Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 50 (821) от 10 декабря 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

«ФАС» не видит нарушений

Виктория Рябова.

В зале ученого совета ВГУЭС прошли общественные слушания по результатам деятельности Приморского отделения Федеральной Антимонопольной службы (ФАС).
Деятельность ФАС мониторили на кафедре маркетинга и коммерции Института менеджмента, бизнеса и экономики по всем экономическим направлениям. Возглавляет институт Латкин Александр Павлович — д.э.н., профессор.



На неудобные вопросы
чиновница не отвечает.
Основными исполнителями мониторинга были Шевченко Юлия Александровна (старший преподаватель кафедры ИМБЭ, которая с 1997 по 2003 год работала в Приморском УФАС) и Юрченко Наталья Александровна (старший преподаватель кафедры).


Характеристика

Адрес Управления федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю: 690000, г. Владивосток, ул. 1-я Морская, д. 2, тел.: (4232) 22-94-95. Портал в сети Интернет:
http://primmap.stl.ru

Руководитель управления ФАС — ТаланцевВладимир Иванович, Государственный советник РФ 3-го класса. Общая численность сотрудников Приморского УФАС составляет 33 человека.

Респондентами выступили представители бизнеса и власти, некоммерческих организаций и широкой общественности Приморского края, деятельность которых пересекалась или предположительно может пересекаться с деятельностью ФАС, а также журналисты. 52% экспертов отметили проблему нарушения антимонопольного законодательства (включая некачественную рекламу) как остро стоящую для Приморского края. По этому поводу высказывались такие мнения:

— «Очень остро, но ФАС не в состоянии противостоять нарушениям, которые делают компании, принадлежащие чиновникам»;

— «Государственная монополия на сегодня самая страшная, надо с ней разбираться. Остальные приоритеты потом…»

36% сказали, что не готовы ответить на данный вопрос. Это может говорить о том, что 36% лиц, хотя и имеют общее представление о функциях, возложенных на ФАС, но не знают о конкретной деятельности УФАС на территории края и не имеют возможности оценить ее масштабы.

Наиболее злободневным вопросом является вопрос роста цен на потребительских рынках. Особенно остро стояли проблемы повышения цен на хлеб (18% публикаций) и на нефтепродукты (15% публикаций). Территориальное Управление ФАС упоминался и как эксперт по вопросам ценообразования и как орган, наделенный регулирующими полномочиями. В отношении цен на рынке хлеба Приморское управление заняло четкую позицию и подробно разъясняло общественности, что нарушения антимонопольного законодательства в данном случае отсутствуют, а увеличение цен продиктовано экономическими условиями.

В случае с ценообразованием на нефтяном рынке, необходимо отметить, что до населения доводилась информация о проводимых мероприятиях, направленных на защиту интересов граждан, но их результативность весьма незначительна. Кроме того, не были названы причины роста цен, а также причины, по которым государственные органы власти не могут повлиять на ситуацию. Такая позиция явно не способствует укреплению позиций ФАС в глазах общественности и потребителей. В процессе мониторинга был выявлен факт массового нарушения интересов граждан.

Мы не узрели пошлость!

На федеральной трассе Владивосток-Хабаровск был размещен рекламный щит, содержание которого носило крайне пошлый и оскорбительный характер. Под слоганом «Японские краны – поднимут любому» изображены обнаженные женские ноги в фривольной позе и между ними – подъемный кран. Причем слова «поднимут любому» выделены крупным шрифтом.

По мнению заявителя, данная реклама нарушала нормы морали и нравственности. Плакат украшал город более шести месяцев, его видели и взрослые, и дети. Только после ПИСЬМЕННОГО обращения представители ФАС направили данную рекламу на экспертизу. Согласно заключения общественных организаций «Дальневосточное межрегиональное родительское собрание» и ассоциации рекламных компаний «Содействие» реклама оценивается как непристойная.

ФАС было возбуждено административное дело и спустя месяц после обращения гражданки, реклама была демонтирована рекламодателем добровольно. Со стороны УФАС производство по делу было прекращено, а сам факт грубого нарушения закона не признан. Это, несмотря на то, что согласно ст. 5 части 6 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается использование непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений.

Работа по демонтажу была проведена только после ФОРМАЛЬНОГО обращения в ФАС. Таким образом, сам факт демонтажа рекламы является следствием «учета мнений отдельных граждан» (согласно решения ФАС, цитата), а не следствием нарушения закона и действий контролирующих органов.

При оценке эффективности работы Приморского УФАС эксперты отметили, что провести оценку сложно, так как результаты слабо освещены в СМИ, в работе ТУ ФАС отсутствует прозрачность. Основываясь на той информации, которой владели эксперты, работа Приморского УФАС была оценена ими на три балла по пятибалльной шкале. Только 8% экспертов оценили работу Приморского УФАС положительно и указали на ее эффективность.

Некоторые эксперты отмечали, что деятельность ФАС тормозится высокопоставленными лоббистами. В качестве основных причин низкой эффективности работы Приморского УФАС назывались: формальный подход к выполнению своих обязанностей, отсутствие обратной связи с населением и видимых результатов работы, большое количество нарушений законодательства, нечеткие государственные приоритеты, «замалчивание» проблем, волнующих население, личная незащищенность сотрудников ФАС перед крупными и влиятельными оппонентами, аффилированность чиновников и бизнеса, замкнутость деятельности.

Неудобные вопросы

Среди приглашенных на общественные слушания журналистов было мало. Всего несколько человек. После докладов наступило время вопросов-ответов.

Меня интересовала реакция УФАС на следующие проблемы:

1. ДЭК (дальневосточная энергетическая компания) рассылает населению на платежках несуществующие долги. Некоторые идут в суд и даже выигрывают, но ДЭК это не останавливает. Монополист продолжает рассылать платежки.

2. Потребитель решил отказаться от централизованного отопления и заменить его альтернативным, но «Теплоэнерго» всеми силами противится этому. Граждане обращаются в суд, но судьи часто встают на сторону монополиста.

Какова реакция на эти проблемы УФАС?

На эти вопросы представительница многоуважаемой и такой важной службы отреагировала следующим образом. Она задала мне встречный вопрос: «А вы хоть знаете чем занимается ФАС?»

Чиновница заявила, что данные вопросы относятся к защите прав потребителя, а для особо тупых назвала, что с 2004 года защитой прав потребителя занимается соответственный отдел РОСТЕХНАДЗОРА. А потому нет смысла отвечать на вопросы не по теме.

И сказала, мол, мы пытались привлечь к ответственности предприятия нефтебизнеса, уличив их в сговоре, но за недоказанностью от этих намерений пришлось отказаться.

Примерно такой же по содержанию был ответ на запрос студентки. Запрашивалась информация о рынке нефтепродуктов Приморского края. Федеральные органы государственной власти обязаны обеспечить доступ граждан и организаций к вышеуказанной информации, за исключением сведений, отнесенных к информации ограниченного доступа. Студентке было отказано в предоставлении информации по причине… непринадлежности к ТУ ФАС.

УФАС было рекомендовано создать телефон доверия, больше взаимодействовать со СМИ, чаще приглашать журналистов на брифинги и пресс-конференции. В общем быть ближе к народу.

Таковы основные рекомендации преподавателей и студентов ВГУЭСа.

Но лично мне после такого «вежливого» ответа чиновницы ТУ ФАС общаться с этим органом расхотелось.

Виктория Рябова,
фото Галины СМАКОТА


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100