Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 43 (971) от 25 октября 2011  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

«Список Магнитского» и парусники России

Михаил ВОЙТЕНКО

Парусник «Надежда» лишили надежды из-за «списка Магнитского». Позорище в Сан-Франциско

Российское парусное учебное судно «Надежда» должно было прибыть с визитом в Сан-Франциско 21 октября, на 09:30 местного времени была запланирована постановка «Надежды» к причалу.

Однако визит отменили за час (!) до подхода судна. Российские и американские СМИ пишут, что скорее всего, визит отменен «во избежание нежелательных последствий, которые могут возникнуть в свете прошлогоднего постановления американского суда о возвращении иудейскому движению «ХАБАТ Любавич» исторических книг и документов, известных как «коллекция Шнеерсона», которая никогда не принадлежала этому движению и вообще не покидала территорию России».

Калифорнийские СМИ подробно описали тот конфуз, в который вылилась отмена визита.

У подходного буя вблизи моста Золотые Ворота уже в 09:00 парусник ждал лоцманский катер с лоцманом на борту, на причале 27 стояла швартовная команда, ожидавшая постановки судна к причалу. В море вышли два крупных судна с представителями российской и польской общин (парусник «Надежда» построен в Польше), флотилия небольших прогулочных катеров и яхт, к встрече были готовы и официальные лица, такие например, как генконсул РФ в Сан-Франциско.

Парусника так и не дождались, всеобщее разочарование выплеснулось на страницы калифорнийских СМИ, а смутное объяснение отмены визита в столь оскорбительной форме некими «политическими мотивами» названо возвращением к риторике времен Холодной войны.

При этом американские СМИ пытаются, как ни странно, оправдать действия российских властей, отыскивая некий смысл в нелепых инсинуациях насчет угрозы ареста судна, пишут даже, что парусник с известной натяжкой также можно назвать исторической ценностью – он был построен аж в 1961 году.

Парусник был построен в 1991 году, и не надо связывать внезапную отмену визита с первым попавшимся под руку российских властей предлогом, какими-то там разборками по какому-то архиву. Всё куда проще.

Огромными ослиными ушами за парусами уходящей от берегов Калифорнии «Надежды» встает «список Магнитского» – именно истерика российских властей в связи с негласным запретом ряду российских чиновников на въезд в США и ЕС и привела к внезапной отмене давно ожидаемого визита красавца-парусника, отмене, постыдной по форме и оскорбительной по содержанию.

Если бы за отменой визита стояла реальная угроза задержания парусника по иску движения «Хабат-Любавич», то сразу возникает вопрос к МИДу и российским властям – этой склоке уже не один год, а постановление американского суда принято в прошлом году. Куда МИД и власти смотрели? Почему надо было отменять именно за час? Чтобы плевок был смачнее?

В кого плюнули, зададимся вопросом. Жители Калифорнии и прочих прибрежных штатов Америки, а также Канады или Европы любят и понимают флот и, тем более, парусники. Плюнули в них и в российскую общину, в тех самых мигрантов, которых так жаждут вернуть на родину.

Задержание судна, случись оно на самом деле, было бы только на руку российским властям – первым бы возмущенные крики и вопли подняли не российские, а американские СМИ, потому что повторяю, прибрежное население США к парусникам относится весьма неравнодушно, а к парусникам с молодыми ребятами-курсантами на борту – тем более.

Плюнула наша власть и в лицо этим самым ребятам-курсантам моей любимой альма-матер, моей «бурсы» – Дальневосточного высшего инженерного морского училища, переименованного по отсутствию вкуса и для изменения статуса в Морской государственный университет.

Как омерзительно бесчувственно надо относиться к населению своей страны и к ее надежде, молодому поколению, чтобы вот так походя обгадить курсантов, парусник и училище!

Но дело поглубже, чем испохабленное настроение, позор и материальные убытки от отмены визита. Конечная цель «Надежды» – Гавайи, Гонолулу, куда парусник должен подгадать под саммит АТЭС, планируется нечто вроде торжественной акции передачи эстафеты проведения этих саммитов Владивостоку, ведь как известно, следующий саммит состоится именно там.

Опять же, и не это главное. Главное – зачем это нужно руководству Морского университета, которому принадлежит парусник, и самому паруснику. Это им нужно не от хорошей жизни.

В Российской Федерации 5 крупных парусных судов. Из них только «Крузенштерн» практически полностью субсидируется государством, остальные вынуждены, как те волки, кормить себя сами. То есть какие-то средства выделяются, но они недостаточны, в федеральном бюджете нет отдельной строки, каковая есть у Крузенштерна. В частности, нет денег на ремонт.

Поэтому наши российские парусники, гордость России и ее флота, высунув языки и поставив все паруса с огромным гербом РФ на самом большом из них, носятся по всему миру в поисках подаяний (спонсоров). Именно на это и рассчитывают владельцы и менеджеры «Надежды» – на саммите АТЭС в Гонолулу найти и «раскрутить» на спонсорство добрых толстых дядей.

Неверящие могут зайти на сайт Университета в раздел, посвященный паруснику, и прочитать об этом в интервью руководителя рейса. Наши парусники то возят туристов за деньги, то подряжаются перевозить партии подержанных автомобилей, то устраивают очень шумные кругосветные и трансокеанские плавания под лозунгами обучения курсантов морскому делу и повышения престижа России, а на деле – пытаясь найти спонсоров, заткнуть пробоины в бюджете судов и сохранить их на плаву.

Так теперь что, отменят и заход в Гонолулу? На что будем нашу «Надежду» ремонтировать, хотелось бы спросить наши власти? Может быть, деньги выделят эти ребята из списка?

Такие парусники уникальны и неповторимы, их по всему миру пара дюжин. Финансово они убыточны. Их финансируют государства, как свою гордость, как свой престиж, свой флаг. Для понимающих людей, tall ship, большой парусник – куда более престижная собственность государства, чем новейший танк или вертолет.

В Реестре хозяином «Надежды» записан не университет, а государство, парусник к его несчастью, собственность правительства.

И вот имеем, значит, такую любопытность – деньги государство не дает, выкручивайся, парусник, как знаешь, а дивиденды, тем не менее, гребет. Парусник-то очень престижный! Но более того, правительство, государство не дает паруснику и возможности эти деньги самому заработать или найти, требуя соблюдения «государственных интересов».

Это «список Магнитского», что ли, является государственным интересом? Эти существа, которые все вместе не стоят и одной швабры «Надежды», они что ли, наш главный интерес?

На что только нет денег у нашего государства! На провал под названием Объединенная Судостроительная Корпорация – есть. На авантюру устройства транзита по Севморпути (авантюра требует отдельных многих статей, но это авантюра, и крупные аварии с тяжелыми последствиями – не за горами) тоже есть. На АТЭС во Владивостоке и снежную Олимпиаду под пальмами – не просто есть, деньгами мостят дороги. А вот на четыре парусника денег нет. Не поднять такую ношу Отечеству.

Удивляюсь я руководству страны, давно и глубоко. Люди там редко кто под 50, в основном далеко за 50 и 60 и поболее. В таких годах люди имеют свойство мудреть. Думать о той самой окончательной ответственности, окончательном суде наших дел и нашей жизни, который ждет каждого из нас. И начинать этого суда побаиваться, то есть начинают понимать тщетность мирской суеты и бесконечную вечность возможной ответственности.

Хорошо, если ТАМ никого и ничего нет. А если есть? Тут миг, а ТАМ вечность. Ни хрена, нашим не страшно. Не нашим тоже не очень страшно, будем справедливы. Не понимаю. И даже где-то их жалею.

Михаил ВОЙТЕНКО, главный редактор «Морского бюллетеня», блог «Эха Москвы».


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100