Минрегионразвития поспешил откреститься от размещённого на сайте ведомства законопроекта, предполагающего ужесточить меры в отношении злостных неплательщиков, вплоть до конфискации жилья. Но, как представляется, это был не столько фальстарт, сколько разведка боем.
Собственно, действующее законодательство и сейчас позволяет отбирать квартиру у должников по оплате услуг ЖКХ. Другое дело, что осуществить эту процедуру можно только в отношении владельцев квартир по договору социального найма. Да и то, существует ряд условий, который делает этот процесс достаточно трудоемким. В частности, разговор о выселении возникает, если наниматель в течение более шести месяцев без уважительных причин не вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Однако стоит ему погасить задолженность хотя бы частично, и данная процедура прекращается.
Что касается непосредственно собственников жилья, то за неуплату накопившихся долгов их имущество может быть описано судебными приставами, однако выселить человека из квартиры, если она является для него единственным местом проживания, невозможно в принципе.
И вот этот принцип и решили отменить авторы законопроекта, размещённого несколько дней назад на сайте Министерства регионального развития.
Согласно тексту документа, если собственник жилого помещения не исполняет обязательства по внесению платы за услуги ЖКХ, «управляющая организация вправе обратиться в суд с иском об обращении взыскания на жилое помещение (его часть), принадлежащее должнику на праве собственности». При этом оговаривается, что иск может быть подан в том случае, если долги ЖКХ превысили 5% рыночной стоимости жилья, а начальная цена выставленной на публичные торги жилплощади не должна быть выше 80% от независимой оценки.
Очевидно, что при таком подходе под удар попадут в первую очередь жители небольших населенных пунктов, с невысокой стоимостью квадратного метра. Так, например, если в Москве однокомнатная квартира в «хрущевке» оценивается в среднем в 5 млн рублей, то аналогичная жилплощадь в региональных райцентрах не превышает одного миллиона рублей, составляя в среднем 800-900 тысяч рублей. Так что, если при прочих равных условиях среднестатистический москвич (и житель любого крупного города) имеет долговой люфт в несколько лет, то вот жители райцентров могут распрощаться с квартирой спустя те же самые 6-8 месяцев. А учитывая аппетиты некоторых управляющих компаний, выставляющих жильцам поистине астрономические счета за свои услуги, этот срок может существенно сократиться.
Вызывает серьёзные вопросы и то, что разработчики поправок оставили за скобками вопрос о том, кто будет проводить оценку. А ведь в данном случае это один из наиболее принципиальных моментов, поскольку мнение относительно рыночной цены попавшей под прицел управляющей компании квартиры у разных оценщиков также может быть разным. И далеко не всегда в пользу владельца жилплощади. Не стоит и говорить, что подобного рода меры заметно подстегнут рост коррупции.
Правда, авторы законопроекта подстраховались, оговорив, что лишившемуся собственности гражданину будет предоставлено жильё по договору социального найма из так называемого маневренного фонда. Однако, что это за фонд, и что он может предложить, никто пока не знает.
Словом, все подводные камни законопроекта оказались на виду, так что не удивительно, что представители Минрегионразвития поспешили откреститься от авторства. Дескать, мы только откликнулись на просьбу некоммерческого партнерства «ЖКХ Развитие» вынести на экспертное и общественное обсуждение данную инициативу, предоставив свою площадку. А сами, конечно, это предложение не поддерживаем.
Впрочем, несколько отстраненная позиция профильного министерства ещё ни о чём не говорит. Необходимо понимать, что загадочная НП «ЖКХ Развитие» – это своего рода экспертное сообщество при высших органах государственной власти.
Так, исполнительным директором вышеназванного НП является руководитель рабочей группы по развитию ЖКХ Экспертного совета при правительстве России Андрей Чибис. Председатель совета партнёрства – заместитель председателя Совета Федерации Светлана Орлова. Кроме того, в совет организации входят изрядно оскандалившийся экс-депутат Госдумы от «Единой России» Владимир Пехтин, бывший министр труда и социального развития и член Экспертного совета при правительстве Александр Починок и другие.
Так что в данном случае можно с уверенностью говорить о том, что эта идея бродит в правительственных кругах, где у неё имеются серьёзные лоббисты.
Да, проблема неплатежей существует. Да, есть граждане, считающие ниже своего достоинства вовремя оплачивать коммуналку. Но, с другой стороны, злостные неплательщики появляются и вследствие деятельности недобросовестных управляющих компаний, порой выставляющих такие счета за квартплату, которые доводят некоторых пенсионеров до сердечного приступа. Бывают и совсем уж курьезные случаи. Достаточно вспомнить, как одна из управляющих компаний во Владимирской области через суд попыталась взыскать 76-тысячный долг по оплате «коммуналки» у 11-летнего мальчика.
Иной раз особо прагматичные УК обращаются за помощью в органы опеки, сотрудники которых тут же появляются на пороге неплатежной квартиры, составляя акт о финансовой несостоятельности семьи и изымая у неё детей до выплаты задолженности.
Конечно, управляющие компании вправе рассчитывать на своевременную оплату предоставляемых ими услуг, но и жильцы должны иметь рычаги воздействия на коммунальщиков. А сейчас в этой сфере существует определённый перекос именно в сторону УК.
На сегодняшний день складывается ситуация, когда тарифы растут ударными темпами, однако качество предоставляемых услуг оставляет желать лучшего. Не говоря уже о том, что некоторые управляющие компании порой искусственно образуют задолженность перед ресурсоснабжающими организациями, возлагая бремя ответственности на жильцов по принципу круговой поруки.
Очевидно, что если скандальный законопроект будет принят, произвол с их стороны только усилится.