Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 50 (821) от 10 декабря 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Кому стал поперек горла японский автопром

Виктория РЯБОВА.

Вновь правительство РФ решило задушить Приморье, запретив правый руль и вводя новые людоедские пошлины на ввоз иномарок. Автовладельцы и автодиллеры края не так давно провели акцию протеста, в которой приняла участие значительная часть приморцев.

Более 2 тысяч праворуких автомобилей с зажженными фарами, с визгом и гудками проехали по Владивостоку от Зари до площади Борцам за власть советов. Однако, эта акция, что называется по барабану нашим отцам командирам из правительства РФ. Сказано, «лиминимум», значит «лиминим», и нечего тут бастовать! Вперед батьки в пекло.

Море, креветки, «Зеленый угол»

На прошедшей неделе все заинтересованные и занятые так или иначе в автобизнесе собрались за круглым столом во ВГУЭСе, чтобы обсудить положение дел и решить как жить дальше. Всего в обсуждении приняло участие 28 компаний. Выступающие вывели свои цифры, и оказалось, что по самым скромным подсчетам в автобизнесе и вокруг него занято более 60% жителей Приморья. Это 40% рабочих мест от всего объема. И у приезжих наш край ассоциируется с морем, креветками и «Зеленым углом». Приморье осуществляет 20% импорта иномарок от всего российского объема. 80% вагонов ДВЖД — это автомобильные сетки. Только за прошедший год через приморские порты прошло 290 тысяч «янонцев», что принесло в гос.казну в виде налогов около 25 млрд рублей. Для сравнения на поддержку малого и среднего бизнеса Правительство РФ выделит на будущий год всего 10 млн. рублей. Безусловно, автобизнес для Приморья — это единственный источник доходов и жизни вообще. «Подарки», приготовленные для приморцев, станут смертельным ударом ниже пояса.

Что делать дальше и как жить — пожалуй самый актуальные вопросы, волнующие большинство приморцев. Смурные, озабоченные и озадаченные автобизнесмены решили создать инициативную группу, в которую вошли 18 добровольцев. Мужики, проезжая по Чимтинской области, признались, что там полный деприсняк, и не дай Бог это произойдет с Приморьем. Они уже направили официальное обращение к отцам города и края. В очереди правительство РФ и непосредственно Премьер и Президент.

Защитим экономику России, разорим Приморье

В 2010 году в России будет принят технический регламент, который запретит ввоз праворульных машин, автомобилей с красными поворотниками и небезопасных «китайцев». Разработчики признают: эти меры должны защитить не столько автомобилистов, сколько отечественную экономику.

Государство все сильнее затягивает «смертельную петлю» на ввозе бэушных иномарок в Россию. Вместе с ростом таможенных пошлин и борьбой зарубежных автокомпаний с «серым» импортом в ближайшее время будет принят сводный технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств». Регламент призван утвердить новые требования к автомобилям, а также четко определить: ввоз на территорию России машин, не соответствующих национальным стандартам, запрещен. «С момента вступления в силу этого закона, праворульные автомобили не смогут получить сертификационное одобрение на эксплуатацию в России», – рассказал «Газете.Ru» один из разработчиков регламента заместитель директора Государственного научного центра НАМИ Борис Кисуленко на конференции по техническому регулированию в области автотранспортных средств. По его словам, Россия – страна с правосторонним движением, значит, и в регламенте будет записано, импортируемые модели должны этому условию соответствовать.

«Что касается уже ввезенных и растаможенных машин, то тут закон обратной силы не имеет – они смогут свободно перемещаться по стране до конца их эксплуатационного срока службы», – рассказал замдиректора НАМИ.

Сейчас специалисты ведомства работают над технической подготовкой регламента, а инициаторами грядущих изменений прежде всего являются Ростехрегулирование (отвечает за стандартизацию), Объединение автопроизводителей России (ОАР) и Ассоциация автомобильных инженеров (ААИ), которая в основном состоит из сотрудников отечественных автокомпаний. Разработчики изменений поясняют, с 1987 года Россия присоединилась к Женевскому соглашению, принятому в 1958 году. Согласно этому документу, вся производимая и импортируемая автомобильная техника проходит обязательное подтверждение национальным стандартам и требованиям безопасности соответствующим международным нормам.

По существующим правилам, все новые модели машин, которые автопроизводители собираются продавать в России, должны получать сертификат одобрения типа транспортного средства (ОТТС).

Если на определенную модель уже получен сертификат ОТТС, то он автоматом распространяется и на все последующие машины этой серии. Впрочем, это условие не действует на автомобили с пробегом. Благодаря этому, сейчас недорогие и качественные японские б/у-машины могут беспрепятственно попадать в Россию при единственном условии – соответствие экологическим требованиям «Евро-3». Впрочем, коммерсанты используют эту лазейку и для новых машин – они искусственно «старят» автомобиль. «Новые китайские автомобили с пробегом 40 км ввозятся как «б/у», и таких, по самым скромным подсчетам, уже ввезено более 40 тыс.», – отмечает исполнительный директор ОАР Игорь Коровкин. По его словам, китайский автопром изучил все погрешности российского законодательства и пользуется ими.

Разработчики техрегламента, который серьезно ужесточит правила сертификации автомобилей, в первую очередь подержанных, свою позицию поясняют так: импорт иномарок с пробегом за последнее время приобрел угрожающий характер для интересов автокомпаний, работающих в России, и экономики государства в целом.

«Ежегодно в Россию ввозится около 300 тыс. автомобилей, не соответствующих национальным требованиям РФ по светотехнике, обзорности, экологическим нормам, а также не предназначенных для правостороннего движения», – говорится в резолюции ААИ.

Новый техрегламент должен заполнить этот пробел в законодательстве. Сертификация бывших в употреблении машин будет проходить по более упрощенной схеме, чем для новых моделей, но ОТТС придется получать вне зависимости от того, кто ввозит – физическое или юридическое лицо. Машины с правым рулем, красными поворотниками, а также небезопасные при ДТП, не смогут пройти сертификацию. Такое решение оказалось непростым даже для разработчиков техрегламента. «Подумайте еще раз, к чему это приведет. Россия останется без импорта машин с пробегом из США, Японии, ОАЭР и многих машин из Китая», – обратился к присутствующим на конференции замруководителя Всероссийского научно-исследовательского института стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) Александр Куликов.

Больнее всего нововведение ударит по дальневосточным регионам, традиционно зависимым от импорта бэушных иномарок из Японии.

По разным оценкам, этот бизнес дает заработок от 300 до 500 тыс. жителям Приморья. В ноябре в ряде городов прошли протестные акции граждан против повышения таможенных пошлин и запрета правого руля, но никакой реакции чиновников на них не последовало.

Также техрегламент предусматривает контроль за тюнингом и технической доработкой машин. Все, кто пожелает усовершенствовать свой автомобиль, сначала будут обязаны предоставить техническое обоснование надежности и безопасности доработки в сертификационный орган. Затем автомобиль с внесенными изменениями надлежит привезти на испытания экспертам.

После заключения специалистов придется регистрировать в ГИБДД все внесенные изменения. То же самое касается единичных самоделок.

В ОАО «АвтоВАЗ» положительно оценивают принятие регламента и уверяют, что это не связано с протекционистской политикой для отечественного автосектора. «Наши «Калины» и «Приоры» уже продаются в Евросоюзе, поэтому у нас не возникнет проблем с регламентом, – прокомментировал «Газете.Ru» главный конструктор «АвтоВАЗа» Евгений Шмелев. – Теперь мы сможем оптимизировать финансирование и целенаправленно его применять в производстве». Шмелев отметил, что регламент может неприятным образом сказаться на выпуске «Жигулей-классика», но их производство завод пока не собирается прекращать.

Замруководителя Ростехрегулирования Сергей Пугачев сообщил, что в декабре – январе проект регламента будет направлен в правительство на утверждение. Одновременно с этим в Госдуме пройдут законодательные чтения по проекту поправок в закон «О безопасности дорожного движения». Эти изменения необходимы для согласования с законом «О безопасности колесных транспортных средств». По оценкам Пугачева, новый регламент вступит в силу не раньше середины 2010 года.

Откаты надо отрабатывать

В настоящее время «АвтоВАЗ» получил в общей сложности семь млрд рублей от банков «ВТБ» и «Глобэкс». Три с половиной млрд получил «КамАЗ» от Сбербанка. Таганрогскому автозаводу выделили два млрд. рублей. Для Sollers ВТБ даст более семи млрд рублей. Сообщается, что у группы «ГАЗ» открыт большой кредитный лимит. На шесть млрд. рублей и один млрд долларов в Сбербанке и четыре млрд. в Газпромбанке. Также для некоторых автопроизводителей банки согласились на отсрочку платежей. Сроки кредитования составят от полугода до года.

Более того, сегодня министр промышленности и торговли Виктор Христенко на встрече с Президентом Медведевым заявил, что правительство РФ готовит новые меры по поддержке автопрома. В чем это будет выражаться, пока не озвучено. Напомним, что ранее правительство одобрило проект о существенном повышении пошлин на иномарки и введение налога на ввоз кузовов для иномарок. Министр промышленности заявил, что поддержка отечественного автопрома является приоритетной задачей, т.к. он представляет реальный сектор экономики и в нем на сегодняшний момент занято около полутора млн человек.

Виктория РЯБОВА
по сообщениям информагенств.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100