фото

В июне 1953 года по окончании РУ Плавсостава большую группу выпускников направили работать на судах ОВСГ Тихоокеанского флота в город Порт-Артур КНР. Это были буксиры вспомогательного флота на военно-морской базе СССР. Мне посчастливилось работать на историческом буксире МБ-45, на котором еще в дни портатурской блокады японцами выходил к эскадре на внешний рейд адмирал Макаров.

Команды буксиров состояли из нас, выпускников, и китайцев. И в надпалубной, и в машиннной командах специалистами 1 класса были наши ребята, а 2 класс состоял из китайских моряков. Жили мы дружно. Скоро научились общаться друг с другом. Какие-то китайские выражения остались в памяти и через вот уже 60 лет.

На фоне исторических мест особенно воспринимались события полувековой давности, описанные в замечательном романе Степанова “Порт-Артур”. В то время все происходящее мы воспринимали через призму волнующего состояния романтики.

Именно романтика подтаклвивала нас на участие в критических ситуациях, которые в море случаются нередко. Помню, над старым городом возвышается Перепелиная гора, на которой японцы в честь победы в Русско-японской войне 1904-1905 годов возвели огромный памятник в виде артиллерийского снаряда. Убрать этот неприятный объект было невозможно, потому что при его силовом разрушении потсрадал бы находящийся под сопкой город. Так и стоит эта достопримечтальность по сей день, являясь символом Порт-Артура.

фотоСамое яркое воспоминание о Китае – это поразительное трудолюбие этой нации. Помню, на один из китайских островов – Хайяндао – буксировали несколько раз баржи со взрывчаткой, инстурментом – кирками, лопатами и коромыслами с огромными корзинами. Остров представлял собой огромную скалу. Китайцы вручную строили вокруг этой каменной глыбы дорогу, используя только взрывы, а потом вручную в корзинах на коромыслах таскали щебень в море.

Для нас удивительным было то, что, не в пример нам, рабочие трудились весь световой день, без привычных для нас “перекуров”. К нашему следующему прибытию уже был готов огромный участок рукотворной дороги. И это все вручную!

В те времена бросалась в глаза ужасающая нищета населения. До сих пор в мои сны приходят картины того Порт-Артура.

Первую радость за выдающиеся свершения в Китае я испытал на промышелнной китайской выставке в Москве в 80-х годах. Это была совсем другая, уже мощная, с огромными перспективами страна, уже к тому времени шагнувшая в космос. На телевидении есть программа о Китае на русском языке. Я всегда с интересом и гордостью за этот трудолюбивый народ смотрю эти передачи.

А тема Порт-Артура возникла у меня благодаря очень беспокойному в его возрасте историку Владимиру Перцеву, и удивительному человеку, такой же непоседе Людмиле Круткиной. Как объединительный центр, она собрала вокруг этой темы уже многих бывших портуартуровцев.

Сама она уже не раз побывала в этом историческом городе, сделала множество снимков и даже сняла целый фильм о современном Порт-Артуре. Обзванивала бывших портартуровцев, приглашая их на просмотр фильма и фото-архива. Так мне посчастливилось побывать у семьи Круткиных. Сравнить оставшийся в памяти Порт-Артур и нынешний. Когда ты имеешь возможность соприкоснуться с временем романтической юности, это многого стоит.

Наши морские будни в Китае по решению Мао Цзе Дуна закончились в 1955 году передачей наших буксиров и всей базы в Порт-Артуре Китаю. Эта страна с тех пор идет семимильными шагами в своем развитии. Сегодня уже никого не удивляет ни китайские спутники в космосе, ни собственное ракетостроение, ни вал ширпотреба, завалившего весь мир. У одних соседей это вызывает зависть, у других обоснованные опасения. Пожелаем великому соседу искренней дружбы с Россией.

Геннадий Ястребов,

г. Владивосток.