что и нынешняя российская власть, а значит, «лыко да мочало — начинай сначала».
Лично у меня — те же опасения. Ибо каждый политик, метящий в лидеры, мечтает сразу же всю Россию переделывать на свой лад. С таким-то послушным народом любые задумки могут проскочить. Но где тот политик, который не собирается разрушать политический строй государства, не собирается перекраивать Россию по своему усмотрению, а собирается восстановить закон и справедливость, честные выборы? Словом, способному вернуть народу власть, украденную у него за все эти годы.
Такие намерения могут быть у человека, который любит Россию в себе, а не себя в России.
Уверенно могу назвать совсем не многих: Сергея Фургала, Андрея Пивоварова*, Илью Яшина*, Владимира Кара-Мурзу*. Все – в тюрьмах. Не могу назвать Алексея Навального, который не побоялся вернуться в Россию, но он – в России, или Россия в нем?..