фото

Как «Олимпийский» встретил и провел главный боксерский бой года Кличко—Поветкин

Чемпион мира в тяжелом весе по версиям IBF/IBO/WBA/WBO украинец Владимир Кличко (справа) и регулярный чемпион WBA россиянин Александр Поветкин ведут бой за титул чемпиона мира по версиям WBA, IBF, WBO, IBO

В главном боксерском поединке года Владимир Кличко без проблем разобрался с Александром Поветкиным. Отправив соперника в нокдаун уже во втором раунде, украинец полностью уничтожил его в седьмом, и только Поветкин и его врачи знают, какой ценой ему удалось достоять до конца 12-го. Но бой Кличко—Поветкин — это не только история о том, как один спортсмен, уступая в классе другому, проявляет мужество и вызывает уважение к себе. Это еще и история российского мира спорта. Во всей его жестокости, беспощадности и бессмысленности.

«Не слушай судью! Бей его!» — истошно орал голос кого-то из помощников Поветкина из российского угла на протяжении всего боя. Это были единственные тренерские подсказки Александру от его команды. Пока Кличко обрабатывал Русского Витязя своими знаменитыми джебами, раз за разом встречая его бесхитростные наскоки контратаками, а иногда и наваливаясь всем телом в клинчах, все, что мог подсказать угол Поветкина своему спортсмену, так это: «Петух! Бей петуха! Вперед, Россия!»

Этот кто-то не просто орал на весь зал, словно это была дворовая драка. Он выражал чуть ли не национальную идею того угла, в котором оказался российский боксер. Идея проста и незамысловата: не нужен тренерский план на бой, не нужно включать голову и разрабатывать стратегию и тактику. Надо, опустив подбородок, переть вперед, а в спину тебе будет нестись три самых популярных в последнее время в стране лозунга: «Бей петуха!», «Не слушай судью!», «Вперед, Россия!»

Каждый крик из угла Поветкина транслировался «Первым каналом» и другими телекомпаниями. Так Россию, которую вроде как хотели представить всему миру как страну — организатора крупнейшего боксерского шоу, услышали во всех 150 странах мира, где показывали этот бой.

Как боксеры из экс-СССР били друг друга

Хорошо еще, что не увидели изнутри. Такого странного спортивного мероприятия спорткомплекс «Олимпийский» не видел уже давно. Почему-то в российском спорте (хотя и не в спорте тоже) считается, что побеждает тот, кто зальет все вокруг деньгами, и чем бессмысленнее эти вложения, тем лучше. В ночь на 6 октября в «Олимпийском» организаторы боя «сожгли» 25 млн долл. Через несколько дней после того, как правительство заморозило отчисления на накопительную часть пенсии, чтобы расплатиться с нынешними пенсионерами, в стране нашлись люди, которые могут вот так просто за пару часов не задумываясь выкинуть на ветер почти миллиард рублей и еще гордиться этим.

Бой Кличко—Поветкин обошелся, по словам его организатора бизнесмена Андрея Рябинского, в 25 млн долл. (23,233 млн — гонорары спортсменам, и еще 2 млн долл. — организационные расходы). Это вторая сумма в истории мирового бокса — больше было предложено только в 1990 году за бой абсолютного чемпиона мира в супертяжелом весе Джеймса Бастера Дагласа с Эвандером Холифилдом. Соперники Андрея Рябинского, в том числе и братья Кличко, на торгах предлагали в три-четыре раза меньшие суммы. То есть Владимир Кличко был готов биться за 7,1 млн долл., но российская сторона заплатила ему почти 17,5 млн.

Организаторы не слишком-то и старались вернуть эти деньги. Ажиотаж был такой, что зрители вполне бы заполнили весь спорткомплекс «Олимпийский», но для боя удалось снять только половину зала. Дело в том, что на второй половине уже лежат теннисные корты для Кубка Кремля, который стартует на этой неделе. Но команда, которая готовила крупнейший поединок года во всем мировом боксе и вела переговоры о его дате, даже не заглянула в спортивный календарь, чтобы не случилось подобных накладок. В итоге на бой смогло попасть вдвое меньше зрителей, а представителей братьев Кличко до последнего момента не пускали в зал, чтобы оценить условия, в которых состоится поединок.

С продажей билетов тоже получились странные вещи. «Сегодня узнал расценки на бой 5 окт. на черном рынке. Билет в партер 12 – 20 тыс. долл. Билеты в рингсайд достать невозможно ни за какие деньги», — с гордостью писал в своем твиттере Андрей Рябинский. И, похоже, даже не понимал, что признается в огромном менеджерском просчете — в назначении цен на билет. Получается, что 10 тыс. долл. с каждого зрителя ушло в карман спекулянтов, а не организаторов. Бизнесмен Рябинский считается экспертом на рынке недвижимости. Но ранее в твиттере он никогда не гордился сделками, в которых, например, квартира, которую продала его компания за 200 тыс. евро, на следующий день третьими лицами перепродавалась за 1 млн.

Да и со спонсорами как-то неудобно получилось. Похоже, этот бой финансировала в том числе и компания «Роснефть». Но ни в одной рекламе поединка это не было отражено. Зато всех журналистов при заявке на аккредитацию заставили подписать обязательство упомянуть в своих материалах название этого спонсора. Считайте, что упомянул, хотя ни на одном спортивном мероприятии во всем мире даже в голову не приходит выполнять обязанности перед спонсором таким образом.

Организаторские просчеты можно перечислять бесконечно. Но это бессмысленно, когда на кону стоит 25 млн долл., которые надо попросту потратить. Это уже философия спортивного менеджмента в России: деньги зарабатывать на спорте не надо, все равно кто-то, скорее всего государство, придет и даст нужные миллионы, и их надо только освоить. Это золотое правило работает во всех проявлениях российского спорта — от футбола до строительства стадионов. Меняются только суммы и иногда люди. А вот главный лозунг, под которым живет в России спортивный менеджмент, — «это все для подрастающего поколения, которое надо увлечь спортом» — остается неизменным.

Ну что, подрастающее поколение, ты все поняло? Не слушай судью! Бей его!