Наблюдатель – гражданин РФ, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования.
Назначает: кандидат [и партия, выдвинувшая кандидата], реже – общественное объединение (если это позволяет конкретный закон).
Наблюдатель имеет право:
– находиться в помещении для голосования в день голосования (с момента начала работы УИК в день голосования и до получения сообщения о принятии в вышестоящей комиссии протокола УИК об итогах голосования);
– обращаться к председателю комиссии (или лицу, его замещающему) с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
– знакомиться со списками избирателей, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования, реестром выдачи открепительных удостоверений (ОУ)
– наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям;
– присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
– наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в список избирателей, бюллетеней, выданных избирателям;
– наблюдать за подсчетом голосов избирателей;
– знакомиться с протокол(ами) об итогах голосования, получать от комиссии заверенную(ые) копию(и) протокола(ов);
– присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей.
Наблюдатель не имеет права:
– выдавать избирателям бюллетени, расписываться за избирателя (в том числе по его просьбе) в получении бюллетеня, заполнять за избирателя (в том числе по его просьбе) бюллетени, проводить агитацию среди избирателей;
– предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
– принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с ПРГ
– совершать действия, препятствующие работе комиссии;
– участвовать в принятии комиссией решений.
Это полный, закрытый перечень. Других запретов в ФЗГ не установлено.
ГЛАСНОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИЙ
ФОТО – И ВИДЕОСЪЕМКА
Имеется Постановление ЦИК РФ от 03.10.2012 г. № 143/1085-6 «О Разъяснении порядка ведения наблюдателями фото – и (или) видеосъемки в помещении для голосования». Это постановление констатирует право наблюдателей на фото – и видеосъемку, но комиссии могут пытаться применять его и для ограничений по месту съемки.
«Наблюдатели могут вести фото – и (или) видеосъемку в помещении для голосования с места, определенного председателем соответствующей избирательной комиссии, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря избирательной комиссии.»
«Наблюдатели могут вести фото – и (или) видеосъемку в помещении для голосования таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования и отсутствовала возможность контроля за волеизъявлением избирателей.»
Таким образом, наблюдателю в УИК не запрещено вести съемку с другого места, кроме указанного председателем.
Гражданский Кодекс РФ, ст. 152: «Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи …, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. … Такое согласие не требуется в случаях, когда:
1 «Охрана изображения гражданина»:
1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях … за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;
3) гражданин позировал за плату.»
ФИКСАЦИЯ НАРУШЕНИЙ
Три способа документальной фиксации нарушений:
подача жалоб/заявлений
фотосъемка и/или видеосъемка
получение копий документов (лучше заверенных)
Эти способы можно применять как по одиночке, так и все сразу.
Их разумное и обоснованное применение в идеале должно быть рефлекторной, автоматической реакцией общественного контролера.
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ / ПРЕСЕЧЕНИЕ НАРУШЕНИЙ
Есть различные варианты для удержания ситуации в русле закона:
 – сам факт присутствия и неотрывного слежения
 – многочисленность общественных контролеров
 – демонстративная видеосъемка, подсчеты
 – разъяснение закона, грамотные споры
 – звонок в вышестоящуюкомиссию
 – письменные жалобы и «угрозы» их написания
 – вызов (приезд) членов вышестоящих комиссий и ИКСРФ, полиции, журналистов, «медийных персон» и т.д.
 – физический недопуск постороннего лица к ящику при попытке вброса либо удержание в случае совершения уголовного преступления (до подхода полиции)
Но общественному контролеру нужно понимать, что… ВСЕ они могут не сработать, и вас самих могут задержать.
ЖАЛОБЫ / ЗАЯВЛЕНИЯ
 – Пишутся в двух экземплярах (два бланка или под копирку)
 – Адресуются в ту или иную избирательную комиссию, в прокуратуру, в органы МВД, в – Стандартная «шапка»: ФИО, статус, также можно указать мобильный телефон
 – Построение текста:
Фактура (что и как, максимально подробно); юридическая трактовка изложенного; внятные требования к комиссии или органу, рассматривающему жалобу
 – В жалобах обычно стандартная концовка с требованием рассмотреть жалобу немедленно, в присутствии заявителя(ей), принять мотивированное решение по существу вопроса выдать заверенную копию решения, приложить жалобу и решение по ней к первому экземпляру протокола
 – Подпись заявителя(ей): ДАТА, ВРЕМЯ, ПОДПИСЬ
 – Отметка о принятии, ФИО члена комиссии с ПРГ, его должность, подпись, дата, время
 – У комиссии, иногда, может быть в наличии и специальный реестр для поданных жалоб и заявлений (реестр «входящей корреспонденции») или т.п.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
(КоАП РФ)
Статья 5.1. Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума.
Статья 5.3. Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума. Непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума.
Статья 5.4. Нарушение порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума.
Статья 5.6. Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации.
Статья 5.12. Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах.
Статья 5.14. Умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму.
Статья 5.16. Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах.
Статья 5.22. Незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме.
Статья 5.23. Сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме.
Статья 5.24. Нарушение установленного законом порядка подсчета голосов, определения результатов выборов, референдума, порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный» или «Повторный подсчет голосов».
Статья 5.25. Непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов.
Статья 5.49. Нарушение запрета на проведение в период избирательной кампании, кампании референдума лотерей и других основанных на риске игр, связанных с выборами и референдумом.
Статья 19.3. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции […].
Статья 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или
УГОЛОВНАЯ (УК РФ)ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий.
Статья 142. Фальсификация избирательных документов, документов референдума.
Статья 142.1. Фальсификация итогов голосования.
Статья 127. Незаконное лишение свободы
Статья 286. Превышение должностных полномочий.
Статья 318. Применение насилия в отношении представителя власти.
Статья 319. Оскорбление представителя власти.
КРИТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ: УДАЛЕНИЕ / ОТСТРАНЕНИЕ
Пункт 12 статьи 64 ФЗГ: «Член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают закон о выборах, референдуме.
Мотивированное решение об этом принимается участковой или вышестоящей комиссией в письменной форме. Правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного решения и принимают меры по привлечению отстраненного члена участковой комиссии, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами.»
Проанализируем написанное:
 – Члена данной УИК (с ПРГ или ПСГ) можно только «отстранить от участия в работе» комиссии, но нельзя выдворить из помещения для голосования как других
 – Удаление/отстранение возможно только за совершенное нарушение закона, причем только закона о выборах (не о персональных данных, о СМИ или др.)
 – Решение об удалении/отстранение принимается избирательной комиссией (а не лично одним из членов УИК, ТИК или сотрудником полиции). Должно быть проведено (обычно прямо на месте) заседание комиссии для рассмотрения вопроса и голосованием по нему.
 – Закон особо подчеркивает, что решение должно быть оформлено письменно.
КРИТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ: УДАЛЕНИЕ / ОТСТРАНЕНИЕ
«Классические» причины, указываемые в решениях об удалении/отстранении:
 – Проведение агитации
 – Нарушение тайны голосования
 – Совершение действий, препятствующих работе комиссии (неграмотные комиссии пишут «мешал работе комиссии», но такой формулировки в законе нет)
Что делать общественному контролеру, если нависла угроза его удаления/отстранения:
 – Немедленно поставить в известность штаб (колл-центр)
 – Присутствовать на заседании УИК лично
 – Проверить кворум (не менее половины от всего «списочного» состава членов УИК с ПРГ), отследить ведение заседания (постановку вопроса, слово для выступлений, реплик, вопросов, разъяснений самого общественного контролера), ведение протокола заседания
 – На заседании УИК задавать встречные вопросы, давать разъяснения и активно вступать в диалог с членами УИК, доказывая отсутствие нарушения закона
 – Отследить процедуру и результаты голосования членов УИК с ПРГ, оформление решения на бумаге (текст, ФИО и подписи председателя и секретаря, печать УИК, дата и время)
Практика удалений: «…удалить Зыкова Д.С. … из помещения для голосования в связи с неоднократным нарушением избирательного законодательства, выразившегося в ведении фотосъемки избирательного процесса…»